Реферат Вопросы антропологии в трудах Святителя Тихона Задонского, Святителя Игнатия Брянчанинова, Святителя Феофана Затворника Вышенского


Тема человека в современной жизни стала действительно очень актуальной для культуры и общества в целом. Бурное развитие науки, причём самых различных её дисциплин, привело к накоплению великого множества знаний о человеке. Это побуждает многих специалистов заявлять о необходимости создания интегральной научной дисциплины или междисциплинарной сферы наук о человеке – антропологии.
Но, увы, популярное слово «антропология» не является показателем интереса к человеку. Повторяя его на все лады, люди часто забывают о самом человеке. И это  происходит потому, что подлинно человеческое нельзя решить без Божественного. Человек не существует без Бога, вне Бога, сам по себе. И потому антропология не может быть безрелигиозной. Но это не значит, что возможна только религиозно-конфессиональная антропология. Научная антропология должна быть научной, но если она не будет соответствующим образом связана на уровне методологии с религиозным бытием человека, с одной стороны, и религиозной действительностью как методической реальностью космоса, с другой, то истинная методология антропологии невозможна. Антропология безрелигиозная есть по сути антропология бесчеловечная. В том и заключается кризис современных знаний о человеке: в них мало самого человека, его собственной сути.
Г.Ширяев считает, что «святоотеческое предание представляет человека то двумеричным (плоть – дух, тело – душа), то тримеричным (дух, душа, тело.) Несмотря на внешнюю противоречивость этих взглядов они имеют внутреннюю целостность. Такой подход непривычен для науки. Действительно, человеческая личность настолько многогранна, парадоксальна и загадочна, что философ легко теряется, или чувствует неуверенность, или акцентирует какое-то одно измерение человека, забывая об остальных, и представляя человека в искажённом, редуцированном и неполном виде» [1].
К выдающимся антропологам можно отнести многих святых отцов: Антония Великого, Макария Египетского, Максима исповедника, Исаака Сирина, Григория Паламу, в России – Святителя Тихона Задонского, Святителя Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника Вышенского  и многих других.
Святитель Тихон Задонский (1724 – 1783) — епископ Русской Православной Церкви, епископ Воронежский и Елецкий, богослов, крупнейший православный религиозный просветитель XVIII века. Всю свою жизнь посвятил служению Церкви.
Литературное богословское наследие святителя Тихона Задонского обширно и по своей тематике многогранно. Святитель считал главной целью бытия человека на земле — спасение души. Мысль о спасении красной нитью проходит через все его творения. Христианин найдет в них ответы на многие вопросы, возникающие у него на пути к вечности. Письма святого отца, вошедшие в собрание его творений, почти всегда заканчиваются словами: Спасайся!», «Спасайся о Господе!», «Спасайся о Христе Иисусе!». Именно спасения как самого необходимого желал он всем. Как духовно-жизненный процесс, спасение является делом и Бога, и человека. Другими словами, в этом процессе усматриваются объективная и субъективная стороны. Все то, что даровал человеку Господь для спасения, является объективной стороной спасения; усилия же самого человека со вспомоществующей ему благодатью Божией составляют субъективную сторону. Обе эти стороны четко отражены в творениях Воронежского Святителя. Кроме того, в них во всей полноте обнаруживается внутреннее богатство его высоконравственной личности, и раскрытие этого богатства дает возможность яснее и полнее представить богословские воззрения святого отца. Факты биографии святителя Тихона помогают понять также дух и смысл его творений. «Сводя подвиги святителя к общим чертам, — говорит один из его жизнеописателей, — мы находим, что в его жизни… раскрывается живое отношение догмата к жизни и взаимная их связь, т. е. как христианские догматы, живо и постоянно сознаваемые верующим умом, должны выражаться в соответственных им сердечных расположениях и свободных действиях воли» [11].
