Доклад на тему Возможности использования средств народной педагогики для адаптации младших дошкольников


Доклад
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДОУ
Народная педагогика как составная часть коллективного народного творчества, как проявление педагогической культуры масс, зародилась в глубокой древности. Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представления о человеке, семье, детях, о воспитании подрастающего поколения. «В созданных человеком, передаваемых из поколения в поколение и бытующих до наших дней своеобразных миниатюрах (пословицы, поговорки, сказки, легенды, песни, декоративное прикладное искусство) нашло свое яркое выражение неоценимое богатство педагогической культуры народов» [6, с. 7].На высокий воспитательный потенциал народной педагогики указывали такие великие отечественные педагоги, как К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. Под народной педагогикой можно понимать отраженную в народных традициях и народном творчестве совокупность педагогических воззрений народа, направленную на воспитание и обучение подрастающего поколения, сохранение нравственных и духовных ценностей народа.
Цели народной педагогики:
формирование традиционного мировоззрения, «народности» души,
формирование нравственных привычек, воспитание трудолюбия, пробуждение у детей доброты и любви к людям, к родной природе,
развитие интереса, внимания к окружающему миру, народному слову и народным обычаям,
обогащение знаний о природе, развитие ума,
формирование эстетической, духовной культуры, воспитание художественного вкуса, тонкого ощущения прекрасного,
забота о здоровье, физическое развитие,
приобщение к истокам родного, истинного народного творчества, знакомство с историей и традициями народа, воспитание национального достоинства [3].
Вышесказанное свидетельствует о том, что в народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. В особенности это касается воспитания дошкольников.
Основной мотив дошкольника – познание окружающего мира, нахождение в нем своего места, определение своей роли. Процесс приспособления к новой среде происходит на протяжении всего периода детства, так по мере развития ребенок расширяет границы своего опыта, обогащает свое восприятие мира. Способность менять свое поведение в зависимости от новых социальных условий – результат успешной социальной адаптации, в процессе которой ребенку необходимо усвоить правила, нормы и культурные традиции своего народа, а также своих социальных групп (семья, группа детского сада и т.д.).
Процесс социальной адаптации происходит постоянно, ежедневно, но возможны периоды нарушения равномерности и протекания данного процесса. Это происходит в моменты смены условий жизнедеятельности детей: поступление в детский сад, разлука с родителями и т.д. Проблема адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям общественного воспитания рассматривалась в исследованиях Н.Д. Ватутиной, Р.В. Тонковой-Ямпольской, О.Г. Заводчиковой. Данные исследователи подчеркивают сложность процесса адаптации и важность правильной ее организации для успешного решения всех вопросов всестороннего развития личности ребенка.
Говоря о ценности народной педагогики в воспитании детей, современные исследователи отмечают его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народная педагогика близка детям, доступна их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Слушая и участвуя в произведениях фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий [5, с. 27].
Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости [8, с. 108].
Ценность народной педагогики, в частности, фольклора для раннего периода обусловлена, прежде всего, её высокой интонационной выразительностью, а также другими жанровыми особенностями – речевыми, смысловыми, звуковыми. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют детей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение [12, с. 12].
Известно, что ребенок уже в пренатальном периоде развития слышит звуки колыбельных песен, потешек и поговорок, сказаний, которые напевает ему заботливая мать. Родившись, он продолжает слушать произведения народного творчества. Теперь он узнает их и приобщается к культуре народа. Народный фольклор является естественной средой, в которой малыш находится и развивается. Он понятен, знаком и ясен ему. Вот почему при поступлении в дошкольное образовательное учреждение и при обеспечении более быстрого перехода к новым социальным условиям важно продолжить формировать естественную, эмоционально-благоприятную среду, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и уютно. И этого можно добиться благодаря средствам приобщения, введения в практику детского сада и семьи народной педагогики [10, с. 57].
Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, как в условиях семьи, так и дошкольного образовательного учреждения: когда его укладывают спать (колыбельная песня), когда умывают (ласковые подговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), когда эмоционально общаются в моменты бодрствования (прибаутки, потешки и т.п.).
