Роль учителя в духовно-нравственном воспитании личности


Султанова М.К.
г.Астана
Статья
Роль учителя в духовно-нравственном воспитании личности
В современном мире важное место занимает проблема формирования духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, обладающего интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Целью современного образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Казахстана. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В послании Президента Казахстана было подчеркнуто: "Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от форм собственности" (1).
В своих работах педагоги обращают внимание на проблемы становления личности, как результат духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Самое пристальное внимание уделяется роли педагога-учителя в духовно-нравственном воспитании молодежи. Важным фактором успешного развития как личности, так и всего образовательного процесса является личный пример учителя. Роль педагога, его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле воспитания духовно-нравственного и интеллектуально развитого гражданина.
Авторитет учителя, его моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для высоконравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Все воспитательные и образовательные процессы не будут иметь результата, если сам учитель не являет собой пример нравственного и гражданского личностного поведения.
Например, несмотря на большую любовь к детям Макаренко был очень требовательным: и преподаватели и дети знали свои обязанности, понятие чести и чувство долга. Видя тяжелые жизненные условия, он был уверен, что нужно бороться и строить, жить и любить жизнь и быть счастливыми. Антон Семенович не допускал к уроку неряшливо одетого педагога, поэтому педагоги шли на работу в своих лучших костюмах. "Воля, дисциплинированность, моральная чистота и человеческая теплая любовь"- это чудесные черты нашего педагога, пишет о нем Задоров в "Педагогической поэме" (2).
Однажды в колонии все воспитанники заболели тифом, Антон Семенович подходил к каждому, подбадривал добрым словом, улыбался, даже ложился рядом отогреть своим телом тех, кто был в критическом состоянии. Он верил, что ни один из них не умрет и эта вера, возможно и спасла его воспитанников. Я считаю, что собственный пример педагога является лучшим методом воспитания. Например, один из воспитанников Макаренко вспоминает: "Меня и моих друзей, больше всего поразило то, что Антон Семенович, когда это нужно было, работал вместе с нами, засучив рукава. Необходимо лес заготовить - брал топор в руки и шел вместе с нами". Ведь дети видели, что их наставник всегда рядом, он любил и верил в них, и был примером жизненной энергии для окружающих.
Как говорил К.Д.Ушинский: «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Поэтому оправдано бытующее среди педагогов мнение, что личный пример - лучшая проповедь.
Имея немалый опыт работы в школе, наблюдала, что ученический коллектив с самого раннего возраста как губка впитывает в себя характер, манеры, поведение учителя, который сказывается во взрослой жизни наших учеников. Поэтому важную роль играет нравственно-духовное поведение самого учителя.
Воспитание подрастающего поколения, достигшего духовно-нравственных норм, является важным фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно воспитать современного человека, не учитывая личность, его духовно-нравственные ценности.
«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника» (Ш.А.Амонашвили).
Д.И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего».
В своих педагогических воззрениях К.Д.Ушинский поставил знание законов воспитания в зависимость от познания человека во всех его проявлениях.
А.С.Макаренко характеризирует внимание к всестороннему развитию каждой формирующейся личности как сознательное стремление к жизненным целям человека, его общественной активности, чувству радости и удовлетворения.
В.А.Сухомлинский создал уникальную систему воспитания нравственного, духовного “настоящего человека”. Он практически показал путь влияния на самую утонченную сферу духовного, нравственного совершенствования и самосовершенствования через воспитание совести, силы духа, ответственности и долга.
Итак, воспитание подрастающего поколения, достигшего духовно-нравственных норм, является важным фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно воспитать современного человека, не учитывая личность, его духовно-нравственные ценности.
Список используемой литературы:
1. Послание президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана. Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана. Астана, 27 января 2012 г «Казахстанская правда» от 28.01.2012г № 32
2. Макаренко С.М. Педагогическая поэма. - Педагогика.1981.
3.Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. -М.: Амрита-Русь,2012.