Статья по этнопедагогике Этнокультурное содержание образования в условиях начальной школы


Топоева Мария Викторовна
уч. нач. классов
МБОУ Калининская СОШ с. Аскиз
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту образование в начальной школе должно быть ориентировано на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семь и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию и высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.[3, с.7]
До внедрения ФГОС существующая система образования в стране недостаточно уделяла внимания сохранению национальных языков, приобщению детей к материальной и духовной культуре своего народа, его обычаям, традициям. В результате - современные дети не знают родную культуру, традиции, речевой этикет, обряды своего народа.
Сегодня для реализации ФГОС многие образовательные учреждения включают в содержание образования традиции, культуру, ценности, которыми люди дорожат. Содержание образования в начальной школе опирается на этнопедагогические традиции народа.
Таким образом, в последние годы стало уделяться внимание развитию и обновлению школ с родным (нерусским) языком обучения и с русским языком обучения. Каждое национально-территориальное образование создает свою концепцию развития школы на основе народных традиций и культуры.[4, с. 161]
В настоящее время и нас, проживающих в населенных пунктах, затрагивает проблема сохранения родного языка. В селах, где проживает большинство хакасской национальности, и в школе обучаются дети коренной национальности, в молодых семьях родители не говорят на родном языке. За незнанием языка следует незнание национальных ценностей не только своего народа, но и других народностей. Поэтому семья и школа должны совместно привить своим воспитанникам традиции родной и российской культуры. Учителю предоставляется возможность заинтересовать детей и творчески преподнести материал на уроках, внеклассных мероприятиях, внеурочной деятельности, на различных народных праздниках.
У хакасов, как и у других народов, в народных играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о нравственности. Такие игры служили и служат средством самопознания, физического и общего развития, подготовки к трудовой и ратной деятельности, развлечения и отдыха. Первые сведения о хакасских играх относятся к началу XVIII века (экспедиция Д.Г. Мессершмидта). Но наиболее ярко они сохранились в фотоархивах С.Д. Майнагашева, отснятые им во время экспедиций 1913-1914 гг.
Спортивные соревнования были составной частью народных праздников. Наряду с выступлениями самодеятельных артистов, плясок и гуляний, в программу всегда включали разнообразные игры и состязания: стрельба из лука, конные скачки, поднятие тяжестей, гиревой спорт и борьба. На занятиях по внеурочной деятельности детям предоставляется возможность познакомиться и научиться играть с такими настольными играми как тобит, чохыр сӧӧк, чохыр ағас, хазых, пакпа ойнааны. Игра тобит является хакасским вариантом шашек. Очень простая и общедоступная, она была любимым развлечением скотоводов. Сетка для игры чертилась прямо на поверхности земли, фигурами для которой служили хазыхи или другие кости домашних животных. Игра чохыр сӧӧк (пестрая кость) проводилась на поверхности стола, игральная косточка изготавливалась из отшлифованного овечьего хазыха, которому придавали шестигранную форму и наносили отметину. Чохыр ағас (пестрая палочка) – двеннадцатигранный параллелепипед, на каждой грани которой, кроме оснований наносятся метки от 1 до 12. Хазыхи – игры с костями овец. Для игр пакпа ойнааны (игы в бабки) используется пакпа – бабки крупного рогатого скота. На уроках физической культуры также формируется интерес к народным видам спорта и играм. Особое предпочтение дети отдают таким играм как ағаснаң тартыс (перетягивание палкой), хурнаң тартызары (пертягивание ремнем), хучалар сӱзізі (бодание баранов), аттар тартызы (состязание лошадей), хол пазыс (рукоборье). Хол пазыс – рукоборье считается национальным видом состязаний у многих народов. В настоящее время под названием «армрестлинга» оно получило международное признание и по нему проводятся чемпионаты мира. В нашей школе в состязаниях принимают участие и мальчики, и девочки.[2, с. 5]
Особое внимание уделяется изучению хакасской национальной одежды и украшениям на уроках технологии, изобразительного искусства, внеклассных мероприятиях. У хакасов очень красив национальный костюм. Он считается одним из самых красивых национальных костюмов мира. И в основном это из-за своеобразной вышивки. Художественное оформление вышивки пришло к нам из древности. Национальная одежда является изделием не только бытового назначения, но и декоративно-прикладного искусства, раскрывает перед нами богатство культуры народа, помогает усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учит понимать и любить прекрасное. Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изначально в хакасской вышивке каждый узор имел свой особый смысл. Вышивки раньше «читались», как тексты. Со временем эти изображения- символы утратили свое значение и стали просто декоративными элементами. Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастерицы через цвет передают свое настроение и переживание: красный – веселье, зеленый – цвет растений, а голубой – цвет воды и неба. Украшениями для хакасской женщины являются не только узоры и орнаменты на одежде. Серьги, кольца, перстни, браслеты являются предметами украшения женского туалета. На уроках изучая национальную одежду и украшения, дети сравнивают их, находят сходства и различия, узнают историю их возникновения, из каких материалов сделаны. Каждый ребенок пробует создавать свое изделие, украшение, вышивку. Предпочтение отдают украшениям: поғо (нагрудник), серьгам и браслетам, используя при изготовлении бисер, камни, металлические детали.
