Программа элективного курса по русскому языку Словари — наши добрые помощники (6 — 7 класс)

Рекомендовано РЭС Утверждаю:
Председатель РЭС Директор (ОУ)
___________Баскакова В. В. ________________
«__» ________2008 г. /Миронова И. С./
«__»__________2008 г.


Муниципальная Нижнетоемская средняя
общеобразовательная школа




Словари наши добрые помощники

Программа элективного курса для 6-7 классов








Автор Савко Любовь Николаевна, учитель
русского языка и
литературы,
2 кв. категории.



с. Нижняя Тойма
2008 г.

Пояснительная записка

Знание состоит не столько в
запасе сведений, сколько в умении
найти нужные сведения в книге.

В. Брюсов.


Словари наши друзья и помощники. С их помощью мы познаём мир и расширяем свой кругозор. Много сведений можно получить из словарей, но это зависит от умения ими пользоваться. Поэтому очень важно уметь ориентироваться в мире словарей и справочников. Важно знать, как составлены словари, какие сведения о слове содержат словарные статьи различных лингвистических словарей. Учащимся необходимо осознать, что словарь – один из важнейших источников пополнения знаний. Этому и должен способствовать данный курс.

Курс направлен на формирование у учащихся потребности в обращении к лингвистическим словарям и справочной литературе.

Цель курса – пополнение словарного запаса учащихся через работу с различными лингвистическими словарями, развитие речи.

Задачи курса: 1) повышение общей эрудиции и культуры учеников;
2) отработка навыков грамотного пользования разными видами лингвистических словарей;
3) развитие интереса к научной деятельности;
4) воспитание любви к русскому языку.
Курс рассчитан на 12 учебных часов.

Ожидаемый результат: в ходе изучения данного курса учащиеся научатся пользоваться разными видами лингвистических словарей, пополнят знания об отечественных учёных-лексикографах, попробуют создать свою малую энциклопедию и толковый словарь, проверят свои знания по орфографии, орфоэпии, словообразованию, узнают, что такое паронимы, пополнят свой словарный запас и представят результат исследовательских работ.





Учебно-тематический план
Номер п.п.
Тема занятия
Кол-во
часов
Формы
работы
Формы
контроля

1.
Какие бывают словари?
1
Выставка лингвистических словарей, экскурсия
в библиотеку
опрос

2.
Словари и их создатели
1
Семинар. Творческие работы «Энциклопедия слова».
Сообщения об отечественных учёных-лексикографах.

3-4
Толковые словари
2
Беседа,
Практикум, Игра по толковому словарю
В.И.Даля «Усердней с каждым днём гляжу в словарь»
Результаты игры. Коллективное создание толкового
словаря ученического сленга.

5.
Приключения слов
1
Практикум-исследование этимологии слов
Краткие сообщения «А знаете ли вы, что»

6.
Заморские гости
1
практикум Творческие
Задания
(Сост. Кроссворда или сканворда).
Решение кроссворда или сканворда.

7.
Пишем и говорим правильно
1
Практикум, орфоэпический диктант, игра «Я – диктор»
тестирование

8.
Фразеологический словарь
1
Творческие задания (создание рисунка к фразеологизму или сочинение-миниатюра)
Выставка рисунков или выпуск сборника миниатюр

9.
Словари синонимов и антонимов
1
Групповая работа со словарями


10.
Как же вас не перепутать?
1
Практикум по узнаванию, различению и уместному употреблению паронимов
Самостоятельная работа

11.
Тайны словообразования
1
практикум
Тестирование

12.
Расскажи о слове
1

Презентация
исследовательских работ «Энциклопедия слова»




Содержание обучения

Какие бывают словари?
Виды лингвистических словарей (одноязычные и переводные) и их структура. Справочная литература. Энциклопедические словари. Способы расположения словарных статей (алфавитный, алфавитно-гнездовой и др.). Наличие разных видов словарей в библиотечных фондах сельской и школьной библиотек, а также в кабинете русского языка и литературы.
Словари и их создатели.
История русской лексикографии. Известные отечественные учёные-лексикографы и их вклад в развитие русской лексикографии.( В. И. Даль, Д. Н. Ушаков, В. В. Виноградов, С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, М. В. Ломоносов, Л. В. Щерба, А. А. Шахматов). Начало исследовательских работ «Энциклопедия слова» (работы будут пополняться в ходе знакомства с новыми словарями).
Толковые словари.
Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля, его структура, содержание словарной статьи. Тезаурус. Глоссарий. Толковый словарь С. И. Оже
·гова, структура, содержание словарной статьи. Школьный толковый словарь. Различные способы толкования слов. Составление словарной статьи для толкового словаря. Коллективное составление толкового словаря ученического сленга. Игра.