Творения Святителя Тихона Задонского, его христианская философия, оказали большое влияние на светскую и духовную культуру России последующих веков, а именно на Святителя Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, оптинских старцев, которые развивали православную антропологию, а в учении о спасении уделяли большое внимание идее духовно-нравственного возрождения человека. Писания Тихона Задонского кажутся до крайности простыми. Святой Филарет Московский в разговоре с Игнатием (Брянчаниновым) сказал, что писания Тихона – «неглубокая река, но в ней есть золотой песок».
Он одним из немногих вновь возродил к жизни принципы истинного православия, столь проповедуемые русскими мыслителями в XI — XVII вв.  Святитель Тихон Задонский идет по пути возрождения евангельской духовности. Его евангелизм состоит в том, что он актуализирует идею преображения, рассматривая ее в социально-политическом и антропологическом аспектах. Православная антропология Тихона Задонского рассматривает индивидуально-личностное преображение жизни, в котором находят свое отражение теоретический аспект, раскрывающий особенности христианского учения о человеке и практический аспект, выступающий в качестве рекомендаций для человека, вступившего на путь преображения, каждодневное «доброделание». Индивидуально-личностный аспект преображения жизни в христианской философии Святителя включает в себя весьма конкретные действия, благодаря которым и возможно нравственное совершенствование [12].
Епископ Игнатий Брянчанинов (1807-1867) – известный русский подвижник и духовный писатель XIX века. Его сочинения, изданные еще при жизни Святителя и переизданные в пяти томах в 1886 году, привлекают внимание глубоким знанием Священного Писания и творений Святых Отцов Православной Церкви, творчески переработанных и осмысленных применительно к духовным запросам современности. Написанные с незаурядным литературным мастерством, произведения Святителя Игнатия представляют собой ценное пособие для всех желающих проходить узкий и тернистый путь опытного Богопознания.
Сочинение Святителя Игнатия «Слово о человеке» не вошло в 5-томное издание и вообще долгое время оставалось неизвестным. Оно принадлежит к числу немногих творений Святителя, имеющих философско-догматический характер и излагающих вероучительные истины в систематическом порядке. Этот труд епископа Игнатия можно назвать очерком по христианской антропологии. Епископ Игнатий излагает учение о человеке на основании Предания Православной Церкви – Священного Писания и творений Святых Отцов. Все неправославные и тем более нерелигиозные концепции человека им просто не рассматриваются – они отнесены им к «измышлениям падшего человеческого разума». Впрочем, находясь в русле святоотеческой традиции, его антропология имеет свои особенности. Святителя интересуют в первую очередь пути исцеления души человеческой от греха, вопросы пастырской практики и аскетики. Вот почему из Святых Отцов по данной теме ему наиболее близки святой Иоанн Златоуст, преподобные Макарий Великий и Исаак Сирин.
Основополагающая идея учения о человеке епископом Игнатием взята у святого Апостола Павла. Человек – это храм. Его назначение – освящение, наполненность Святым Духом. Иначе этот «словесный» храм становится жилищем сил зла – демонов. Третьего не дано. Столь же резко Святитель разграничивает две линии развития мировой истории. Первую определяют те, кто стремится к Небу и земную жизнь считает временем покаяния, а самую землю – лишь временным пристанищем, страной изгнания из рая. Вторую линию составляют те, кто, забыв о покаянии и возвращении к Небу, нацелен на устроение земной жизни, на упрочение состояния грехопадения, приводящее, в конце концов, к полному подчинению «князю века сего» – диаволу.
Святитель Феофан Затворник Вышенский (10.01.1815 – 06.01.1894) – не просто учёный - богослов и иерарх Русской Православной Церкви, он сочетал ученость с исповедничеством, знание – со святостью, затвор – с активным влиянием на духовную жизнь современников. Богословское наследие Святителя-затворника пронизано мыслью о домостроительстве нашего спасения. Богословствование Святителя не чуждалось психологии, философии и всегда имело прикладной характер. Лучшего пособия для самоосознания себя как христианина трудно себе представить и в настоящее время. «О самих явлениях и силах души Феофан сообщал довольно обширные сведения, руководствуясь, с одной стороны, сведениями философов и другими научными данными, а с другой – словом Божиим, писаниями святых отцов и собственными наблюдениями» [2].
