Использование приемов этнокультурной педагогики как средство формирования духовно-нравственных качеств младших школьников

Полежаева Роза Рахимовна, учитель начальных классов,
МОУ Чарковская РШИСПОО, Усть-Абаканский район
Использование приемов этнокультурной педагогики
как средство формирования духовно-нравственных качеств
младших школьников
Во все века и у всех народов высоко ценится духовно-нравственная воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана с тем, что:
наше общество нуждается в подготовке высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепшие чувства ребенка;
нравственные знания дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Республика Хакасия, в которой проживает более 100 национальностей, отличается устойчивостью межнациональных отношений. Духовные ценности каждого народa, их обычаи и традиции в течение многих веков играли решающую роль в нравственном становлении подрастающего поколения. Общение с другими народами способствовало выработке у народов глубокого уважения к образу жизни, культуре, обычаям и традициям других национальностей.
Приоритетными направлениями по воспитанию духовно-нравственной личности на традициях народной педагогики являются: изучение родного языка и культуры как основы формирования национального самосознания; приобщение к национальным обычаям, обрядам, верованиям народа, к художественно-прикладной деятельности, быту, национальным видам одежды, кухне, ремеслам; формирование чувства уважения к совместно проживающим народам, их языку и обычаям, воспитанию толерантности, гуманистической культуры межнационального общения. Изучается материал детьми на доступных формах и расположен он в соответствии с возрастными особенностями детей по принципу от простого к сложному. Предполагает воспитание социально-активной личности, бережно относящейся к богатствам природы и общества, расширяет словарный запас учащихся, укрепляет любовь детей к своей родине, неисчерпаемым оттенкам и краскам языка. Используются театральные приемы, музыка, танцы, рисунки, экскурсии.
Знакомясь с устным народным творчеством, дети учатся житейской мудрости, не устают удивляться красоте родного языка, наблюдательности и сметливости человека, пробуют сами сочинять сказки, загадки, потешки, игры и т.д. Дети учатся делать то, что умели их бабушки и дедушки: куклы, амулеты, игрушки, вышивать, шить красивую национальную одежду. Активно используются игры, сказки, загадки, пословицы, и т.д. Значит, у детей, начиная с младшего школьного возраста, формируется культура межнационального общения, воспитывается толерантность, терпимость.
Освоение внешнего мира и познание самого себя у младшего школьника происходит во взаимодействии с родителями, учителями, другими взрослыми, детьми, существуют различные пути формирования духовного наследия, нравственности в учебно-воспитательном процессе: через урок, экскурсии, игры, кино, выставки и др. Нельзя позволить, чтобы исчезли вековые традиции народа. Народные традиции помогают социализации личности, особенно традиции воспитания. Например, милосердие в «Пригрей сироту», «Поделись с неимущим», также народные праздники «Чыл пазы» « Тун пайрам», и др., идущие из глубин веков, несущие огромный воспитательный вклад.
На внеклассных мероприятиях учащиеся изучают обычаи и традиции народов, проживающих в республике, организуют и проводят национальные праздники, учатся уважать культуру своего и других народов, у них развиваются познавательные и интеллектуальные способности, формируются патриотизм и культура межнациональных отношений. Программа воспитательной работы школы направлена на расширение кругозора детей, она позволяет приобщить их к активному усвоению общечеловеческих, нравственных и культурных ценностей.
Система воспитательной работы нашей школы основана на народной педагогике.
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«ЗНАЙ И ЛЮБИ РОДНУЮ ХАКАСИЮ»
Цель программы: приобщение детей и их родителей к ценностям народной культуры, обычаям; оказание помощи детям в развитии творческих способностей;
Задачи: - создать условия для развития ребенка как субъекта культуры и собственного творчества;
- формировать интерес к изучению истории, культуры и быта народов, к традициям и истокам народной мудрости;
- воспитывать бережное отношение к устному народному творчеству, красоте родной речи, к обрядам и обычаям старины.
Участники игры-путешествия: учащиеся начальных классов, родители.
В основе программы – изучение Хакасии, её природы, культуры, народного творчества, жизни знаменитых людей, прошлого, истории Хакасии.
Реализация программы проводится в виде игры-путешествия по родной Хакасии в 4 этапа:
I этап. «Я и мир вокруг меня» (участвуют учащиеся 1 класса)
Выделяются следующие периоды:
«Я» - сентябрь.
«Я и моя семья» - октябрь.
«Я и моя школа, мой класс» - ноябрь.
«Я и мои друзья» - декабрь.
«Я и спорт» - январь.
«Я и мое здоровье» - февраль.
«Я и мое село» - март
«Я и природа» - апрель
«Я и мир» - май
II этап «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь!»
(участвуют учащиеся 2 класса)
«Родина начинается с моего дома» - сентябрь
«Моя улица» - октябрь
«Вместе дружная семья» - ноябрь
«Мои родители и их профессии» - декабрь
«Мои друзья и их увлечения» - январь
«Играем вместе» (национальные игры и развлечения) – февраль
«Мама, бабушка и я – вот такие мы друзья» - март
«Чир Ине – Мать-Земля» (национальный праздник) – апрель
«Мы гордимся вами, наши земляки» - май
III этап «Путешествие к истокам» (участвуют учащиеся 3 класса)
«Откуда мы родом» - 1 полугодие
«Уходим в далекое прошлое» - сентябрь
«Моя родословная» - октябрь
«Родословное древо» - ноябрь
«Открываем семейный альбом» - декабрь
«Золотые звезды Хакасии» - 2 полугодие
«Спортивная слава Хакасии» - январь
« Культурное наследие Хакасии» (поэты и писатели) – февраль
« Культурное наследие Хакасии» (художники и музыканты) – март
«Родники Хакасии» (устное народное творчество) - апрель, май.
IV этап «За Родину, добро и справедливость» (участвуют учащиеся 4 класса)
«Кто мы и зачем мы собрались» - сентябрь.
«Что нас объединяет» - октябрь.
«Что нам дороже всего» - ноябрь.
«О ком мы заботимся» - декабрь.
«С кем мы сотрудничаем» - январь.
«Мы сами решаем, кто или что помогает нам жить интересно» - март.
«Если ты с нами, то» - апрель, май.
Так учащиеся младшего школьного возраста познают тесную связь времени и общества, знакомятся с вековыми традициями, взаимоотношениями природы, человека и общества. В конечном итоге происходит воспитание нравственности и морали, зародившееся и развивавшееся на протяжении многих тысячелетий, воспитание толерантности и уважения народов друг к другу.
Результатом усвоения народных педагогических традиций становится формирование духовно-нравственной личности. С любовью к своему народу, его национальным традициям берет начало любовь к своему многонациональному Отечеству, уважение к культуре другого народа.
Список литературы
Анжиганова О.П. «Традиционное мировоззрение хакасов» Абакан, Хакасское книжное издательство, 1996 г.
Арутюнов С.Л. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. – М., 1989.
Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан, Хакасское книжное издательство, 1996
Александрова В. Г. У истоков педагогики. // Начальная школа. – 2004. - № 2.
Кучерова О. Е. Воспитание духовности в системе учебно-воспитательной работы. // Начальная школа. – 2006. - № 11








13PAGE 14415