Статья Исследования проблемы детского прикладного творчества в трудах зарубежных и отечественных ученых


Исследования проблемы детского прикладного творчества в трудах зарубежных и отечественных ученых
В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества.
Интерес к детскому творчеству проявляли многие исследователи: археологи, искусствоведы, художники, психологи, педагоги . Обращаясь к этой проблеме, они искали ответы на вопросы: почему дети рисуют, в какие периоды детства происходят эти процессы, как понимать творчество ребенка, надо ли его учить, и если да, го чему и какими методами? Все эти аспекты каждым автором рассматривались с позиций конкретной системы воспитания
Во времена античности занятия искусством, творчеством особо почитались философами Древней Греции - Аристотелем, Платоном, Сократом, Гераклитом, Пифагором. Они подчеркивали значение этих занятий для полного, гармоничного развития человека, совершенствования духа и тела и считали важными начинать их с детства.
Долгое время господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было обосновано известным французским психологом Т. Рибо. Он писал, что касается до «методов изобретения», по поводу которых было написано много ученых рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров. Однако постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. На первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать.
Так, английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии процесса творчества: подготовка (зарождение идеи); созревание; озарение; проверка.
Другой ученый - Г.С. Альтшуллер разработал целую теорию решения творческих задач.
Б. Джефферсон, Д. Дьюи, М. Монтессори, Р. Штейнер, Э. Эйснер детскую изобразительную деятельность рассматривали как одну из эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они изображают предметы и явления. Изобразительная деятельность отражает ступени развития личности ребенка, которые необходимо учитывать для правильной педагогической организации творческого развития.
Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - Я.А. Коменский, Ф. Фребель, И.Г. Песталоцци и многие отечественные исследователи.
Свое понимание творчества известный исследователь А. Лилов отмечал, что творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты таковы: творчество есть общественное явление; его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью.Другой исследователь, В.Г. Злотников, указывал, что художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение искусства.
Исследователь детского творчества Е.А. Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому.
Классики дошкольной педагогики такие как: А.П. Усова, Н.П. Сакулина в своих работах писали, что «творчество» характеризуется двумя показателями. Оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию. Конечно, о полном соответствии детского творчества этим критериям не приходится говорить, однако его общественно-педагогическая ценность очевидна.
Ученый И.П. Сакулина признавала правомерность критики в адрес педагогов, доказывала, что нужен и возможен поиск путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой стороны – помогут ребёнку овладеть средствами самовыражения. Только в этом случае возможно полноценное развитие малыша и в частности творческое, она признавала своеобразие детского творчества. В итоге была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребёнок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребёнка правомерно использовать термин творчество, ограничивая его словом детское.
Известный ученый А.А. Волкова писала, что воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное.
Творчество, утверждал А.В. Батюшков, это условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности.
Исследователи детского творчества Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина подчёркивали его реалистическую основу.
Л.С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида детской деятельности с игрой. Потребность рассказывать о переживаемом изобразительным языком, понятным окружающим, появляется у ребенка позднее. Умение вынашивать замысел художественного образа формируется под влиянием взрослых в процессах обучения. Наиболее ярко представлен в детском творчестве этап одновременного развития и исполнения замысла. Ребенок, как правило, сопровождает рисунок речью, а порой и планирует его с помощью речи. В деятельности ребенка есть и этап завершения работы, но он не связан с доработкой образа.
Н.А. Ветлугина подчеркивала, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым о себе, и поэтому отношение к детскому творческому должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности.
И. Я. Лернер утверждал, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям. Ученый, включая в содержание образования ребенка опыт творческой деятельности, определил такие ее черты:
- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений, в новую ситуацию;
- видение новой функции предмета (объекта);
- видение проблемы в стандартной ситуации;
- видение структуры объекта;
- способность к альтернативным решениям;
- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.
Особый интерес для теории и практики развития детского творчества представляют психологические исследования, в которых не только утверждается наличие творчества у детей, но и изучаются механизмы творчества и возможность целенаправленного их формирования. Это исследования Е.Е. Кравцовой, посвященные развитию воображения в единстве с развитием личности в игре и других видах деятельности.
Работы О.М. Дьяченко посвящены воображению как одной из универсальных творческих способностей. Эти труды позволяют глубже осмыслить и специфику детского изобразительного творчества, и некоторые подходы к руководству им [12].
Отечественный исследователь психологии детского творчества Е. И. Игнатьев, писал, что ребенок от простого перечисления отдельных деталей в рисунке переходит к точной передаче особенностей изображаемого предмета. Одновременно изменяется роль слова в изобразительной деятельности, слово все больше приобретает значение регулятора, направляющего процесс изображения, контролирующего приемы и способы изображения.