Антропология Святителя Феофана выходит из недр нравственного богословия и вся проникнута сотериологическим содержанием. В этом ее своеобразие и необычность для философского ведения. Основной его труд: «Начертание христианского нравоучения».
Однако же, следует отметить, что антропология в учении святителя Феофана, невзирая на свою внешнюю формальность и системность изложения, не является в строгом смысле богословской концепцией или системой. Цель ее построения – чисто практическая: очертить фундаментальные основы духовной жизни христианина. На это указывал сам духоносный затворник в одном из своих писем: «Уж как же иначе человеку и жить, как не так, как он устроен. Установив здравые понятия о том, как устроен человек, получим вернейшее указание на то, как ему следует жить»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn7" \o "" [3]. С другой стороны, создание научной дисциплины или теории, конечной целью которой являлось бы всестороннее рассмотрение человека самого в себе, явно не соответствует смыслу духовной жизни. По мнению святителя, «далеки от истины те, кои поставляют последнею целью человека самого же человека, какими бы пышными названиями они ни украшали ее»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn8" \o "" [4].
Таким образом, предметом христианской антропологии святителя Феофана является Образ Божий в человеке – христианская личность  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn9" \o "" [5]. Собственно, к человеку духоносный богослов обращается лишь с тем, чтобы очертить истинный путь реализации жизненной цели этого творения Божьего. Что же касается антропологической проблемы, то она возникла, как проблема отчуждения человека от Бога и самого себя  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn10" \o "" [1].
В этом смысле первой фундаментальной предпосылкой построения антропологии Вышенского Затворника является утверждение, что собственно человечность возможна только в том случае, если из нашей природы будет удален грех. До этого момента мы не можем говорить о полноценном человеке, поскольку «беспорядочность, хотя получается нами в зародыше вместе с рождением, но не природна нам, не принадлежит природе человеческой, не так существенна в ней, чтоб без нее человек уже был не человек, а, напротив, без нее-то человек и бывает настоящим человеком… только по устранении ее мы можем являться здравыми в таком виде, в каком следует нам быть по естеству»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn11" \o "" [3]. Такое полноценное восстановление природы человека возможно только посредством приобщения к благодати Божией в таинстве крещения, которое «и есть возрождение, или новое рождение, поставляющее человека в обновленное состояние»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn12" \o "" [6]. Важно отметить, что здесь благодать уже представляется как антропологический фактор, необходимое условие и качество созидания человека. Впрочем, это действие благодати не ограничивается лишь одним моментом крещения. Жизнь человека, даже обновленного в таинстве крещения, все же не соответствует его естеству, поскольку он призван быть «тварью разумно-свободной», а «всякий невнимательный есть раб страстей и привычек»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn15" \o "" [4]. Благодать должна постоянно входить в человека и сочетаться с его благоволением. Если же этого не будет, то мы «имеем только вид, что живы, а между тем мертвы, мертвы»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn16" \o "" [7]. Поэтому «как нет жизни и живых существ вне природы, так вне Церкви нет духовной жизни и духовно живущих лиц»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn17" \o "" [4]. Собственно, зарождение духовной жизни начинается, «когда благодать Божия, нашедши вход в сердце человека, пробуждает там страх Божий и растревоживает совесть и чрез них приводит человека к раскаянию и перемене направления жизни своей в мыслях, чувствах, желаниях и делах, и к решимости жить не по земному, а по небесному, духовному и Божескому»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn18" \o "" [1].