Ничто так не освещает историю, быт и культуру народа как посещение музеев на территории нашей школы, села и района. В нашей школе существуют три действующих музея: «Родовое древо» - руководитель Карачакова Е. Г., «Таң чарии» - руководитель Канзычаков Р. Ю., «Музей хакасского языка» - руководитель Боргоякова Г.В. Музейные экспозиции действующих школьных музеев МБОУ Калининская СОШ обладают способностью одновременно воздействовать на эмоциональную, интеллектуальную и нравственную сферы личности благодаря их свойствам: информативности (способности нести информацию); аттрактивности (способности привлекать внимание), экспрессивности (способности вызывать ассоциации и оказывать эмоциональное воздействие); репрезентативности (способности отражать действительность в типичных или уникальных чертах).[1, с. 131] Нашим ученикам предоставляется возможность посетить обзорные экскурсии: «В юрте конца XIX века», «Особенности проживания в хакасской юрте», …..
Изучая на уроках музыки, литературного чтения тахпахи, колыбельные песни, потешки, песни других народов, танцы, народные сказки, скороговорки дети познают окружающий мир, мир природы. Ведь волшебный мир сказок, интересные фольклорные повествования раскрывали перед ребенком мир добра, любви к родителям, к родной земле. В музыкальных и литературных произведениях многих народов воспевается о природе: птицах, растениях, животных, реках, горах, любви наших предков к природе. Они несут в себе важную воспитательную роль: осознание ответственности перед собой и всем, что нас окружает. Через сказки, песни начинается приобщение ребенка к родному языку, закладываются основы экологического образования.
Таким образом, в нашей школе значительное внимание уделяется приобщению школьников к истории культуры своего народа, проводятся классные часы, организуются праздники, посвященные традиционной народной культуре с участием родителей: 3 ноября – Хуртуях айы (День почитания стариков), 22 марта – Чыл пазы (Хакасский новый год), 22 апреля – Чир Ине (Международный день Земли), 1 июня – Тусхах кискен! (Праздник детства). Дети принимают активное участие в праздниках, узнают больше о том, как жили наши предки, каким ремеслом занимались, чем питались и т.д. Совместная работа с родителями в воспитательной деятельности способствует культурному развитию не только ученического коллектива, но и всех его участников.
Приобщая детей к традиционной культуре своего и других народов мы получаем возможность вложить в развитие духовной и нравственной личности осознанность и ответственность, ориентировать их на усвоение общечеловеческих ценностей.
Библиографический список
Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2014 г.: в 15 частях. Часть 12; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014.163 с.
Хакасские народные игры и состязания. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2007. – 112 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
Этнопедагогическое наследие народов Сибири и Центральной Азии в современном социокультурном пространстве (IV Волковские чтения): материалы всероссийской науч.-прак. конф. с междунар. участием (г. Улан-Удэ, 23-26 июня 2011 г.) / науч.ред С.В. Калмыков. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2011. – 290 с.