Традиции вечерней школы в духовно-нравственном воспитании обучающихся (на примере классного часа «Ломаная жизни» для учащихся 8-9 классов)

Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 2»












Традиции вечерней школы в духовно-нравственном воспитании обучающихся
(на примере классного часа «Ломаная жизни»
для учащихся 8-9 классов)

Номинация: Традиции в воспитании




Булатова Лариса Викторовна,
заместитель директора по воспитательной работе














Мирный 2013 год


Традиции вечерней школы в духовно-нравственном воспитании обучающихся (на примере классного часа «Ломаная жизни»)

Пояснительная записка
Открытая (сменная) общеобразовательная школа отличается от других школ. Вечерняя школа имеет свои специфические особенности, связанные со слабыми опорными знаниями обучающихся, проблемами поведенческого характера, неоднородным контингентом по возрасту. Социальный заказ для школ подобного типа всегда был один – доучивать и воспитывать тех, кто по каким-то причинам не смог получить образование в дневных школах, ПТУ или техникумах. При выполнении образовательного заказа в условиях МКОУ ОСОШ № 2 возникает ряд проблем, связанных с воспитанием молодежи.
Социограмма нашей школы следующая:
41% обучающихся – контингент классов компенсирующего обучения,
12% детей из проблемных семей, состоящих на контроле в ТКДН и ЗП,
50% детей из неполных семей.
Более половины учащихся первой смены – подростки «группы риска». Все они нуждаются в социальной защите, так как большинство из них воспитываются в неполных семьях с низким материальным достатком.
В нашей школе специфика воспитательной системы определяется деятельностным подходом.
Задача педагогов школы - обеспечивать условия образовательного процесса, в результате которого обучающийся определяет способ своей жизнедеятельности, становится устроителем своей судьбы, успешно социализируется в современном обществе.
Цель: создание условий для формирования культуры поведения, нравственных черт личности, усиления духовности.
Практическая самореализация подростков как духовно-развитых личностей необходима для формирования социально-одобряемых образцов поведения и для собственного положительного опыта. Это послужит им в дальнейшем ориентиром при возникновении сложных жизненных ситуаций.
Научить искусству жить невозможно, но думать о себе, о жизни, выбирать для себя жизненно важные ценности, размышлять об их многообразии и опыте предыдущих поколений, о будущем необходимо. О ценностях и проблемах человеческой жизни написано много, однако не каждый может разобраться даже в личных проблемах, не говоря уже об общественных. Очень хочется воспитать у ребёнка способность видеть себя со стороны глазами других людей, видеть другого человека, чувствовать и принимать близко к сердцу его радости и огорчения, вовремя помочь ему, увести от одиночества, сделать его счастливым. Поэтому необходимо информировать школьников о моральных ценностях и обсуждать с ними нравственные проблемы, так как нравственная воспитанность включает в себя знания нравственных норм и правил, опыт нравственного поведения. Специально организованная педагогами ценностно-ориентированная деятельность может стимулировать нравственное развитие детей, включая их в ситуации нравственного выбора и тем самым расширяя и обогащая их нравственный опыт.
Наибольшей эффективности в воспитании обучающихся можно достигнуть, формируя различные традиции школы в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Традиции - сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения и соответствующие им обычаи, правила, ценности.
В школе сложились традиции трудового воспитания, которые включают в себя проведение субботников. Традиции познавательного характера подразумевают различные конкурсы, викторины, интеллектуальные игры. Традиции патриотического воспитания - мероприятия, связанные с формированием гражданской активности, воспитанием любви к родному краю и Отечеству.
Основным направлением воспитательной работы школы является духовно-нравственное воспитание. Задача его – формирование культуры поведения, нравственных черт личности. Формы воспитательных мероприятий данного направления разнообразны: классные часы, беседы, благотворительные акции, вахты памяти.

Исходя из проблем и специфики школы, хотелось бы поделиться разработкой мероприятия, которое может традиционно проходить в таких школах, как наша «республика ШКИД», - это классный час в форме круглого стола «Ломаная жизни».

Главной целью предложенного мероприятия в первую очередь является даже не знание ребёнком норм поведения, не привычка вести себя социальным образом, не чувство ответственности, проистекающее из чувства вины или страха, а становление эгосферы, сферы внутреннего «Я» ребёнка. Именно от гармонии внутреннего равновесия, эмоционального наполнения, согласия с внешним миром зависят мысли, побуждения, переживания – словом, вся сложная палитра самопроявлений индивида, которую принято называть человеческим поведением.
Основной задачей таких мероприятий является развитие человека и подготовка его к жизни – к достойной жизни, овладение искусством самоуправления, умение сделать правильный выбор.
Условия проведения - назревшая проблема и желание помочь в самый драматичный период, личный пример, создание благоприятного микроклимата, заинтересованность всех участников образовательного процесса.
Рефлексия.