Однако значение благодати в антропологии не ограничивается одной лишь обновляюще-возрождающей функцией. Человек для Святителя Феофана постигается в его цели. Истинная человеческая жизнь есть исполнение того, к чему от своего сотворения он предназначен, к чему призван. Так, «последняя цель человека в Боге, в общении, или живом союзе, с Богом»; причем Богообщение «должно быть всегдашним, непрерывным». «Такое состояние есть единое истинное состояние человека, есть единый решительный признак присутствия в нем начала истинно нравственной и духовной жизни»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn21" \o "" [4]. Но «после падения воля человека извратилась и вместо Бога как цели, направилась к себе»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn22" \o "" [4]. Преодоление такого извращения природы и, следовательно, полноценная реализация человечности, возможна только в христианстве. «Производство же богообщения совершается благодатию Святаго Духа», поэтому отличительное свойство христианской жизни есть то, что «она есть жизнь благодатная»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn25" \o "" [4]. Вот и призывает святой богослов: «Желаешь начать жить по-христиански, взыщи благодати»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn26" \o "" [6]. Без благодати невозможно реализовать свою человеческую природу в ее естественной цели.
Следующий момент состоит в том, что благодать Божия, по мнению Феофана Затворника, является как бы особой существенной частью природы человека, без которой он не может быть полноценным. «Человек по самой природе своей, – пишет святитель, – есть некоторым образом Божеского рода»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn27" \o "" [4]. И эта причастность Божеству есть причастность именно существенная, поэтому «вселение Бога [в нас] не есть только мысленное, какое бывает в богомыслии от лица человека и в благоволении со стороны Бога, а есть живое, жизненное, к коему те должны быть почитаемы только средством»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn28" \o "" [6]. «Если б для того, чтобы Бог принял пред Себя человека, - указывает святой богослов в своих возражениях современным ученым, - требовалось только исправить образ мыслей, то естественники, укравши в христианстве здравые понятия о всем сущем и предлагая их за свои, могли бы еще казаться имеющими некоторую правость; но ведь для этого нужно совершенное изменение всего внутреннего, духовного строя, а его одними понятиями не произведешь. Нужна благодать…»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn29" \o "" [7]. Благодать, сорастворяясь с человеческим естеством, как бы восполняет его, довершает до необходимого качества, так что «христианин не то, что всякий человек; ибо приемлет в себя с неба особенную силу, как бы особый элемент в состав свой»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn30" \o "" [8]. Этот момент существенного усвоения человеком благодати повторяется на протяжении всей жизни христианина участием в таинствах Церкви. Как пишет святитель Феофан: «…что дальше пойдет, будет уже не чем другим, как непрестанным повторением того, что действовалось здесь»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn32" \o "" [9] [в купели крещения].
Такое понимание антропологической значимости Благодати Божией имеет фундаментальное значение для построения всей духовной жизни христианина. Если не будет четкого осознания естественной необходимости постоянного стяжания Божественной энергии деятельным участием в таинствах Церкви, Которая «и есть новое человечество, от нового Родоначальника Христа Господа»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn36" \o "" [4], то у индивида не будет никакой возможности возрасти в необходимую меру человечности. На эту опасность небрежения онтологической необходимостью стяжания благодати для человека святитель Феофан указывал в одном из своих писем: «Мне думается, что многие потому и не живут, как должно, что думают, будто правила о сей достодолжной жизни навязываются совне, а не исходят из самого естества человека и не им требуются»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn37" \o "" [3]. Возникает вопрос, почему же тогда благодать Божия, существенно нами усваиваемая в таинстве Крещения и обновляющая наше естество оказывается как бы недостаточной для того чтобы сохранить целостной природу человека на протяжении всей жизни? Почему нужно непрестанное сочетание с Божественной энергией в других таинствах?