Выдающийся ученый Г.А. Урунтаева отмечала, что творчество это деятельность, результатом которой является создание условных материальных и духовных ценностей.
Условием, необходимым для творчества, является овладение умениями и навыками в данном виде искусства, так как иначе человек не сможет воплотить задуманные образы в реальные формы.
Б.М. Теплов отмечал, что главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, – искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение. Этому условию отвечают те замыслы, которые являются внутренней потребностью ребенка. Но систематическая педагогическая работа, по мнению ученого, не может строиться с расчетом лишь на эту потребность. У многих ребят ее не наблюдается, хотя при организованном вовлечении в художественную деятельность эти дети обнаруживают иногда незаурядные способности. Следовательно, возникает большая педагогическая проблема – найти такие стимулы к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное желание сочинять.
Для осуществления творческих замыслов необходимо также трудолюбие. Без него самый прекрасный замысел может оказаться неосуществленным. Все силы человека должны быть мобилизованы и направлены на выполнение поставленной цели. И. Е. Репин писал, что при гениальном таланте только великие труженики могут достичь в искусстве абсолютного совершенства форм. Эта скромная потребность к труду составляет базу всякого гения.
Детское творчество представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности.
Психолого-педагогические наблюдения за процессом детского художественного творчества показывают, что создание изображения ребенок, как правило, сопровождает речью. Маленькие художники называют воспроизводимые предметы, объясняют поступки изображаемых персонажей, описывают свои действия. Все это позволяет ребенку понимать и выделять качества изображаемого; планируя свои действия, учиться устанавливать их последовательность.
Психолог Е.И. Игнатьев считал, что воспитание умения правильно рассуждать в процессе рисования очень полезно для развития аналитического и обобщающего видения ребенком предмета и всегда приводит к совершенствованию качества изображения. Чем раньше включается рассуждение в процессе анализа изображаемого предмета, тем систематичнее этот анализ, тем скорее и лучше достигается правильное изображение.
   Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь творчеством, новые знания, умения и навыки, приобретаемые им в этот момент, чрезвычайно значимы для психического развития личности.
Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.
К. Д. Ушинский писал, что ничто: ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши – не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя. В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле.
Изобразительное творчество дошкольника проявляется не только тогда, когда он сам придумывает тему, но и когда действует по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение, другие выразительные средства.
В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.
Учить ребенка видеть мир — вот одна из задач воспитателя. А это значит развивать в детях наблюдательность, умение сознавать увиденное, то есть развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.
Ребенок, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.
Все большую роль в деятельности начинает приобретать воображение. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.
В детском саду ребенок знакомится с разнообразными видами изобразительного искусства: живописью, графикой скульптурой, произведениями прикладного творчества.
Прикладное творчество охватывает сферу народного искусства и художественной промышленности: керамику, ткачество, ювелирные изделия. Этому виду искусства принадлежит значительная роль в формировании художественного вкуса народа.
Специфика прикладного творчества заключается в том, что произведения его должны быть в одно и то же время полезны и красивы. Обычная чашка, платок, ковер, украшенные росписью, вышивкой, делаются праздничными, нарядными, не переставая служить по назначению.Другой характерной особенностью произведений прикладного творчества является красочность, декоративность Смелые, часто контрастные цветовые сочетания придают им своеобразие, делают необыкновенно привлекательными
Основную роль в развитии современного прикладного творчества играют выработанные веками традиции. В развитии советского прикладного творчества используются традиции искусства русского народа. Продолжают свое творческое развитие существующие издавна народные художественные промыслы. Большой популярностью пользуется Дымковкая глиняная игрушка, Богородская деревянная резная игрушка, Палехская живописная лаковая миниатюра, посуда Хохломы, и Гжели, а также роспись по дереву и металлу, ручная вышивка и плетеное кружево, косторезное искусство, резьба по дереву и бересте и другие.
Научиться видеть и понимать прекрасное — эту способность особенно важно развивать в дошкольном возрасте. Прикладное творчество — доступную и притягательную для детей дошкольного возраста. Большие возможности используемых материалов способствуют формированию художественно-практических навыков и умений, работа с ними обогащает знаниями о свойствах и качествах материалов, расширяет эстетическое восприятие, образное видение, развивает детское творчество. В результате прикладной деятельности появляется художественно выполненная вещь. Ей присущи разнообразные стороны выразительности: цветовое сочетание, композиция, другие средства художественного воплощения. Если результат радует человека, то он испытывает внутренний подъем, радость творчества.
Декоративно-прикладное искусство как проявление детского творчества близко по своей природе творчеству ребенка - это простота, завершенность формы, обобщенность образа. Именно поэтому оно близко его восприятию, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, художник избегает лишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.
