Описание инновационного опыта Разработка и реализация программы Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся


Министерство образования и науки Республики Тыва
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Эрги-Барлык
Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»
Инновационный педагогический опыт на тему:
Разработка и реализация Программы «Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся»
Саая Алена Александровна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории

2015 год.
I .Содержательная характеристика инновационной педагогической деятельности
Актуальность инновационной педагогической деятельности
Актуальность инновационной педагогической деятельности состоит в том, что на сегодняшний день первостепенной задачей современной образовательной системы является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, которое представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Родители, семья и школа – важные социальные партнёры. И не секрет, что в нашем обществе имеются следующие проблемы: низкий уровень духовно-нравственной культуры родителей; некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, а также повышенная агрессия, безнравственность, лень, бездуховность, распущенность, алкоголизм, наркомания, преступность. По данным проведенных опросов и анкетирования в нашей школе 55% педагогов выделяют в качестве одной из ключевых проблем «отсутствие вовлеченности родителей в дела школы», 10% - недостаток доверия родителей к школе, а 20% родителей и 53% педагогов видят в «недостаточном сотрудничестве семьи и школы» основное препятствие в обучении и воспитании школьников. Из 158 опрошенных родителей 37% рассматривают семью в качестве ведущего фактора влияющего на воспитание и обучение, а 49% родителей выделяют в качестве такого фактора школу. Однако, следует отметить, что, несмотря на возросшую потребность во взаимодействии семьи и образовательного учреждения, наличие методических материалов и разработок в данном направлении существует тенденция к отчуждению между педагогами и родителями. Таким образом, назревает необходимость в совершенствовании взаимоотношений семьи и школы, особенно в духовно-нравственном воспитании учащихся. Духовно-нравственное воспитание гражданина России – это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества, основанный на базовых национальных и этнопедагогических ценностях воспитания личности.
Главными в базовых национальных и этнопедагогических ценностях выступают такие общечеловеческие нравственные качества как почитание старших, забота о младших, трудолюбие, которое приносит благополучие. В свою очередь, крепкие семейные, родовые и народные ценностные устои рождают общественные идеалы, куда входят такие понятия как личность, семья, народ, родина, нация, отечество, государство.
В системе воспитания духовно-нравственного воспитания и развития личности первостепенное значение имеет его семья. Семья – колыбель личности. С момента зачатия и рождения ребенок приобщается к культуре семейных отношений через внутренние переживания и колыбельную песню матери, ее добрые и заботливые руки, ее чуткое и мудрое сердце, которое охраняло покой в детских душах, пробуждало чувство сопричастности к своему роду. Культура семейных отношений складывалась с раннего детства: со дня приобщения ребенка к своему роду, в день стрижки родовых волос ребенок осознанно вступает в родовые отношения, присваивает нормы и правила поведения в социуме, приучается вести семейное (аальное) хозяйство, заботится о его благополучии. Традиционная семья у многих народов исторически многодетна и эта особенность создавала благоприятные возможности для воспитания детей в семье. Такими благоприятными условиями являются: глубокая любовь родителей к детям, их авторитет, культ матери, уважительные отношения между матерью и отцом, благоприятная семейная атмосфера, ответственность родителей за воспитание детей, единые согласованные требования к детям со стороны рода, учет половозрастных особенностей – все, что касается семейных традиций воспитания.
Современная тувинская семья в большинстве стала возвращаться к своим истокам, использует народную педагогику, ее прогрессивные идеи и опыт в воспитании детей.
Основными принципами формирования культуры семейных отношений являются пример и любовь родителей, раннее разностороннее воспитание детей, преемственность педагогического опыта, глубокое уважение и почитание матери, старших.
В формировании культуры семейных отношений следует учесть некоторые тенденции:
- однодетность и малодетность являются причиной отсутствия практики взаимного воспитания;
- молодая семья, отделившись от родителей, лишается возможности воспользоваться знаниями в воспитании детей, остается невостребованной мудрость и жизненный опыт бабушек и дедушек;
- социальный и экономический кризисы снижают уровень внутрисемейного эмоционального настроя и не создают благоприятную атмосферу взаимопонимания, условий для общения в семье, межпоколенного взаимодействия, в итоге – семейного воспитания.
Семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, которая в повседневной жизни совершает великое таинство – формирование личности человека.
Родитель – профессия непрофессиональная, но по сути педагогическая. Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственным ребенком. При разработке Программы необходимо учесть реализацию следующих задач:
- создание условий для понимания подростком значимости СЕМЬИ как территории безопасности, где каждый член семьи чувствует ответственность за ее благополучие, где каждому тепло, уютно, где всегда тебя поймут и поддержат, где на примере родителей подросток учится жить, решать вместе насущные вопросы семьи;
- формирование уважения и почитания своих родителей, старших представителей рода;
- воспитание нравственных установок, предписаний, правил поведения по отношению к семье.
1.2.Содержательная форма представления инновационной педагогической деятельности
Содержание инновационной педагогической деятельности представлено в форме программы по воспитательной работе «Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся». Программа состоит из четырех разделов. (приложение 1).
В первой части программы описаны нормативно-правовая и концептуальная основа, актуальность, цели, задачи, новизна, сроки реализации Программы.
Во второй части составлен план по основным направлениям духовно-нравственного воспитания учащихся и содержание работ по формированию базовых национальных ценностей.
В третьем разделе программы описаны условия реализации данной программы.
В четвертом разделе – «Ожидаемые результаты» – определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у учащихся основной школы по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания, а также конечные продукты реализации программы.
Конечные продукты реализации Программы: программы «Келин кыс», «Кудээ оол», книга «Семь чудес села Эрги-Барлык», сборник разработок «Уроков отцов», «Уроков матерей», «Уроков сарейшин», видеоуроки о традиционных формах хозяйствования тувинского народа.


Инновационная направленность педагогической деятельности
Новизна Программы состоит в создании новых (или совершенствования системы) форм взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся:
1. Для учащихся:
- «Уроки матерей», «Уроки отцов», «Уроки старейшин» направленные на привитие нравственных норм и правил поведения, на изучение традиционных истоков семьи, рода, народа, на обсуждение Кодекса чести мужчин Тувы, Свода заповедей матерей Тувы, а также на обсуждение проблем формирования трудолюбия;
- Организация осенних, зимних, весенних, летних кочевых практик (школ кочевья) направленных на создание условий ознакомления учащихся с содержанием и спецификой традиционных форм хозяйствования своего народа: животноводства, сарлыководства в разные периоды кочевания, а также с процессом изготовления молочной продукции, традиционных средств быта и т.д.
2. Для родителей:
- Вовлечение родителей в реализацию мини-проектов «Конь – верный друг кочевника», «Тувинская колыбель», «Уход за домашними животными», «Тыва далган: источник благополучия», «Пища из молока: залог здоровья», «Дуктен кылыглар», «Кайгамчыктыг даштар», «Юрта – символ культуры тувинцев», «Шахматы - шыдыраа», «Эм унуштер» через внеурочную деятельность и кружковую работу;
- Проведение «Кенин-Лопсановских чтений» (конференция или круглый стол) и реализация мини-программы родительского университета «Огбелерим» для родителей. Проведение совместных с родителями исследований основ традиционного семейного воспитания, а также исследований, связанных с сохранившимися народными традициями и ремеслами, искусством, выявление их роли и ценности в современной жизни, их значения для учащихся.
Для реализации данной программы не требуется значительных материальных средств. Материально-техническая база школы позволяет полностью реализовывать мероприятия в рамках Программы: музеи – краеведческий, юрта-музей, спортивный зал, спортивная площадка, медицинский кабинет, туристическое снаряжение, логопедический пункт, подсобное хозяйство школы и др.
Результативность программы отражена во втором разделе опыта.
Достаточная оптимальность программы, ее разработанность с учетом социальных характеристик социума дают возможность творческого применения программы в массовом опыте.
Методологическая база инновационной педагогической деятельности
Программа составлена на основе:
1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Примерной программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в образовательных организациях Республики Тыва3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
4. Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва
5. Концепции взаимодействия образовательного учреждения с семьями обучающихся (воспитанников) в Республике Тыва.
Не противореча  друг другу, они являются концептуальной и методической основой для разработки программ воспитания и социализации школьников с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей республики, запросов обучающихся, их родителей и республиканского сообщества.
