Урок русского языка в 4 классе Обобщение знаний о глаголе. Урок-семинар


Тема: Обобщение знаний о глаголе.
Урок-семинар (2 часа)
4 класс
Вопросы (даются заранее)
1. Происхождение слова глагол.
2. Роль глагола в речи.
Глагол - необыкновенная часть речи. Чем она необыкновенна? Проведите исследование.
Удивительные свойства русского языка. Что за свойства?
Многозначность глаголов.
Глаголы-синонимы.
Глаголы звучания и света.
3. Постоянные и непостоянные признаки глаголов.
4. Все ли глаголы могут употребляться в 1-м лице единственного числа?
Ход урока
I. Сообщение цели урока.
Слово учителя.
Глагол самая огнепышущая,
самая живая часть речи. А. Югов
- Прочитайте эпиграф к уроку и объясните, как понимаете его.
II. Работа по теме урока.
1. Первый вопрос отвечает 1 группа. Дети рассказывают, что термин глагол - это перевод с латинского verbum, что означает слово, речь. В словаре Даля это слово означает:
А) слово, речь;
Б) часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.
Слово - исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить.
2. Второй вопрос для 2 группы. Необыкновенная часть речи глагол тем, что обозначает действие. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, видеть, стать. (Ребята должны провести исследование по словарю и художественному тексту.)
Обучающиеся с помощью приставок образуют новые глаголы от слова говорить. (2 мин)
При проверке называют глагол, объясняют его значение, указывают на разнообразие приставок, с помощью которых увеличивается количество глаголов в нашем языке. Далее к слову говорить подбирают синонимы.
3. Инсценировка отрывка из стихотворения Г. Гюйко:
За столом сказала мать:
Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно?
- Объясните значение словосочетаний болтать языком, болтать ногами.
- Подберите словосочетания с глаголом держать, чтобы глагол имел разные значения; а затем подобрать к нему синонимы. (Обучающиеся пользуются толковыми словарями)
Вывод. Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.
- прочитайте стихотворение И. Токмаковой:
Зябн..т осинка
Дрож..т на ветру
Стын..т на солнышке
Мерзн..т в жару.
Задания.
1) Назовите глаголы-синонимы.
2) Вставьте гласные в окончания глаголов, обоснуйте (используются карточки с окончаниями глаголов).
3) Что вы можете сказать об этом предложении?
4) Расставьте знаки препинания. (синтаксический разбор предложения, составление схемы предложения:
[ , , , ].)
5) Назовите слова с безударными гласными в корне.
6) Запишите стихотворение по памяти.
(Взаимопроверка в парах)
4. Наблюдение за глаголами.
Слово учителя
- Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от заливистого звука будильник. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стеклам. А сколько новых звуком мы слышим в лесу?!
- Какие звуки мы слышим в лесу?
- Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева "Море и утес":
И бунту..т, и клокоч..т,
Хлещ..т, свищ..т и рев..т,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот.
Задания:
1) какую картину вы представили, расскажите.
2) с помощью какой части речи Ф.И. Тютчеву удалось передать картину бушующего моря. Почему?
3) найдите значение слов по толковому словарю (работа в группах)
1 группа - клокочет
2 группа - допрянуть (сл. Даля, с.472)
3 группа - незыблемых.
4) спишите стихотворение, вставляя пропущенные орфограммы.
5) проверьте написание окончаний глаголов.
6) подчеркните глаголы звучания.
7) что интересного вы можете рассказать о глаголе хочет?
5. Далее 3 группа отвечает на вопрос постоянных и непостоянных признаках глаголов, обосновывает написание, класс дополняет.
6. Инсценированное.
Ученики одной из групп подготовили сценку.
Два мальчика -спортсмена шли с тренировки и разговаривали:
- в этом году на соревнованиях области я обязательно победю.., нет побежу...,- замялся Гена.
- Эх ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить, - засмеялся Игорь
- А как же сказать правильно? Подумайте! (Работа в группах)
Вывод. Глагол победить в 1м лице не употребляется. Так же в 1м лице не употребляются: убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть. Однако ситуация не безысходная. Можно сказать: Одержать победу, буду пылесосить, чищу пылесосом.
Слово учителя.
- Запишите предложение, раскрыв скобки.
Я (убедить) товарища.
III. Творческая работа
На доске написаны глаголы: светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, благоустраивают.
Задание
1. Напишите сочинение -миниатюру.
2. Определите тему будущего текста.
3. Озаглавьте
(Чтение и анализ 2-3 сочинений)
VI. Подведение итогов урока.