Приключения слов.
Этимологический словарь, его структура, содержание словарной статьи. Исследование этимологии слов с помощью этимологического словаря. Этимологическое родство. Краткие сообщения учащихся «А знаете ли вы, что»
Заморские гости.
Словарь иностранных слов. Основные признаки слов иностранного происхождения, их исконно русские синонимы. Выяснение значений недавно заимствованных слов. Составление кроссворда или сканворда из слов иностранного происхождения.
Пишем и говорим правильно.
Орфографический словарь. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. Орфоэпический словарь. Практикум по запоминанию словарных слов, изучаемых в курсе русского языка в 6-7 классах. Игра по орфоэпии «Я – диктор». Орфоэпический диктант.
Фразеологический словарь.
Фразеологический словарь. Школьный фразеологический словарь. Содержание словарных статей. Значение и происхождение наиболее употребляемых фразеологизмов.
Словари синонимов и антонимов.
Синонимы. Антонимы. Синонимический ряд. Словари синонимов и антонимов русского языка. Роль синонимов и антонимов в речи. Стилистическая окраска синонимов. Подбор синонимов и антонимов с помощью словаря.
Как же вас не перепутать?
Паронимы, их стилистические и выразительные возможности. Смешение паронимов в речи. Словарь паронимов русского языка. Состав и структура словаря. Практические задания.
Тайны словообразования.
Способы словообразования. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Структура и содержание словарной статьи. Словообразовательное гнездо. Составление словообразовательных гнёзд, проверка по словарю. Тест по составу слова и способам словообразования.
Расскажи о слове.
Презентация исследовательских работ «Энциклопедия слова». К концу изучения элективного курса учащиеся соберут материалы о выбранных словах и представят результаты своих исследований в виде брошюр, а также поделятся впечатлениями об этой работе. Возможно иллюстрирование брошюр. Не исключены групповые работы.




Литература

Большой орфографический словарь русского языка. – М. – ЮНВЕС. – 1999.

Быстрова Е. А. и др.
Краткий фразеологический словарь русского языка / Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. – СПб.: Отделение издательства «Просвещение», 1992.

Введенская Л. А.
Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. Издание второе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

Введенская Л. А., Колесников Н. П.
Учебный словарь паронимов русского языка. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

Даль В. И.
Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4. – М.: Русский язык, 1978.

Львов М. Р.
Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение,1987.

Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.
Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006.

Потиха З. А.
Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1987.

Рудишина Т. В.
Усердней с каждым днём гляжу в словарь: Библиографическая игра для учащихся 7-9 классов // Читаем, учимся, играем.2001. -- №4. – С.3338.

Система работы с паронимами / Юминова Е. В. // Русский язык: Издательский дом «Первое сентября». – 2007. -- №20. – С.25-31.

Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. – 4-е изд., стер. – М.: Русский язык, 2001.

Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2001.

Тихонов А. Н.
Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Цитадель-трейд, 2005.

Учебный словарь синонимов русского языка/ Авт. В. И. Зимин, Л. П. Алекторова и др. – М.: Школа-Пресс, 1994.


Ушаков Д. Н., Крючков С. Е.
Орфографический словарь: Для учащихся сред. школы. – 37-е изд. – М.: Просвещение, 1982.

Фразеологический словарь русского языка / Сост. Л. А. Воинова и др.; Под. Ред. И с послесл. А. И. Молоткова. – 6-е изд., испр. И доп. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001.

Шанский Н. М. и др.
Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. Под. Ред. С. Г. Бархударова. – М.: Просвещение, 1975.

Шанский Н. М.
Школьный фразеологический словарь русского языка. Значение и происхождение словосочетаний/ Н. М. Шанский, В. И. Зимин, А. В. Филиппов. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / В. В. Одинцов, В. В. Иванов, Г. П. Смолицкая и др.; Под ред. В. В. Иванова. – М.: Просвещение, 1990.

Шматкова Н. П.
Игра «Умники и умницы», посвящённая лингвистическим словарям // Русский язык: Издательский дом «Первое сентября». – 2006. -- №18. – С.40-46.





























·15