Здесь, опять же, святитель Феофан разрешает этот вопрос, исходя из антропологических принципов. Прежде всего, основным свойством человека как личности есть сознание, «исходное для других, прямое свойство лица и как бы истолкование его». «Условие к совершенству сознания… есть возвышение нашего лица и над собою, и над внешним миром», так что жизнь духа от сего «есть цела и крепка, достойный сосуд пребывающего и покоящегося в нем Бога»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn38" \o "" [4]. То есть, для становления человеческой личности, как существа вышеестественного, необходим непрестанный процесс общения, диалога именно с Творцом, а не просто с другой личностью. Неудивительно, что и само Богообщение в таком случае «должно быть всегдашним, непрерывным состоянием человека, так что, коль скоро нет общения с Богом, коль скоро оно не ощущается, человек должен сознаться, что стоит вне своей цели и своего назначения»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn39" \o "" [4]. По этому поводу Святитель рассуждал в одном из своих кратких поучений: «Говорят иногда: «Бог создал человека для общества». Мысль эту надо немножко поправить: человек создан для общения с Богом – в этом главная его цель… Беда обществу, в котором общественность поставлена целью!»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn40" \o "" [7]. Такое общение с Создателем, как было указано выше, возможно только посредством реального принятия благодати Духа Святого. Конечно, этот диалог нуждается и в ответе со стороны человека. В этом смысле, он предстает как личность, имеющая самосознание, то есть, чувствующая «обязанность к целесообразной деятельности, к делам ответным, подлежащим отчету»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn41" \o "" [4]. Таким образом, постоянное участие в таинствах является выражением естественной потребности нашей личности в Богообщении, как необходимом условии становления ее сознания.
Однако не только сознание является существенным свойством человеческой личности. Кроме него святитель Феофан определяет также свободу и жизнь  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn42" \o "" [4]. Поэтому благодать не принуждает и не прикрепляет к себе насильно. «Первое семя новой жизни состоит из сочетания свободы и благодати, и спасением ее будет развитие сих же одних элементов»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn43" \o "" [6]. Господь естественно желал бы, чтоб это семя сохранилось и укреплялось в нас. Но «мы со своей стороны не употребляем обязательных для нас условий и не пользуемся как должно указываемыми средствами. Врач не виноват в неуспехе лечения, когда больной не слушает его указаний и не употребляет прописуемых ему лекарств»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn44" \o "" [7].
Следующий фактор, определяющий потребность человека в постоянном стяжании благодати, исходит из еще одной характеристики личности – жизни. Собственно жизнь «есть сила действовать, а жизнь духовная есть сила действовать духовно, или по воле Божией». Отсюда, человек в самосознании «сознает себя лицом, обязанным к целесообразной деятельности»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn55" \o "" [4]. Подобно и душа человека «приснодвижна и на одном стоять не в силах»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn56" \o "" [3]. Обязательность деятельности для человека опять же определяется особенностями его природы. Это есть ответ личности на действие благодати Божией, которой человек «возводится до святой решимости»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn57" \o "" [4]. Как писал сам Святитель: «Неизбежность, или основание и источник стремлений и желаний, есть неполнота нашего существа. Чувство это заставляет человека искать предметов для восполнения себя»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn58" \o "" [4]. Таким образом, источник решимости человека сокрыт в его природе, но его нужно всецело направить на ответ призывающей благодати, а не распылять в обыденной суете. Эта действенность, подвижность человеческой жизни, исходящая из природы личности, требует и такого же ответа со стороны Бога – постоянного укрепления, содействия, ответа, ибо «всякое доброе дело… есть вместе Божие и человеческое»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn59" \o "" [4]. «Свой труд всеконечно нужен, – говорит Святитель, - но он не дает духовного – существенно и прочно, а только ищет его и подготовляет к принятию его. Дает все одна благодать»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn60" \o "" [9].