Сочетание «баю-бай» всегда связано для ребенка с укладыванием спать, это им пережито и приобретено в собственном опыте. Поэтому, как только ребенок слышит знакомые сочетания слов, они интуитивно начинают ассоциироваться в их сознании с конкретной действительностью. Экспериментальное исследование показало, что это положение является еще одной скрытой пружиной действенного влияния народной педагогики на умственное, познавательное развитие ребенка младшего дошкольного возраста. Вместе с тем следует отметить: это «внутреннее», скрытое богатство фольклорных форм должно быть, прежде всего, открыто взрослым. Именно взрослый, используя перлы народной педагогики и мудрости, привносит посредством умелой интерпретации слова, жеста, действия и смысловое содержание – открывает его ребенку в доступной форме [12, с. 14].
Народное поэтическое слово, предназначенное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум («Коленька хороший, Коленька пригожий», «Этот конь богатырь для Алеши-удальца», «Маша черноброва» и т.д.). Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений, они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для маленьких – народная дидактика, школа материнства [2, с. 106].
Ценность народной педагогики заключается в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали-поехали»), вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым [4].
Музыкальные произведения помогают взрослому наладить эмоциональный контакт с детьми и в режимных процессах, и в свободной, игровой деятельности детей. Особенно это важно в условиях общественного воспитания, когда ребенок только-только привыкает к новым для него условиям. Воспитатель должен (именно должен) пестовать малютку, ласкать не за что-то, а по велению чувства, по своей душевной щедрости. И тогда малыш, несомненно, полюбит воспитателя [7].
Народные игры помогают отыгрывать неприятные или пугающие ребенка ситуации, а также не только снижают внутреннее напряжение ребенка, но и способствуют успешной социальной адаптации в дошкольном учреждении, и в семье.
Неотъемлемой частью работы по социальной адаптации является ознакомление детей с народными средствами педагогики, это обуславливается многими факторами:
1) Развитие самостоятельности;
2) Учет возрастных и индивидуальных возможностей детей;
3) Развитие чувства ответственности [9, с. 98].
Народная педагогика представляет собой настоящую сокровищницу народную мудрость. При подборе материала для коррекционной работы, необходимо принимать во внимание следующие принципы:
1) Разнообразие (словесные, хороводные, подвижные игры, пальчиковые и т.д.);
2) Принцип традиционности;
3) Принцип учета интереса и желания детей [1].
Итак, использование воспитателем различных средств народной педагогики в повседневной жизни детей положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, поступившего в дошкольное образовательное учреждение. Эта тонкая ниточка, соединяющая ребенка и его семью на эмоциональном уровне, не должна порваться с поступлением малыша в дошкольное образовательное учреждение, а наоборот, стать крепче в процессе использования средств народной педагогики в режимных моментах, играх и развлечениях в детском саду, то есть повседневной жизни детей, как в домашней обстановке, так и в условиях общественного воспитания [7].Таким образом, при регулярном использовании средств народной педагогики при проведении коррекционной работы, в поведении детей можно заметить изменения живой неподдельный интерес, желание использовать в ежедневной деятельности. Так сказки, загадки, поговорки, пословицы представляют собой сильнейший эмоциональный фактор, который оказывает влияние на формирование волевых, коммуникационных качеств. Народные игры побуждают к общению ребёнка и взрослого, сказки и пословицы – учат и советуют. Результаты работы свидетельствуют о том, что средства народной педагогики необходимо ввести в арсенал воспитателя детского сада, в том числе и с целью облегчения адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
Список литературы:
Аникин  В.П. Фольклор как коллективное творчество народа  / В. П. Аникин. М., 1969. 318с.
Белова Л. Приходи к нам, малыш! //Дошкольное воспитание. 2000. № 1. С. 106.
Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1999. 168 с.
Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. СПб., 2008. 221 с.
Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. 2006. № 9. С. 23 - 31.
Измайлов А.Э. Народная педагогика. М., 1991. 357 с.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 2004. 336 с.
Кротова Т. Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников // Дошкольное воспитание. 2007. № 5. С. 108.
Левшина Т.О, Кузнецова В. О социализации дошкольников // Дошкольное воспитание. 2006. № 4. С. 98.
Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2005. № 8. С. 57 - 59.
Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-го года жизни. М., 2005. 245с.
Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошкольное воспитание. 1990. №10. С. 8-15.
Дополнение
Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI – V вв. до н.э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержаниями обучения, а также его целями. Так, древнегреческий философ Аристотель говорил о единстве физического воспитания, воспитания личности и воспитания общественного. При этом он подчеркивал, что «воспитание тела способствует воспитанию духа». Другой философ, Демокрит, утверждал, что процесс обучения и воспитания преобразует природу человека, формирует стремление постичь неизвестное, чувство ответственности и долга. Он подчеркивал, что воспитание ведет к обладанию тремя сокровищами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», хорошо делать». Философы Древнего Рима также уделяли большое внимание проблеме воспитания детей. Так, Плутарх говорил о громадной важности обучения и воспитания ребенка в семье. Он подчеркивал необходимость материнского воспитания: «Мать должна оставаться кормилицей собственных детей». Сенека отводил воспитанию роль формирования самостоятельной личности, подчеркивая важность постижения подрастающим поколением нравственных основ. Главным методом воспитания он считал беседу с яркими примерами из реальной жизни. Квинтиллиан сравнивал ребенка с «драгоценным сосудом», который способен вместить в себя все хорошее или дурное. Именно поэтому он считал, что роль воспитания заключается в развитии позитивных качеств человеческой натуры. Он подчеркивал необходимость соединять воспитание ребенка и природную доброту человеческого существа.
Практически все философы античности основной задачей воспитания полагали развитие в формирующейся личности добрых, положительных черт характера, законопослушания, уважения к старшим, наставникам, а также подавление дурных наклонностей. Именно эти постулаты педагогической науки прошли проверку временем от эпохи античности до наших дней.
1. Возникновение и развитие дошкольного образования в России

В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, пестушки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры и т.д.). Все эти средства педагогики передавались устно.
В связи с крещением Руси значительное место в воспитании подрастающего поколения заняла церковь. Появились такие средства, как выполнение обрядов, заучивание молитв и т.д.
Двенадцатым веком датировано «Поучение Владимира Мономаха своим детям». Владимир Мономах писал наставления для своих детей, но многие поучения носят общий педагогический характер.
В XVII в. Епифанием Славницким была составлена педагогическая книга «Гражданство обычаев детства». В ней излагались правила поведения детей в обществе (гигиена ребенка, значение выражений лица, мимики, поз; правила поведения в различных ситуациях и т.д.). В сборнике есть глава об играх. В ней изложены рекомендации по играм для детей дошкольного возраста. Советы Славницкого психологически обоснованы и проникнуты любовным отношением к детям.
В начале XVIII в. происходило бурное развитие и изменение России по влиянием реформ, осуществляемых Петром I. Одно из направлений реформирования – образование. Дошкольное образование в это время не выделялось как самостоятельное, а осуществлялось под влиянием общих педагогических отраслей. Педагогические идеи высказывались и публиковались лучшими представителями того времени. М.В.Ломоносов занимался активной просветительской деятельностью. И.И.Бецкой вел преобразования существовавшей тогда системы образования. Н.И.Новиков издавал литературу для детей. В области дошкольного воспитания значительное место занимает его статья о воспитании детей «Для распространения общих полезных знаний и всеобщего благополучия». В ней сформулированы правила для родителей.
В первой половине XIX в. в России появился целый ряд общественных деятелей, педагогов, каждый из которых внес вклад в развитие педагогики в целом и дошкольной педагогики в частности. В.Г.Белинский придавал большое значение умственному и физическому развитию дошкольников, наглядности и детским играм, эстетическому воспитанию. Н.И.Пирогов придавал огромное значение роли матери в воспитании детей дошкольного возраста. Говорил о необходимости педагогической подготовки матерей. Считал, что в развитии дошкольников большое место занимает игра. К.Д.Ушинский был сторонником семейного воспитания, но понимал необходимость создания системы дошкольного общественного воспитания. Он высказывал соображения о деятельности воспитателей дошкольных учреждений, подготовил книгу для детского чтения «Родное слово». Она сохранила свое назначение до сих пор.