По поведению обучающихся, их переживаниям, искренним обсуждениям, их реакции на данном мероприятии было видно, что ребятам было интересно. В конце – все призадумались.
Хочется верить, что каждый из присутствующих за круглым столом в итоге задал себе вопрос: «А стоит ли мне ломать свою жизнь?»
Результат:
Считаю, что такое мероприятие несёт в себе большой воспитательный потенциал.
В течение последних лет в школе уменьшилось количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними учащимися (правонарушений – на 14%, преступлений – на 66%), снизилось количество детей, состоящих на межведомственном контроле (на 34%), возросла учебная мотивация учащихся (на 40%).































Классный час «Ломаная жизни»
Форма: круглый стол.
Участники: обучающиеся 8-9 классов, гости (зам. председателя ТКДН инспектор ПДН, начальник уголовной исполнительной инспекции федеральной службы исполнения наказаний).
Цель «круглого стола»: привлечь внимание участников к обсуждению актуальных аспектов выбранной темы.
Цель мероприятия: способствовать принятию личностью нравственно-ценных идей и воспитанию  волевых качеств личности.
Задачи: 1. Способствовать развитию умения принимать решение и нести за него ответственность. 2. Продолжить формирование четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных жизненных поступков.
Подготовительная работа: ведущий разрабатывает план обсуждения проблемы по конкретным вопросам.
Оборудование, оформление: - на доске нарисована ломаная линия;
- для демонстрации опыта: блюдо, картофель, горох, песок, вода.
Ход
1. Вступительное слово.
За свою жизнь человек бесчисленное множество раз бывает весел и грустен, счастлив и тосклив, всеми любим и изгоняем, на гребне успеха и на дне провалов. Мы то находим, то теряем. Это так. Только отчего у одних людей чаще все получается, а другим вечно не везет? Почему одноклассники, встретившись через несколько лет, могут обнаружить, что судьбы их сложились совсем по-разному: кто-то процветает и в работе и в личной жизни, а кто-то влачит жалкое существование, совсем спился или даже сидит в тюрьме. Это просто злой рок, или человек сам влияет на свою жизнь?
(Небольшое обсуждение с ребятами)
2. Выступления гостей.
Сегодня у нас в Круглом столе участвуют: заместитель начальника ТКДН, начальник уголовной исполнительной инспекции федеральной службы исполнения наказаний и исполняющая обязанности начальника ПДН. Мы попросили наших гостей поделиться с нами невыдуманными историями, перевернувшими жизни ваших сверстников.
(Выступления гостей)
Заместитель начальника ТКДН
Удивительно быстро летит время. Не успевают родители оглянуться, а их ребёнок уже стал подростком. Отрочество – особая пора в жизни человека. В этот период возникают сложнейшие и ещё неосознанные связи с миром, другими людьми, формируется характер, зреет будущий мужчина или женщина. Внутренний мир подростка становится значительно богаче, глубже, интереснее, именно в эти годы он мучительно пытается решить для себя множество вопросов. А откуда у подростка берутся знания для таких решений? От людей, которые его окружают, от взрослых и сверстников, а также от того, что он постоянно видит и слышит, из книг и кинофильмов, радио и телевидения.
Как показали социальные психологические наблюдения над детьми подросткового возраста, в 6-7 раз чаще имеет место упрямство, в 10 раз – бравирование своими недостатками и в 102 раза – недостаточно мотивированные поступки, то есть действия, причины которых они сами не могут объяснить.
Одна из особенностей – это ярко выраженная потребность в признании их личности. Ради самоутверждения они и совершают нередко отрицательные поступки. В резкой степени выражена зависимость от других людей, от их мнений, и в то же время им очень хочется показать себя независимым и самостоятельными в решении тех или иных вопросов.
Стремление быть взрослым или хотя бы походить на взрослого толкает многих подростков на путь потребления спиртных напитков. Что самое страшное на сегодняшний день взрослые этому способствуют, делают это часто не со зла, а по глупости и невежеству.
Молодой человек гражданин В. (назовём его так)19-20 лет учится заочно в институте, работает по вечерам, получает зарплату, прирабатывает грузчиком, имел много свободного времени. Причём вёл себя степенно, не дебоширил, ранее к уголовной и административной ответственности не привлекался. Пил,
Что называется, «умеренно».