В данном случае, этот антропологический фактор деятельной природы личности полнее раскрывает перед человеком необходимость постоянного обращения к Богу, стяжания Его благодати, как силы действовать нравственно. Без этой силы, «вне христианства нет истинно доброй жизни»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn61" \o "" [4], нет возможности постоянно действовать благо. То есть, собственно человеческая жизнь неосуществима без Бога, ибо в нас самих средств для этого нет.
В связи с деятельным характером человеческой жизни возникает еще один важный вопрос, которого касается Святитель Феофан. Это вопрос антропологической перспективы христианства. Отвечает на него духоносный архипастырь, исходя из положения о воссоздании человеческой природы в купели крещения. Если в таком случае предположить, что в крещении нам дается недостаточное совершенство естества, то выходит, что и Образ, в Который мы облекаемся, недостаточен. Поэтому Святитель здесь утверждает однозначно: «Есть область, не подлежащая уже поновлениям именно потому, что, будучи обновлена однажды, она пребывает неизменно новою и всеобновляющею… Само устроение христианства, - продолжает богослов, - точно, неподвижно, но всякий вступающий в него и проходящий его, с первой минуты став причастником обновления, потом крепнет в нем, пока не облечется совершенно в нового человека, созданного по Богу в правде и преподобии истины». В другом месте Святитель Феофан также указывает: «Порядок требует, чтоб устроение нас, заповедуемое христианством, оставалось неизменным, чтобы и мы подходили к нему, обновляясь и изменяясь в себе самих по образцу его… Христианство, предлагая нам образец великого совершенства, подает и все потребные к тому средства»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn62" \o "" [7].
То есть, в таинстве крещения нам дается и полнота и совершенство человеческой природы. Дальнейшее же развитие человека связанно с актуализацией, запечатлением этой полноты в свободно-сознательной его деятельности как личности. Здесь нужен труд и «самопожрение Богу»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn63" \o "" [4]. Индивиду необходимо «учредить согласие внешнего человека с внутренним», то есть достичь целостности личности. Бог хочет, «чтоб дела человека были совершаемы целым его лицом, а не частию»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn64" \o "" [ 4]. Этого требует и сама природа совершенства, ибо оно «не части какой касается, а обнимает всего человека и по духу, и по душе, и по телу, во всех частях и силах его существа»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn65" \o "" [8].
С другой стороны, Бог есть Личность и человек воспринимает в свое естество благодать не просто как некую безликую силу, а как энергию личностного Творца. Он может, как даровать ее, так и отнять. Из этого, по слову святителя Феофана, следует, что «получивши благодать, надо спасение свое содевать со страхом и трепетом. Благодать как приходит, так и отходит, не с усмотрением нашим. За что наипаче отходит? От какого-нибудь движения гордости, самомнения и самонадеянности» . В этом смысле развитие человека в христианстве есть непрестанный труд стяжания в наше существо благодати, принятой в достаточной мере во время крещения, но из-за движения самолюбия в нас самих постоянно нами отвергаемой. При этом, все, что происходит после крещения в других таинствах, «будет уже не чем другим, как непрестанным повторением того, что действовалось здесь»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn67" \o "" [9], то есть существенным сочетанием с благодатью.
Таким образом, антропологическая перспектива в христианстве конкретно очерчена в образе Спасителя. По Его же заслугам и милости она доступна для каждого человека, поскольку «исходящий из купели крещения бывает и оправдан и праведен… Это и есть облечение во Христа»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn68" \o "" [9]. Но в реальной жизни от человека требуется также непрестанный труд, «бессильное усилие», чтобы с помощью Божественной силы преодолевать собственную самость и всегда соответствовать определенному в воплощенном домостроительстве образу. Так, характерное для антропологии понятие развития в христианстве оказывается как бы перевернутым – в нем вместо изначальной позиции определен необходимый результат, очерчен путь и даны средства его достижения. Наконец, в представлении святителя Феофана развитие является в виде нормы христианской жизни. «Это значит устроять свою жизнь по известному плану, вести ее стройно, в постепенном возвышении и усовершении, в полном убеждении, что она ведется по чертежу небесному – Божественному, каков есть закон христианский»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn69" \o "" [4]. Иными словами: «Исполняй волю Божию, чтоб быть в общении с Богом»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn70" \o "" [4]. В обобщенном же виде норма человеческой жизни есть восстановленная, восполненная и совершенная благодатью Христовой духовная жизнь человека, какою она была в первобытном его состоянии  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn71" \o "" [4].
