Историческое формирование философии фасилитации в этнопедагогике Казахстана


«Историческое формирование философии фасилитации в этнопедагогике Казахстана»
Хамитова О.Т. старший преподаватель
ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР
по Костанайской области»
В Казахстане последнее десятилетие проходит череда реформирования в системе образования, модернизация охватывает не только технологию обучения, методику проведения уроков, но и само восприятие образования, ее цели, содержание.
Изменяются подходы к образованию, осуществляется постепенный переход к демократизации, активизации обучения, взамен классическому преподаванию советской школы.
В середине ХХ века К. Роджерс, автор человекоцентрированного подхода в психотерапии рассматривает идеи гуманизма и человеколюбия в образовании и воспитании. Термин фасилитация (от англ. to facilitate - облегчать, содействовать) чаще всего используется в психологии для обозначения процесса облегчения, оптимизации и повышения продуктивности деятельности личности или группы. Фасилитация может быть случайной, неосознаваемой или, если осуществляется педагогом-фасилитатором, осознаваемой и целенаправленной.
Механизмами фасилитации, по мнению Димухаметова Р.С., являются такие человеческие качества как: сотрудничество, терпимость, толерантность, искренность, эмпатическое понимание, признание ценности, принятие, доверие. То есть, это качества ценимые человечеством начиная с глубокой древности, подтверждение чему можно найти в трудах ученых, философов, поэтов, культурах разных народов.
Казахская этнопедагогика исследует цель приобщения к культурным ценностям народа, истоки которого коренятся в его философии, народной мудрости, фольклоре. Как исторически формировалась философия фасилитации, полиэтнической толерантности в этнопедагогике Казахстана?
Прямого указания на понятие «фасилитация», «полиэтническая толерантность» вы ни у кого из них не найдете. Но в то же время многие поэты, философы обращались к проблеме воспитания и образования, высказывали свои идеи относительно того какое должно быть образование, отношение к ребенку, его роли в истории народа, преемственности и ответственности в сохранении культуры народа, его этнической самоидентификации.
Свое отношение к обучению, воспитанию детей выразил еще в начале XI века тюркский поэт и мыслитель, написавший первое произведение, на языке тюрков  в своей книге «Благодатное знание», Юсуф Баласагуни: «Учи детей приличью, знаньям, коих, Им бы хватило для миров обоих» [4, с.292]. И там же обозначил цели обучения «И разум дал, чтоб постигать нам знанья, Чтобы благие совершать деянья» [4, с.262].
Великий казахский мыслитель и поэт Абай Кунанбаев отстаивал идеи толерантного, миролюбивого отношения к другим народам, призывал изучать культуру соседних народов и брать у них все лучшее и прогрессивное. «Человек, изучивший культуру и язык иного народа, – говорит Абай, – становится с ним равноправным, и не будет жить позорно» [1, 50]. Абай выражал идею равного права всех народов на мирное существование, на самобытность – «Живущие всюду народы для радости сотворены….». Проникаясь сочувствием к своему народу, Абай видел все его недостатки, невежество, царившее вокруг, и пытался привить любовь к знаниям, своему краю, другим этносам, показывая их преимущества, сильные и положительные стороны.
В своей книге «Қара сөздер» он определяет цели образования: «Наука постигается не для того, чтобы с ее помощью нажить богатство, Наоборот, богатство должно служить развитию науки» [2, c.107].
Познание культуры этноса, его исторического прошлого, достижений порождает уважение к народу, понимание особенностей его менталитета, образа жизни, мыслей. Многообразие этносов в полиэтническом обществе обогащает каждого человека, концентрируя все самое лучшее и трансформируя в общий, присущий только данному региону способ взаимоотношения, менталитет и даже язык.
С ребенком сравнивает необразованного человека ученый, историк, этнограф Чокан Валиханов «Человек дикий и неразвитый подобен ребенку, не умеющему вполне владеть своими внешними чувствами. Ему, как ребенку, трудно согласовать ощущения свои с действиями» [3, с.197]. Чокан Валиханов имел демократические взгляды, опередившие свое время, толерантное отношение к представителям разных народов. Как необходимую, врожденную потребность человека, Чокан Валиханов определял стремление к познанию: «Учить – это значит познавать. Это является необходимой потребностью человека» [2, с.205].
Гуманные принципы и идеалы в образовании во второй половине XIX века отстаивал педагог-просветитель И. Алтынсарин. В педагогических работах в области обучения и воспитания И. Алтынсарина прослеживается большая забота об образовании детей в степном крае, его огромная любовь к детям и учителям:
Давайте, дети, учиться!
В памяти Вашей пусть
Знаний запас сохранится [5, с.52].
В своих наставлениях учителям он говорил, что «учитель должен обращаться с детьми кротко, не раздражительно, терпеливо и объяснять каждый предмет охотно и простым языком» [6, с.172]. В то же время он выступал за осознанное обучение «чтобы любой труд детей бесплодно не растрачивался на бессмысленные зазубривания, а имел смысл и систему».
Принципы воспитания, отношение к детям педагогов и поэтов Казахстана, актуальны и востребованы в системе современного образования. Демократические принципы, воспитание качеств личности, являющиеся механизмом фасилитации, способствующих развитию толерантной, коммуникативной, искренней личности лежат в основе модернизации, обновлении содержания образования. Активные методы обучения, принципы гуманного оценивания достижений ребенка так же декларировались сто лет назад, как и сегодня.
Важно при любом реформировании, не утратить все самое лучшее, что оставили в наследство наши предшественники, внедрять все новое не слепо копируя чужие успешные идеи, а рассматривая ее через призму имеющегося опыта.
Литература
1. Кунанбаев, Кунанбаев А. Собрание сочинений, 364с.
2. Кунанбаев, Кунанбаев А. Избранное, Москва, «Русский раритет», 2006 г., 255 с.
3. Валиханов, Валиханов Ч. Избранные произведения под редакцией ААН Каз.ССР А.Х.Маргулана Казахское гос. Издательство Художественная литература Алма-Ата 1958г. 642 с.
4. Золотая поэзия Востока: Сб. – Симферополь: «Реноме», Харьков: «Свитовид», 2001. – 368 с.
5. Собрание сочинений. В трех томах. Том 1. Алтынсарин И. Алма-Ата, «Наука» КазССР, 1975г. 359 с.
6. Собрание сочинений. В трех томах. Том 2. Алтынсарин И. Алма-Ата, «Наука» КазССР, 1976г. 423 с.