Педагогическая целесообразность инновационной педагогической деятельности
Педагогическая целесообразность инновационной педагогической деятельности объясняется тем, что она позволяет решить важные педагогические задачи в реализации духовно-нравственного воспитания учащихся путем совершенствования системы взаимодействия семьи и школы через внедрение в воспитательный процесс школы новых форм работы с учащимися и родителями, которые будут способствовать формированию высоконравственной, ответственной личности, способной к духовно-нравственному развитию, самовоспитанию, осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальных традиций, ценностей российской и мировой культуры.
Семья является важнейшим социальным институтом, консолидирующим общество, снижающим социальную напряженность. В определении проблемы взаимодействия школы и семьи лежит основная идея о том, что за воспитание детей несут главную ответственность родители, а все остальные социальные и институты должны помогать, поддерживать, направлять, дополнять их воспитательную деятельность.
Психологическая целесообразность инновационной педагогической деятельности
Для диагностики результативности реализации Программы используются следующие социально-психологические методики:
Уровень воспитанности школьника (методика Н.П.Капустиной, Л.Фридмана)
Уровень межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С.Прутченкова)
Представления учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е.Богуславской)
Диагностика и исследование нравственной сферы школьников «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М.Фридмана)
Диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А.Тыртышной)
Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся
Для родителей проведены анкетирования и опросы относящиеся к взаимодействию семьи (родителей) и школы. Так из 158 опрошенных родителей только 37% рассматривают семью в качестве ведущего фактора влияющего на воспитание учащихся, а 56% рассматривают ведущим фактором школу. Однако в итоговом опросе показатели изменились. Семья как ведущий фактор воспитания и обучения – 41, а школа – 53.
Результаты диагностик, опросов, анкетирования и учащихся, и учителей, и родителей во-первых, показали, что основная доля нарушений в развитии и поведении детей имеет духовно-нравственные корни (причины). Выяснилось, что проблемы возникают из-за недостаточно тесного сотрудничества, взаимодействия родителей и школы, в недостаточной информированности родителей и учителей в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Социальная направленность инновационной педагогической деятельности
Образование как часть культуры исторически являлось одной из основных ценностей, получаемое путем целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности, семьи, общества и государства, выступает необходимым условием воспроизводства культуры, будучи одним из главных институтов общества, где происходит формирование и социализация личности для получения знаний, опыта, духовно-нравственных ценностей и норм. Образование становится основным каналом передачи, воспроизводства и развития культуры, обеспечивающую духовно-нравственное развитие личности, а также пониматься как первая необходимая ценность для современного человека.
Реализация программы в данном направлении идет в рамках реализации школьной программы, составленной на основе Губернаторского проекта «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием»
Через деятельность летних оздоровительных лагерей, весенних, осенних, зимних, летних кочевых практик, а также Профилактория Аржаан Чолдак-Шыраа-Булак будет идти формирование ответственности учащихся за свое здоровье, здоровье нации; формирование культуры здорового образа жизни и создание здорового уклада жизни в семье, школе и обществе; бережное отношение к своему здоровью, здоровью родных и близких, друзей, знакомых, умение заботиться, посоветовать, оказать помощь в пределах своих возможностей; умение вести здоровый образ жизни и вести за собой других.
Воспроизводимость инновационной педагогической деятельности
Программа может быть рекомендована другим общеобразовательным организациям
при разработке собственных программ по духовно-нравственному воспитанию, которое является приоритетным направлением в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Ресурсное обеспечение инновационной педагогической деятельности
Условия реализации программы:
1. материально-техническая база школы: спортивный зал, профилакторий «Аржаан Чолдак-Шыраа-Булак», краеведческий музей, музей-юрта, спортивная площадка, мини-киностудия, медицинский кабинет, 2 кабинета информатики, мастерская, комплект туристического снаряжения, столовая, военная палатка, мини-музеи;2. реализация программ: «Улусчу ужурлар», «Кыстын будужу», «Эр чол» и др.;
3. работа Совета отцов, Совета матерей;
4. деятельность лагерей разного типа.
