Формирование нравственных качеств личности ребенка на занятиях казахского языка на основе использования элементов народной педагогики


«Формирование нравственных качеств личности ребенка на занятиях казахского языка на основе использования элементов народной педагогики»
У известного казахского писателя Мухтара Ауэзова есть великие строки «Ел боламын десең – бесігіңді түзе» («Родина начинается с колыбели») и здесь же «Ұяда не көрсең – ұшқанда соны орасың» («К чему привык птенец в гнезде, то и будет искать, когда взлетит»). Во взрослую свою жизнь ребенок выносит те понятия о чести, совести, любви, которые были заложены у него в детстве, то, что он усвоил в семье, в детском саду и, далее в школе. И в формировании личностных качеств будущего гражданина большую роль играют истоки народной педагогики, главным содержанием которого является воспитание всесторонне развитой личности, а именно «Сегіз қырлы, бір жырлы» жан – жақты жетілген азаматты тәрбиелеу.
Воспитатели наши - это сказки бабушек, колыбельные матерей и мудрые притчи аксакалов, стихи акынов и легенды, имеющие глубокое содержание пословицы и поговорки. Грубому, черствому душой человеку говорят: Наверное, мать не пела тебе колыбельных песен.
В народе с древнейших времен известно, что воспитание начинается с появления на свет маленького человечка. «Ребенка надо воспитывать, пока он в колыбели, а теленка на привязи». Отсюда предсказание «Привычки 3-летнего сохраняются до 80 лет» и др.
Именно такие цели я ставлю на занятиях казахского языка: воспитание всесторонне развитой личности; не человека, напичканного знаниями, а человека с сердцем, умеющего слышать душу другого человека, сопереживать ему, быть порядочным человеком.
Сердцевиной народной педагогики казахского народа является трудовое воспитание. В казахской семье мальчик с 5 лет должен был уметь взобраться и сесть в седло лошади, в 7-8 лет участвовать в скачках, в 14-15 лет уже считался наездником. Дети привлекались к скотоводческому, к бытовому труду, к домашним промыслам. Честный и добросовестный труд прославлялся в народных сказках, а лодыри, бездельники, лентяи в них высмеивались.
Начиная свое занятие, я спрашиваю у детей: «Кто пришел сегодня на работу?» Объясняю им, что в детском саду ты занимаешься, ты трудишься, а пропускать работу нельзя. Как ты занимаешься в детском саду, так будешь учиться в школе и, став взрослым, так же будешь относиться и к своим взрослым обязанностям.
Самое святое и дорогое для нас понятие - это семья. На занятиях по теме «Отбасы - Семья» мы много говорим об этом. На эту тему много замечательных пословиц и одна из них «Әке - асқар тау, ана- баурындағы құрақ, бала - жағасындағы құрақ» (Отец- неприступная гора, мать - родник у подножия горы, дитя - тростник, растущий у родника и у подножия горы).
Эту пословицу я выразила в рисунке для лучшего усвоения детьми, для более точного запоминания слов. С детьми мы разбирали смысл этой пословицы и пришли к выводу, чтобы дольше быть вместе, нужно заботиться, любить, быть внимательными друг к другу, старшие к младшим, младшие к старшим.
Особое внимание уделяю казахским детским играм, которые использую в различних моментах урока. Детям очень нравится народная игра «Қуырмаш». В игровой форме дети быстро запоминают названия пальцев на казахском языке. Эту игру я использую и при объяснении нового материала, и при его закреплении, и как поощрение играю с самим ребенком. На своих занятиях уделяю большое внимание ролевому отображению младшими дошкольниками простейших игровых сюжетов. Ребенок радуется различным персонажам, с которыми его знакомят (цыпленку, медвежонку, кошечке и т.д.). Моя задача – обратить эту радость в действие, вызвать потребность изобразить, передать, как собачка бегает и лает, как зайчик прыгает и т.д и т.п. Эти простейшие имитационные действия развивают у детей воображение, фантазию, способность к наблюдению, стремление к перевоплощению, развивают творческие способности и через все это дети лучше понимают значение казахских слов, лучше запоминают и используют при общении.
Использование множества форм народной педагогики, которыми так богат казахский народ, оказывает влияние на формирование таких качеств личности, как честность, дружба, трудолюбие, преданность, любовь, гостеприимство, радушие, терпимость и т.д. Это расширяет кругозор детей, развивает интеллект, интерес к изучению казахского языка, являющегося государственным языком нашего государства. Богатство и престиж языка – это процветание и престиж самого государства! Тіліміздің мәртебесі – еліміздің мәртебесі!
Будущее нашего государства зависит от подрастающего поколения, а каким вырастет молодое поколение – за это ответственность несем мы, взрослые!