Доклад по краеведению Роль музейной педагогики в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании обучающихся





Гаврилова Елена Ивановна
-учитель удмуртского языка
и литературы,
Широбокова –
учитель удмуртского языка
и литературы,
Сарсак-Омгинского лицея
Агрызского муниципального района РТ


Роль музейной педагогики в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании обучающихся


В глобализирующемся мире усиливается внимание к национально-культурным особенностям. При вхождении в мировое образовательное пространство необходимо сохранить особенности национальной системы образования, учитывать отечественные интересы, традиции и возможности.
В настоящее время растёт число школьных музеев. Школьный музей-это не только хранилище фондов, реликвий прошлого, но один из компонентов учебно-воспитательного процесса, средство формирования общекультурной компетентности учащихся. Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт уникальную возможность сделать своими союзниками в воспитании молодёжи поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области культуры, науки и нравственности. « Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности»,-писал А.С.Пушкин.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. В связи с этим работа нашего школьного музея поставлена таким образом. Чтобы посетители были не только слушателями, но активными участниками культурно-исторического диалога. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
В своей работе мы используем разные формы работы:
1) обзорные экскурсии для гостей школы: участников методических семинаров, студентов;
2) экскурсии для учащихся, для ветеранов школы;
3) проведение уроков на базе музея;
4) использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроке;
5) обучение членов совета музея;
6) подготовка учебно-исследовательских работ;
7) участие в учебно-исследовательских конференциях;
8) проведение учебы актива музеев;
9) проведение семинаров руководителей школьных музеев;
10) участие в Днях открытых дверей для родителей;
11) проведение уроков мужества, праздников, встреч с интересными людьми.
Данное направление образовательного процесса мне очень близко, ибо я сама являюсь учителем родного удмуртского языка и литературы, на протяжении многих лет руковожу удмуртским краеведческим музеем. Сочетая формы и методы работы и как учителя-предметника, и как педагога дополнительного образования в моей педагогической практике сложилась своя система воспитания межличностных отношений. Свою работу я осуществляю по следующим основным направлениям:
1. Организация мероприятий для реализации разностороннего творческого потенциала учащихся. В рамках данного направления совместно с родителями ежегодно с целью реализации разностороннего творческого потенциала моих воспитанников организую Дни родного языка, который провожу в рамках лицейской недели родных языков. Мероприятия к данному Дню выбираю исходя из возрастных особенностей моих учащихся. Проведены следующие мероприятия: «Выставка рисунков народных сказок», где каждая семья представила рисунки к сказкам своего народа. «Подвижные народные игры», развлекательная игра «Бой полиглотов», «Конкурс чтецов удмуртских, татарских и русских поэтов», семейный конкурс «У каждого народа есть свои корни», «Шавали шоу» для удмуртских и русскоязычных детей.

2. Организация мероприятий экскурсионно-познавательного характера: поездки в национальные музеи РТ и УР, театры, цирк. Данные поездки являются одной из традиционных форм работы. К выездным мероприятиям я всегда готовлю детей заранее. Если это поездка в музей, то мы предварительно посещали свой лицейский музей «Интерьер удмуртской избы», после чего вместе обсуждали поведение друг друга. Такая аналитическая работа с детьми дает и свои положительные результаты. Мне всегда легко с моими детьми при выездных экскурсионных мероприятиях. Это поездки в национальные и краеведческие музеи РТ и УР, в удмуртский национальный театр, в программе которого часто удмуртские и русские постановки. Мы имели удивительную возможность посмотреть комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума» на языке оригинала, перевод комедии Д. И. Фонвизина «Ослоп» («Недоросль»), пьесу С. П. Широбокова «Яратон ке овол» («Если нет любви»). Такие мероприятия создают условия для осознания учащимися связи и взаимодействия нескольких культур.

3. Сотрудничество с социальными институтами Удмуртской Республики и Республики Татарстан.
Воспитание толерантного отношения в диалоге культур для нас – жителей Татарстана явление не новое, а само собой разумеющееся уже на протяжении многих лет. Большое значение в этом плане играет роль сотрудничества с социальными институтами Удмуртской Республики и Республики Татарстан. Из года в год мы расширяем пространство взаимодействия с образовательными учреждениями Удмуртской Республики. Так в круг наших социальных партнёров в обучении и воспитании учащихся вошли образовательные учреждения Алнашского, Завьяловского, Можгинского, Малопургинского районов Удмуртской Республики. Мои учащиеся представляли свои творческие работы в республиканском мероприятии «Васильевские встречи» в Муважинской СОШ, защитили презентацию на фестивале «Шундыберган» («Подсолнух»). В формировании творческих способностей оправдывает себя сотрудничество с издательствами детских газет на русском, татарском, удмуртском и марийском языках. Учащиеся моего класса принимают участие в творческих конкурсах, участвуют в фестивалях и форумах, организуемых издательством детско-юношеской газеты «Зечбур». Непрерывными остаются связи с социальными институтами, повышающими квалификацию наших учителей, что позволяет шагать в ногу со временем и внедрять в учебно-воспитательный процесс новые тенденции, возникающие в образовательном процессе в целом.

4. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях поликультурного пространства;
При организации исследовательской деятельности приобщение учащихся начинается с младших классов. При этом учитывается их владение несколькими языками (русским, татарским, удмуртским). В ходе исследовательской работы учащимся приходится сталкиваться с материалом нескольких культур: сравнивать, сопоставлять, анализировать. Познавая богатство разных культур, языка ребёнок начинает ценить свою культуру и язык, имеет возможность наблюдать его в разрезе других культур и понимать его значение и место в глобализирующемся мире. Результатом является участие школьников в различных научно-практических конференциях. Так мои воспитанники принимали участие на I и II,III межрегиональном форуме «Краеведение, как фактор сохранения этнокультурной самобытности в поликультурном пространстве» и «Этнокультурная самобытность: пути развития», в межрегиональной научно-исследовательской конференции «Мы познаём мир».
Самые лучшие наши помощники - это родители. Взрослые передают детям любовь к родной природе, дому, к культуре своего народа. Совместные походы в музеи, на природу, по местам боевой и трудовой славы помогают познавать свой край, способствуют формированию патриотических чувств ребёнка.
Музей это целый мир! И если только мы сумеет помочь ребенку разгадать, одухотворить и полюбить его, музей способен стать умным наставником взрослеющего человека.











































Список использованных источников:
Журнал «Родное слово», №11-12, 2006; «Люби и знай родной свой край». С.15
Журнал «Родное слово», №10, 2009; «Музей Удмуртская изба». С.39
З.В. Суворова, Г.Н. Васильева. Национальная школа: прошлое, настоящее, будущее. – Ижевск «Удмуртия», 2003.
А.Н.Ушакова, О.П.Майкова. Проблемы двуязычия в национальной школе.-Ижевск «Удмуртия», 1989