Конспект урока по русскому языку на тему Обобщение знаний о глаголе 4 класс

Русский язык
Тема урока : Обобщение знаний о глаголе
Предмет : русский язык
4 класс
Учитель: Белозёрова Н.М.
Цель урока: Обобщить все полученные знания о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, правописании безударных личных окончаний глагола.
Задачи урока:
1.Формировать умение правильно обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов, распознавать спряжение глаголов, совершенствовать умения различать временные формы глагола и правильное их употребление.
2.Обучать учащихся приёмам самооценивания, взаимооценивания.
3.Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся.
4.Активизировать словарный запас.
5.Воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.
Ход урока:
1. Орг. класса
2.Сообщение темы, целей урока (1-2 мин)
СЛАЙД
- Сегодня у нас с вами урок – путешествие по стране Глаголия. Невидимые жители страны приготовили нам задания. Думаю, что мы сможем разгадать эти задачи, т.к. хорошо знакомы с этой частью речи, назначение которой «выражать само действие»
Путешествовать по стране мы будем на поезде. Для этого его надо составить.
2.Игра «Поезд » по правилам о глаголе СЛАЙД
Цель: проверить знания правил о глаголе.
- На каждом вагончике написан вопрос. Правильно составьте вагончики и у вас получится план рассказа о глаголе
-Что такое глагол? Что он обозначает?
-Что такое неопределённая форма глагола?
-Времена глаголов. Какие глаголы не имеют настоящего времени?
-Как изменяются глаголы прошедшего времени?
-Что называется спряжением глаголов?
-Как изменяются глаголы в наст. и буд. времени? (по лицам и числам)
-Каким членом предложения могут быть глаголы?
Дети «цепочкой» отвечают на вопросы (помогают друг другу)
- Молодцы! Поезд мы составили, отправляемся в путь.
СЛАЙД «Изменение глаголов по временам»
3. Остановка Неопределенная форма.




РАБОТА В ГРУППАХ
Распределить глаголы в два столбика по вопросам
Что делать? Что сделать?
1 группа: поливать, полить, помочь, помогать, смотреть, посмотреть, кричать, крикнуть.
2 группа: шить, сшить, цвести, отцвести, посылать, послать, победить, побеждать.
3 группа: учить, научить, селить, поселить, нести, принести, летать, прилетать.
4 группа: жить, прожить, жалеть, пожалеть, смотреть, просмотреть, говорить, наговорить
5 группа: любить, разлюбить, писать, написать, рисовать, подрисовать, убирать, убрать.
Проверка.
Продолжаем путь. СЛАЙД
Работа с текстом у. 566
- Прочитайте внимательно текст.
О человеке какой профессии идёт речь?
Хлебороб – крестьянин, земледелец.
Задание: определить время, лицо и число глаголов.
1 группа: вспашет, помогут.
2 группа: посеет, созреют
3 группа: прорастёт, взойдут.
4 группа: зазеленеют, начнёт.
5 группа: подкормит, польётся.
Станция Временная СЛАЙД
Задание: образовать глаголы по временам
1 группа: говорить, петь, поиграть.
2 группа: кричать, мыть, разрисовать.
3 группа: светить, ходить, налететь.
4 группа: думать, учить, смастерить.
5 группа: писать, читать, вылепить.
Образец:
н.ф. наст.вр. прош.вр. буд.вр.
смотреть смотрит смотрел буду смотреть
посмотреть ---- посмотрел посмотрит
Проверка
Физминутка
-Я буду называть глаголы, а вы выполнять действия, но наоборот.
Не вставайте, не приседайте, не шагайте, не хлопайте, не наклоняйтесь, не поворачивайтесь, не прыгайте, не садитесь.
Заданиие: Обсудите в группе и запишите 5 глаголов с частицей НЕ
Проверка СЛАЙД
4. Город Спряжение.
Определить спряжение. Написать их во 2л. ед.ч. наст.вр. и 1 л. мн.ч. наст.вр.
- Какие окончания имеют глаголы 2 л ед.ч. наст. и буд.вр.?
- Что пишется на конце глаголов 2л. ед.ч.?
- Какие окончания имеют глаголы наст. и буд.вр. в 1 л. мн.ч.?

1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
5 группа

играть
кормить
гнать
брить
служить
сеять
строить
смотреть
рисовать
ходить
соединять
слушать
кипятить
дышать
двигать

Станция Тупиковая(2 мин) СЛАЙД
Цель: повторить глаголы – исключения.
-В ваших поездах есть вагоны I и II спряжения. Разложите человечков по вагонам- спряжениям.
Проверка
- Какие глаголы не назвали? (обидеть, ненавидеть, вертеть)
Задание: записать глаголы-исключения в тетрадь
Таможня Глагола Глаголыча СЛАЙД
(таможня – учреждение, ведающее над ввозом из-за границы и вывозом за границу товаров и взиманием пошлин и сборов)
- Чтобы пройти таможню, надо выполнить следующее задание:
Зная спряжение и глаголы -исключения, надо правильно вставить буквы и доказать свой выбор ( рассуждай по алгоритму)
Прочитайте тексты. О чём говорится в них?
- Как вы думаете, для чего нужны глаголы?
- При помощи глаголов можем называть действия предметов или их состояние, судить о характере человека, передать любое чувство.
Цель: формировать умение правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов.
1 группа:
Приход_т радостная весна. Исчеза_т последний снег в лесу. Всё пробужда_тся после зимнего сна. Светле_т туманная даль.
2 группа:
Просыпа_тся и вылеза_т из норки ящерица. С раннего утра хлопоч_т муравьи. Они тащ_т то травинку, то сосновую иголочку.
3 группа:
Весна шага_т робкими шагами. С неба смотр_т на нас ласковое солнышко.
Оно постепенно припека_т. Его лучи купа_тся в лужах вместе с воробьями.





4 группа:
На зелёной ветке тополя залива_тся скворец. Чего только не услыш_шь в его песне. Чёрной точкой маяч_т в небе певец.. А потом спряч_тся в зелени и будет отдыхать.
5 группа:
Перед домом лопа_тся большие почки на душистых тополях. В саду из разогретой земли появля_тся травка. С каждым днём прибыва_т всё больше и больше пернатых гостей. Скоро забега_т чёрный дрозд между стволами.
Проверка.
Подведение итогов.-Наш урок подходит к концу. С каким настроением уходите с урока. Кто из вашей группы был самым грамотным, организованным, приятным в общении. Оцените работу каждого в группе.
Д/з. из учебника литературного чтения выпишите 5-6 предложений с глаголами, укажите их грамматические признаки, подчеркните грам.основу. Доп-но: сочинить сказку о Глаголе Глаголыче.