Для секулярной науки такое понятие развития является абсолютно чуждым и непонятным, поскольку она не признает законов благодатной жизни. Как указывает Г.Ширяев: «Человек не только историческое и природное существо, он еще и надприродное, благодатное и метаисторическое существо – вот то главное, что рознит философскую антропологию и духовную антропологию»  HYPERLINK "http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html" \l "_ftn72" \o "" [1]. Поэтому реальность и доступность Идеала, возможность быть причастным Ему в обыденной жизни – для рациональной науки неразрешимые проблемы, а развитие – неопределенная перспектива. В христианской антропологии, так ясно описанной в трудах святителя Феофана Затворника, наоборот, истинно человеческая жизнь только потому и возможна, что мы можем реально приобщаться к Идеалу. Перспектива развития человека вполне определенна в воплощенном домостроительстве, остается лишь достигать ее через норму христианской жизни, восполняя несовершенство природы совершенством Творца.
Таким образом, основанием антропологических представлений святителя Феофана является мысль о том, что вне благодатных средств спасения, которые предлагает Церковь Христова в таинствах, невозможно индивиду стать полноценным человеком. Собственно человечность возможна не столько потому, что к этому каждый индивид обязан своим естественным рождением, сколько потому, что у него есть возможность восполнить недостаток собственной природы Божественной энергией. Антропологическая перспектива нашей жизни в своей полноте дается как факт в таинстве Крещения. От нас же в реальной жизни требуется исполнять определенную норму христианской жизни, отвечать решимостью, чтоб эту полноту сохранить и запечатлеть во всем составе и частях нашего естества [10].
Литература
Ширяев Г. Антропология Святителя Феофана, Затворника Вышенского // Русское самосознание. 2001. № 8. С. 142–162; 2002. № 9. С.48–78.
Крутиков И. А. Святитель Феофан, Затворник и подвижник Вышенской пустыни. Изд. 2-е, М., 1905.
Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Собр. писем. М.: Правило веры, 2009.
Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2010.
Битехтина Л.Д. Методологические основы психологии в духовном учении свт. Феофана Затворника (истоки, развития, перспективы) // theophanica.ru/methodological_foundations_of_psychology_in_the_ spiritual_teaching_of_st_ theophanes_the_recluse_the_.php.
Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2008.
Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. Краткие поучения. М.: Правило веры, 2007.
Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии в письмах. М.: Правило веры, 2008.
Феофан Затворник, свт. О разных предметах веры и жизни. Собрание писем. М.: Правило веры, 2007.
Савчук Р. Особенности антропологии святителя Феофана Затворника. – Свято-Успенский Вышенский монастырь// http://svtheofan.ru/item/1520-savchuk-poman.html
Схиархимандрит Иоанн (Маслов).  Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении.// http://4itaem.com/book/353245/reader.
Родионова Е. Святитель Тихон Задонский. //http://www.ewrika.lv/?section=2&category=96&article=1026.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «ЕГУ им. И.А.Бунина»
Реферат
«Вопросы антропологии в трудах
Святителя Тихона Задонского,
Святителя Игнатия Брянчанинова,
Святителя Феофана Затворника Вышенского»
Подготовила:
Морева Наталия Анатольевна, слушатель курсов «Основы православной культуры», учитель
МБОУ СОШ п. Солидарность
Руководитель:
Иванов Александр Викторович, кандидат педагогических наук.
Елец – 2014