II. Результативные характеристики инновационной педагогической деятельности
2.1. Эффективность инновационной педагогической деятельности

По плану 2014-2015 года были проведены соответствующие мероприятия, реализованы следующие проекты, проведена диагностическая работа по 3 основным направлениям: работа с учащимися, работа с родителями, работа с педагогическими кадрами, совместная работа с организациями сумона.
Для учащихся в начале учебного года проведены стартовые диагностики по следующим методикам и получены следующие результаты.
№ Методики Стартовая диагностика Итоговая диагностика
1 Уровень воспитанности школьника (методика Н.П.Капустиной, Л.Фридмана) Высокий – 15
Хороший – 62
Низкий – 23
Высокий – 22
Хороший – 41
Низкий – 19
2 Уровень межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С.Прутченкова) Высокий – 9
Хороший – 69
Низкий – 22
Высокий – 10
Хороший – 70
Низкий – 20
3 Представления учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е.Богуславской) Высокий – 7
Хороший – 60
Низкий – 33
Высокий – 7
Хороший – 73
Низкий – 23
4 Диагностика и исследование нравственной сферы школьников «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М.Фридмана) Высокий – 10
Хороший – 56
Низкий – 34
Высокий – 12
Хороший – 58
Низкий – 30
5 Диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А.Тыртышной) Высокий – 16
Хороший – 43
Низкий – 41
Высокий – 29
Хороший – 56
Низкий – 15
6 Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся Высокий – 22
Хороший – 61
Низкий – 17 Высокий – 26
Хороший – 61
Низкий – 13








Для родителей тоже были проведены анкетирования и опросы относящиеся к взаимодействию семьи (родителей) и школы. Так из 158 опрошенных родителей только 37% рассматривают семью в качестве ведущего фактора влияющего на воспитание учащихся, а 56% рассматривают ведущим фактором школу. Однако в итоговом опросе показатели изменились. Семья как ведущий фактор воспитания и обучения – 41, а школа – 53.
Проведено анкетирование среди педагогов школы. Целью анкетирования было выявить уровень компетентности учителей в вопросах духовно-нравственного воспитания. Анализ полученных данных показал, что уровень знаний педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания детей низок. В основном об этом вопросе хорошо были информированы учителя начальной школы. Также было важно выявить духовно-нравственный потенциал самих учителей так, как высокий духовно - нравственный потенциал и особенно любовь к детям, поскольку высшие нравственные чувства в детях развиваются благодаря любви и вере самих педагогов.
Результаты диагностик, опросов, анкетирования и учащихся, и учителей, и родителей во-первых, показали, что основная доля нарушений в развитии и поведении детей имеет духовно-нравственные корни (причины).
Опять же выясняется, что проблемы возникают из-за недостаточно тесного сотрудничества, взаимодействия родителей и школы, в недостаточной информированности родителей и учителей в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Во-вторых, наблюдаются положительные динамики в диагностиках, результатах анкетирования и опросов. Хотя они незначительны, но все, же положительны.
При каких условиях, в результате проведения каких мероприятий, реализации каких проектов были достигнуты данные результаты?
Для учащихся 1.Каждый месяц проводились «Уроки отцов», «Уроки матерей», «Уроки нравственности», «Уроки мужества»
2. Реализация школьной программы в рамках реализации Губернаторского проекта «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием»
3.Организована летняя школа кочевья в рамках ППЛ «Чеди бедик – чеди хонаш»
4. Осуществлен проект «Семь чудес села Эрги-Барлык»
5. Проведены «Самбууевские чтения»
6. Организован профилакторий Аржаан Чолдак-Шыраа-Булак»
Для родителей 1.Разработана программа родительского университета «Огбелерим»
2.Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс через проведение внеурочных занятий в начальной школе и проведение кружков в основной школе:
- Саая Сергей Когенович «Конь – верный друг кочевника» 3-4 классы для мальчиков
- Салчак Степан Калиндивииович кружок «Юрта – символ культуры тувинцев» 8-9 классы для мальчиков
- Саая Светлана Кара-ооловна «Уход за домашними животными» 2-4 для девочек и мальчиков
- Донгак Светлана Делбиновна «Пища из молока: залог здоровья» кружок для девочек 8-11 классов
- Хомушку Сергей Доокайевич «Шахматы – шыдыраа» для 1-4 классов
- Донгак Урана Долгай-ооловна «Тыва далган – источник благополучия» кружок для 9-11 классов
и др.