Прикладное творчество способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к искусству, природе, окружающей действительности.
Дети проявляют живой интерес к предметам народного творчества. При выборе они отдают предпочтение тем образцам, которые отличаются образной художественной выразительностью и красивой фактурой, отклоняют натуралистичность в трактовке животных, растений или цветов. Из керамических изделий они выбирают, как правило, образцы, отмеченные фантастичностью образов: причудливые сосуды в виде птиц, созданные народными мастерами из Скопина Рязанской области, скульптурные изображения коней, птиц и животных в вятской, каргопольской или филимоновской глиняной расписной игрушке, простые формы гончарной посуды - и остаются равнодушными к вычурным стилизованным формам керамики.
Яркое впечатление производят на детей красочные кистевые росписи по дереву в произведениях народных мастеров городецкой и хохломской росписи, узоры из цветов, растений и птиц на северных прялках, насыщенные по цвету декоративные жостовские подносы, семеновская расписная матрешка. Из произведений народного прикладного искусства, где основу образной художественной выразительности составляет графическое решение, дети с интересом рассматривают резьбу на пряничных досках, на которых можно видеть и сказочную птицу, и выразительных по пластике рыб с причудливыми хвостами. Веселые улыбки и симпатию вызывают у детей изделия богородских резчиков: медведи, которые мо-тут и дома строить, и на велосипедах кататься, птицы и олени.
Дети очень эмоционально и непосредственно проявляют свое отношение к декоративности, выразительности образов, красоте фактуры материалов произведений прикладного творчества, отвергая, как правило, натуралистичные и перегруженные декором образцы.
Прикладное творчество многофункционально, в нем заложены большие воспитательные возможности.
В.С Воронов, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова, НП. Сакупина, ЕА. Флерина и другие отмечают его ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, высокое совершенство «языка», человечность, связь с окружающей жизнью.
Е.А. Флерина одной из первых выступила за использование прикладного творчества в детском саду. Она считала, что, обучая детей рисованию, надо использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами изображения.
В подтверждение этого Т.Я. Шпикалова, отмечая синкретичность народного искусства, говорит о необходимости включения в декоративно-прикладную деятельность других его видов.
Н.П. Сакулина писала, что прикладное творчество отвечает интересам дошкольников, содействует развитию их эстетических переживаний, первых эстетических оценок].В докторской диссертации С.П. Исенко, посвященной этнокостюмологии в контексте современной культуры, рассматривается проблема декоративно-прикладного искусства с позиций культурологии, этнографии. Исследователь говорит о том, что в народном костюме, как и в народном искусстве, проявилась одна из важнейших особенностей художественного народного мышления — метафоричность, то есть синтез природных, культурных явлений по обобщенному признаку или свойству.
Решая вопросы эстетического воспитания дошкольников, педагоги все чаще обращают внимание на многообразие видов прикладного творчества, синтез музыки, танца, народной песни. Поэтому в целях развития эстетического восприятия важно обращать внимание детей на украшения в костюме, использование знаков — символов, цветовых, орнаментальных.
Одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества исследователи считают взаимосвязь народной музыки, декоративно-прикладного искусства, художественного слова и изобразительной деятельности. По их мнению, феномен интегрированного подхода к развитию художественно-творческих способностей обусловлен еще и тем, что возможен перевод образов одного из видов искусства, например музыкального, речевого, в образы другого вида, например изобразительного. При этом повышается уровень эстетического восприятия, что находит отражение в продуктивной деятельности детей.
Таким образом, анализ положений о детском творчестве известных отечественных и зарубежных ученых показал, что для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. В процессе ознакомления дошкольников прикладным творчеством происходит всестороннее развитие ребенка, вследствие чего, изобразительное творчество детей пополняется новыми образами.
Список литературы
Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей. - М.: Педагогика, 1972.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте : учебное пособие. - М.Просвещение, 1991.
Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий.- М.: Скрипторий, 2008.
Запорожец А.В. Воспитание дошкольника. - К.: Либедь, 1998.
Игнатьев Е.И., Лукин И.С., Громов М.Д. Психология: учебное пособие.- М.: Просвещение, 1965.
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2011.
Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1987.
Косогорова Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник.– М.: Академия, 2012.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Просвещение, 1981
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Цветной мир, 2011.
Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1982.
 Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Теплов Б.М. Способности и одаренность.// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ под ред. И.И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М.: Просвещение, 1981
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие. - М.: Академия, 2006.
Усова А.П. Об организации обучения дошкольников. - М.: ООО «АСТ», 2003.
Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка, том 3 - М.: Вече, 2001.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. М.: Просвещение, 1950.
Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста . - М.: Учпедгиз, 1986.