Однажды к нему заглянул тринадцатилетний Игорь – жилец того же подъезда. Гр. В. обрадовался случаю с кем-то перемолвиться словечком.
- А, сосед, заходи! – приветствовал он мальчика.
- Я, на минуточку.
Но, гр. В не дал парню договорить, усадил за стол. Мальчику, конечно, польстило такое внимание и радушие.
-Давай выпьем за знакомство! Налил Игорю спиртного. Тот сначала испугался, отстранился, но хозяин его подбадривал.
- Давай смелей! Когда- то, брат, всё начинать надо А на счёт родителей не беспокойся, у меня не выпытают!
Несколько недель спустя Игорь привёл к «доброму» дяде своего друга Васю, и стали подростки всё чаще и чаще туда наведываться.
Родители долго не могли выяснить причину перемен, которые всё чаще поступались в поведении и характере ребят. Они стали пропускать занятия в школе, забросили спорт, иногда не приходили домой ночевать, осунулись, стали какими- то диковатыми.
В конце концов, всё выяснилось, и гр. В привлекли к уголовной ответственности. Но вред, который он нанёс подросткам, возможно, окажется необратимым. И дело здесь не только в том, что за прошедшее время молодой организм и особенно его центральная нервная система подверглись грубому воздействию и частичному разрушению. Не исключена возможность, что наркотический яд вызвал у ребят такую стойкую зависимость, что они, даже будучи взрослыми, не смогут от неё избавиться.
Нужно иметь в виду, что в подростковом возрасте из-за алкоголя наиболее быстро и остро протекает процесс разрушения, деградации личности, который сходен с формами шизофрении. Подросток становиться грубым, чёрствым, злобным по отношению к самым близким людям, его эмоциональное развитие резко тормозиться, появляется холодное равнодушие, опустошённость, нарастает вялость, апатия. Нежелание что-то делать, к чему-то стремиться (тунеядство, как образ жизни проистекает из-за такого состояния), и вместе с тем рождается агрессивность.
Дважды судимый за воровство гр.Н. только что вернулся из мест заключения. Несмотря на преподанный ему урок, он не торопился пойти работать. Постарался найти своих бывших товарищей по «профессии», но никого не нашёл. Кто-то уехал куда-то, а кто-то ещё находился «там», откуда, только что вернулся Н.
Как опытный вор, он понимал, что ему одному работать несподручно. Он начал присматриваться к подростам своего микрорайона и заметил, что один из жильцов соседнего дома, паренёк лет тринадцати, вместе со своим товарищем таких же лет часто трётся около пивного ларька.
В., купив пару бутылок пива, взял два стакана и устроился на лавочке в стороне от ларька. Когда ребята проходили мимо, он подозвал их и спросил, не знают ли они , где живёт учитель Л. Ребята подошли, стали высказывать свои соображения, а Н. между тем налил им по стакану пива и предложил выпить за знакомство. Постепенно они «подружились». А «дружба» эта заключалась в том, что Н. стал приглашать ребят домой и там угощал их сначала пивом, а затем водкой. С каждым днём ребята втягивались в пьянство всё больше, причём исключительно за счёт Н.
Пришло время и ребятам пора вносить и свою лепту в их «дружную» компанию. Ребята призадумались и пообещали достать денег.
Несколько раз они приносили немного денег, взятых дома тайно, но этого хватало лишь на небольшую выпивку. Между тем В. всё время давал понять ребятам, что «пора и честь знать», расплачиваться за удовольствие. Да и у них самих уже появилась стойкая потребность выпить.
В. решил, что подростки нравственно и психологически «созрели» для его замысла. Сначала он втянул их в ряд мелких краж, потом стал готовить к крупным «делам».
Ребята с самого начала знакомства с Н. стали учиться плохо, а затем и совсем бросили школу, но скрыли это. Лишь узнав от классного руководителя, что они давно не учатся, родители поняли, что их дети попали в беду.
Выводы делайте сами.
Мне хотелось бы напомнить, что за преступление подросток может быть привлечён к уголовной ответственности с 14-летнего возраста (по остальным преступлениям ответственность наступает только с 16 лет):
Убийство;
Умышленное причинение тяжкого, среднего вреда здоровью;
Похищение человека;
Изнасилование, насильственные действия сексуального характера;
Кража, разбой, грабёж, вымогательство;
Умышленное уничтожение или повреждение имущества, имеющего особую ценность, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах;
Терроризм;
Вандализм;
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма;
Хищение или вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ;
Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