3.Разработан и начал реализовываться проект «Процветание малой родины в руках отцов»
4.Проведены «Кенин-Лопсановские чтения» (о традиционном семейном воспитании тувинцев)
5. Проведены соревнования по волейболу среди матерей и среди отцов классов в честь Дней отца и матери
6. Созданы и активно работают Советы отцов и матерей
Для учителей 1.Педагогические советы по вопросам апробации
2.Постоянные встречи учителей и членов НМС с научным руководителем
3. Учителями начата реализация программы «Школьные традиции – связь поколений и особая воспитательная среда»
4. Проведены педагогические чтения по общекультурной подготовке и повышению профессионального мастерства педагогов в вопросах духовно- нравственного воспитания учащихся
2.2. Распространение инновационной педагогической деятельности
Программа по воспитательной работе «Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся» была разработана в 2014 году. Реализация началась с августа 2014 года.
На кожуунном уровне в рамках деятельности Кожуунного учебно-методического центра «Здоровьесберегающие технологии. Школа здоровья: традиционный образ жизни этноса тыва» прошел круглый стол среди школ на тему «Эффективные формы работы с родителями в духовно-нравственном воспитании учащихся».
По итогам реализации Программы за 2014-2015 учебный год в ИРНШ в мае был представлен доклад на республиканском семинаре «Этнокультурное образовательное пространство Республики Тыва: инновационный опыт, проблемы и перспективы».
Учитель истории Саая Сайзана Стеновна выступила на Всероссийской конференции «Реализация ФГОС дошкольного и общего образования: проблемы, поиски, решения» с докладом «Школа кочевья как инновационный метод духовно-нравственного воспитания в рамках краеведения».
2.3. Стабильность эффективности инновационной педагогической деятельности
По итогам реализации Программы за 2014-2015 учебный год уровень воспитанности учащихся вырос на 15%. Для родителей тоже были проведены анкетирования и опросы относящиеся к взаимодействию семьи (родителей) и школы. Так из 158 опрошенных родителей только 37% рассматривают семью в качестве ведущего фактора влияющего на воспитание учащихся, а 56% рассматривают ведущим фактором школу. Однако в итоговом опросе показатели изменились. Семья как ведущий фактор воспитания и обучения – 41%, а школа – 53%.
Реализация программы повлияла на научно-исследовательскую деятельность учащихся. На республиканском этапе НПК учащихся «Шаг в будущее» ученица МБОУ СОШ с.Эрги-Барлык Донгак Сайдаш Орлановна заняла 2 место (1 ученица заняла призовое место из представителей кожууна).
По итогам летне-оздоровительной работы среди учащихся ППЛ «Юный патриот» занял 3 место на кожуунном уровне (организация летних кочевых практик).
По сравнению с прошлым учебным годом качество образования выросло на 13%, также все ученики получили аттестат о среднем общем образовании (в прошлом году 1 ученик не получил аттестат о среднем общем образовании). В сравнении с прошлым годом также вырос процент поступления учащихся в ВУЗы на 31%.
По итогам кожуунного рейтинга общеобразовательных учреждений по физкультурно-оздоровительной работе за 2014-2015 учебный год МБОУ СОШ с.Эрги-Барлык заняла 2 место.
2.4. Репрезентативность внедрения инновационной педагогической деятельности

В реализации программы участвуют всего 17 классных руководителей, которые разработали и реализуют воспитательные планы классов на основе Программы «Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся», а также руководители школьных методических объединений – 8 учителей, администрация школы – 5 учителей. Мероприятия Программы охватывают всех учащихся – 312 учеников, а также родителей учащихся – 329 человек.
2.5. Публикации в печати
1. Доклад «Школа кочевья как инновационный метод духовно-нравственного воспитания в рамках краеведения» в сборнике материалов Всероссийской конференции «Реализация ФГОС дошкольного и общего образования: проблемы, поиски, решения»
2. Программа размещена на сайтах http://infourok.ru/programma-rabote-vzaimodeystvie-semi-i-shkoli-v-duhovnonravstvennom-vospitanii-uchaschihsya-501074/html