Конспект урока русского языка на тему Обобщение знаний о глаголе (4 класс).


Конспект урока по русскому языку
в 4 классе.
(Учитель высшей категории ордена «Знак Почёта» МБОУ гимназии №5
им. А.В.Луначарского
г. Владикавказ РСО-АланияКоростылёва Елена Юрьевна).Тема: Обобщение знаний о глаголе.
Предметные результаты:
закрепить знания, полученные о глаголе;
уметь правильно употреблять глаголы в речи;
уметь решать на уроке проблемные задачи;
развивать творческое мышление детей.
Личностные УУД: 1) положительное отношение к школе;
2) интерес к учебному материалу;
3) представления о причинах успеха в учёбе;
4) общее представление о моральных нормах поведе-
ния;
5) уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.
Регулятивные УУД: 1) принятие учебной задачи, соответствующей этапу обучения;
2) понимание выделенных учителем ориентиров
действия в учебном материале;
3) адекватное восприятие предложений учителя;
4) проговаривание вслух последовательности про-
изводимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
5) осуществление первоначального контроля сво-
его участия в доступных видах познавательной деятельности;
6) оценка совместно с учителем результата своих действий, внесение соответствующих корректив под руководством учителя.
Познавательные УУД: 1) ориентирование в информационном материа-
ле учебника, осуществление поиска
необходимой информации при работе с учебником;
2) проведение сравнений (наглядных и по пред-
ставлению); 3) выделение в явлениях нескольких признаков;
4) понимание отношений между понятиями.
Коммуникативные УУД: 1) участие в работе парами и группами;
2) восприятие различных точек зрения;
3) восприятие мнения других людей;
4) понимание необходимости использования
правил вежливости;
5) использование простых речевых средств;
6) контроль своих действий в классе;
7) понимание задаваемых вопросов.
Оборудование: таблицы или опоры «Спряжение глаголов», «Глаголы-исключения», сказки Г.-Х. Андерсена, отрывки из х/ф «Один дома. Рождество в Нью-Йорке».
Ход урока.
Вхождение в урок.
- Сегодня необычный день: 25 декабря почти вся Европа отмечает один из самых больших и любимых праздников в году – Рождество. Именно в этот день случаются все чудеса – об этом вы узнали из любимых детских сказок. Сегодня на уроке нам предстоит сделать то, что никак не удавалось герою сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» Каю: собрать слово «вечность», выполнив поочерёдно все задания.
Чистописание: на доске слова
Петь, играют, писали.
- Чем похожи слова? (Это глаголы.)
- Исследуйте звуки в словах и выберите буквы для чистописания:
1) в глаголе настоящего времени эта буква обозначает согласный, твёрдый, звонкий, парный звук и находится в корне (г);
2) в глаголе прошедшего времени она тоже стоит в корне и обозначает согласный, мягкий, глухой, парный звук (п);
3) в неопределённой форме эта буква находится в окончании и обозначает согласный звук… (продолжите его характеристику) (т).
(Обращаем внимание на схожесть элементов букв).
г п т гп гт пг- Заметьте закономерность и продолжите до конца строчки.
- Спишите глаголы, соблюдая правильность соединений.
- Исследуйте составы слов и выберите глагол к схеме:
Корень, суффикс, окончание.
- Вспомните, что такое приставка. Образуйте и запишите 2 однокоренных слова-глагола с приставками.
- Итак, мы сумели собрать 2 буквы из слова «вечность»: ч (чистописание) и с (состав слова).
3. Словарь.
- Вспомните правило правописания частицы не с глаголами.
- Всегда ли выполняется это правило?
- Вспомните словарные слова и запишите их:
Ненавидеть, неволить.
- Подберите к словам антонимы и запишите их:
Любить, освобождать.
- Чем похожи все эти глаголы? (Они стоят в неопределённой форме).
- Для чего приходится прибегать к неопределённой форме глагола? (Чтобы правильно определить его спряжение, а, значит, правильно написать гласную в его окончании.)
- Итак, мы собрали букву н – по неопределённой форме).4. Тест.
- Если вы правильно ответите на вопросы теста, соберётся буква … т.
1) Спряжение – это изменение глагола:
а) по лицам и числам;
б) по временам;
в) по числам.
2) Сколько глаголов на –ать оставляют исключение:
а) 7; б) 4; в) 6.
3) А на –еть?
а) 6; б) 2; в) 7.
5. Физминутка.
6. Работа с учебником.
- Если вы правильно выполните следующее задание, соберётся буква, которая бывает в окончаниях глаголов первого спряжения и вызывает часто затруднения. (е)
- Какие глаголы относятся к первому спряжению?
(Выбрать из учебника любое упражнение, из которого можно выписать глаголы первого спряжения, разделив задание по вариантам – глаголы могут отличаться по лицам и числам).
7. Объяснительный диктант.
- Вспомните празднование Рождества в доме Штальбаумов (повесть-сказка Э.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король»): какая роскошная ёлка стояла в гостиной, сколько чудесных подарков лежало под ней! (Можно прочитать отрывок из сказки – глава «Подарки»).
- Но не у всех детей этот праздник такой волшебный. Вспомните героиню сказки Г.-Х. Андерсена «Девочка со спичками», которая погибла от холода в рождественскую ночь, потому что ей некуда было идти…
- Запишите под диктовку отрывок из этой сказки:
Вечер перед Рождеством был очень холодный. Окна домов ярко освещались. За ними люди наряжали ёлки. На улице сыпал снег, и ветер всё крепчал. Маленькая девочка предлагала прохожим купить у неё спички.
- В каком времени употреблены глаголы в тексте?
- Чем интересны глаголы прошедшего времени? Выделите в них окончание, определите род.
- Объясните постановку запятой. (Это сложное предложение.)
- Вы правильно объяснили орфограммы. (Собралась буква о.)
8. Видеозадание.
(Смотрим отрывок из х/ф «Один дома – Рождество в Нью-Йорке»).
- Ещё для одного героя, но уже вашего современника, Рождество получилось не очень удачным.
- Просмотрите отрывок, прослушайте слова персонажей. Выпишите глаголы.
(Для более сильных детей – выписать глагольные словосочетания).
(Открылась буква в).
9. Рефлексия.
- Какой буквы нам не хватает в слове? (ь)
- А без неё слово не получится. У вас есть шанс: творческое задание – дома придумать текст из 5-7 предложений на тему «Рождество», стараясь употребить в нём как можно больше глаголов.
(Обмен впечатлениями от урока.)