ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Полежаева Роза Рахимовна, учитель начальных классов, МБОУ «Чарковская СОШИ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы учителей начальных классов с младшими школьниками становится патриотическое воспитание. Но патриотические чувства не возникают сами по себе – это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека с самого раннего возраста. Патриотические чувства - это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, положительные личностные качества. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
Приоритетными направлениями по патриотическому воспитанию духовно-нравственной личности на традициях народной педагогики являются:
изучение родного языка и культуры как основы формирования национального самосознания; приобщение к национальным обычаям, обрядам, верованиям народа, к художественно-прикладной деятельности, быту, национальным видам одежды, кухне, ремеслам;
формирование чувства уважения к совместно проживающим народам, их языку и обычаям, воспитанию толерантности, гуманистической культуры межнационального общения.
Изучается материал детьми на доступных формах и расположен он в соответствии с возрастными особенностями детей по принципу от простого к сложному. Предполагает воспитание социально-активной личности, бережно относящейся к богатствам природы и общества, что расширяет словарный запас учащихся, укрепляет любовь детей к своей родине, неисчерпаемым оттенкам и краскам языка. Используются театральные приемы, музыка, танцы, рисунки, экскурсии.
Знакомясь с устным народным творчеством, дети учатся житейской мудрости, не устают удивляться красоте родного языка, наблюдательности и сметливости человека, пробуют сами сочинять сказки, загадки, потешки, игры и т.д. Дети учатся делать то, что умели их бабушки и дедушки: куклы, амулеты, игрушки, вышивать, шить красивую национальную одежду. Активно используются игры, сказки, загадки, пословицы, и т.д. Значит, у детей, начиная с младшего школьного возраста, формируется культура межнационального общения, воспитывается толерантность, терпимость.
Освоение внешнего мира и познание самого себя у младшего школьника происходит во взаимодействии с родителями, учителями, другими взрослыми, детьми, существуют различные пути формирования духовного наследия, нравственности во внеурочной деятельности: через экскурсии, игры, кино, выставки и др. Больщое значение имеет непосредственное участие в акциях милосердия «Пригрей сироту», «Поделись с неимущим», участие в праздниках «Чыл Пазы», «Чир Ине» и другие.
Во внеурочной деятельности учащиеся изучают обычаи и традиции народов, проживающих в республике, организуют и проводят национальные праздники, учатся уважать культуру своего и других народов, у них развиваются познавательные и интеллектуальные способности, формируются патриотизм и культура межнациональных отношений. Программа воспитательной работы школы направлена на расширение кругозора детей, она позволяет приобщить их к активному усвоению общечеловеческих, нравственных и культурных ценностей.
Система воспитательной работы нашей школы основана на народной педагогике.
Важно приобщение ребенка к культуре народа, что воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатства страны. Также ребята соприкасаются с далеким прошлым своего народа, знакомятся с их жизнью, обрядами, обычаями; узнают истории возникновения села, изучают свою родословную, традиции своей семьи, готовят и проводят народные праздники, изучают культуру родного края.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территория, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Знакомясь с “Малой Родиной”, ее достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Так учащиеся младшего школьного возраста познают тесную связь времени и общества, знакомятся с вековыми традициями, взаимоотношениями природы, человека и общества. В конечном итоге происходит воспитание нравственности и морали, зародившееся и развивавшееся на протяжении многих тысячелетий, воспитание толерантности и уважения народов друг к другу.
Результатом усвоения народных педагогических традиций становится формирование духовно-нравственной личности. С любовью к своему народу, его национальным традициям берет начало любовь к своему многонациональному Отечеству, уважение к культуре другого народа.
Список литературы
Анжиганова О.П. «Традиционное мировоззрение хакасов» Абакан, Хакасское книжное издательство, 1996 г.
Арутюнов С.Л. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. – М., 1989.
Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан, Хакасское книжное издательство, 1996
Александрова В. Г. У истоков педагогики. // Начальная школа. – 2004. - № 2.
Кучерова О. Е. Воспитание духовности в системе учебно-воспитательной работы. // Начальная школа. – 2006. - № 11