А вот что пишут дети, которые посетили воспитательную колонию для несовершеннолетних
Сергей М., 6 класс:
«..Мы вошли во двор колонии. Там стояла огромная собака и рычала. После начальник колонии предложил посмотреть, как живут заключённые дети. Ребята стояли вдалеке от нас. И что нас отличало друг от друга – это то, как мы одеты, и то, что мы на свободе (приехали посмотреть), а они живут определённое время в местах, где нет ни мамы, ни папы. Они были одеты в телогрейку, чёрные штаны, тяжёлые ботинки. После нас повели в столовую. Там угостили обедом. Он состоял из 1-го, 2-го, и 3-го. Очень сильно отличался от домашнего.
Кроме того, мне было страшно смотреть на железные клетки, в которых находились мои сверстники»

Денис П., Алексей Г.:
«Встретил нас начальник колонии. Как предупреждение прозвучали его слова: «У вас есть возможность не только зайти за колючую проволоку, но и выйти, а у заключённых такой возможности нет» Когда нам открыли камеру, то все осуждённые отвернулись к стене, а один докладывал, что здесь находятся шесть человек, никаких происшествий нет. Можно только догадаться, что в тот момент происходило в его душе После обеда мы строем пошли в клуб, где нам рассказали, за что были осуждены подростки. Один из них украл около десяти плиток шоколада из киоска. Стоили ли они того, чтобы из-за них портить себе жизнь? Второй захотел покататься на машине. Когда же начальник колонии спросил, хочет ли он ещё покататься, то он ответил, что даже на права сдавать не будет. У одного из ребят нашей группы в этой колонии находится старший брат. Им даже не удалось поговорить наедине. Младший очень расстроился, заплакал и ушёл»

Руслан К., 8-й класс:
«Мы посетили карцер, он был свободный. И вдруг неожиданно нас закрыли. Вот тут нам стало жутко. Воздух здесь был смрадный. Голые стены просто давили на нас. Умывальник в углу весь разбитый и холодно, как на улице. Мне стало невыносимо страшно. Захотелось поскорее выбраться отсюда и уже никогда сюда не попадать»

Дима С.:
«Заключённые нам рассказали, за что они сидят. Многие за воровство, за драки, за изнасилования. На этой экскурсии я убедился: туда лучше не попадать, там очень плохая жизнь. И я постараюсь исправиться, чтобы меня сняли с учёта»

Денис Ш. и Денис К., тёзки- девятиклассники, будто списали друг у друга одну мысль:
«Я сделал вывод, что жизнь на зоне меня не привлекает и что садиться за всякие пустяки или серьёзные дела я не собираюсь»

Из 80 подростков, состоящих на учёте в ТКДН нашего города ,– 29 состоят за общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности, то есть 14 лет.
Выступление начальника уголовно-исполнительной инспекции.

Выступление начальника ПДН .

3. Заключительное слово.
А в заключения нашей встречи мне бы хотелось показать вам небольшой наглядный опыт.
Демонстрация опыта.
Вот пустое блюдо. Я наполняю его доверху картофелинами. Скажите мне, блюдо полно? (ДА) Теперь я беру банку горошка и высыпаю сюда же. Видите, горох заполнил пустоты между картофелинами и уместился в нашем блюде тоже. Теперь оно полное? (ДА) Но у нас есть еще немного песка, и я высыпаю его в блюдо. И он тоже поместился! Теперь наше блюдо наполнилось до конца? (ДА) А еще у меня есть баночка газировки. И я ее тоже вливаю в блюдо. Посмотрите, и газировка не оказалась тут лишней. Вот теперь блюдо действительно до краев наполнено.
А теперь представьте, что блюдо - это ваша жизнь. Картофель - это главное в ней: ваши близкие, ваша семья, школа. Горох тоже важен - это ваши друзья. Песок - это все, что делает нашу жизнь красочной и веселой: увлечения, отдых, пустое безделье. Если наполнить жизнь сразу песком, то места ни на семью, ни на учебу, ни на друзей уже в ней не останется. Если заполнить ее всю друзьями, то не останется места для семьи и учебы. Поэтому жизнь нужно наполнять, разумно расставляя приоритеты.
(А что значит газировка?)
А газировка значит, что, как бы ни была наполнена ваша жизнь, у вас всегда останется момент, чтобы побыть одному со своими мыслями и выпить баночку газировки.


















15