Да здравствует вежливость и доброта. Урок хороших манер для младших школьников.












Урок хороших манер для младших школьников.
















Педагог-библиотекарь: Кривошеева Л.А.
Цель: Воспитывать вежливость, доброту, взаимоуважение.

Звучит песня "Дорогою добра"(1 куплет)

Дорогие друзья, сегодня у нас необычный урок. Он называется «Да здравствует вежливость и доброта!»
Что же это за слова такие – вежливость и доброта? Обратимся к школьному толковому словарю. (Показать)
Он говорит:
Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других людей.
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
А теперь поднимите руки те, кто хочет, чтобы мама и папа, ваши друзья, соседи и даже незнакомые люди относились к вам внимательно, по-доброму, любили вас и уважали, чтобы никто – никто не делал вам замечаний.
Дети поднимают руки.
Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди всегда относятся доброжелательно. Только у такого человека есть верные, надежные друзья.
Сейчас, ребята, послушайте внимательно стихотворение Б. Заходера «Очень Вежливый Индюк» и ответьте на вопрос: «Почему к индюку не пришли в гости его друзья?»
Объявился в доме вдруг
Очень вежливый индюк.
Раз по двадцать в день,
Не реже, он кричал:
«Эй, вы, невежи!»
Заходите что ли в гости
Поучиться вежливости.
«Я и сам, кричал индюк,
Доктор вежливых наук.
И жена моя пример
Замечательных манер.
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитана.
Не стесняйся, ты, осел,
Заходи, садись за стол.
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: «Приду, спасибо!»
Ты не будь свиньей, свинья,
Ждет тебя моя семья!
Только раньше бы умыла
Ты свое свиное рыло!»
Как ни бился он, однако,
К индюку никто не шел
Ни корова, ни собака,
Ни хавронья, ни осел.
Поседел индюк от злости:
«Не идут нахалы в гости!
Зря пропали все труды,
Все они балды, балды!»
И добавил с высоты своего величия:
«Не усвоили скоты правила
приличия!»

Индюк - невежливый, не умеет себя вести. Животным было неприятно находиться с ним рядом, так как он их оскорблял, обзывал, унижал, себя ставил выше других.
Ребята, снова к вам вопрос: кого мы называем вежливым?
Ответы детей
А вот как ответил на этот вопрос детский писатель С. Маршак.
Ежели вы вежливы.
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
Ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя возьмете не навеки.
И ежели вы вежливы, вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном и целом переплете.
И ежели вы вежливы, тому, кто послабее.
Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Для того чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться "волшебными словами", от которых становится теплее, радостнее. Давайте с вами их вспомним.
Поэтическая игра «Словарь вежливых слов».

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь, (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания).

Ответьте на вопросы.
1. Какие слова нужно говорить, когда здороваешься? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром, привет.)
2. Какие слова мы произносим, прощаясь? (Прощайте, всего доброго, всего хорошего, спокойной ночи, до свидания.)

Слова "здравствуйте", "до свидания" - очень интересные слова. Вдумайтесь в их значение. "Здравствуйте" - мы желаем здоровья всем окружающим (здравия). "До свидания" - мы надеемся увидеть вас ещё раз. Поэтому людям так приятно слышать эти слова.

3. Какие слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-нибудь с просьбой? (Прошу вас, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, разрешите, спасибо.)
4. Какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь? (Извините, простите, прошу прощения.)

Послушайте стихотворение С.Я. Маршака «Урок вежливости»
(Звучит аудиозапись)

В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обит. Ребята, а какие слова могут обидеть? (Плохие слова, грубые, невежливые)
А мы сейчас сделаем так, что плохих слов вообще не будет. Мы все плохие слова уберем, а оставим только хорошие.
Задание.
Заменить «плохие» слова на «хорошие», добрые.

Грубый ласковый,
злой добрый,
жадный щедрый,
грустный веселый,
вражда дружба,
горе радость,
обман – правда,
жестокость нежность,
ненависть любовь.

Молодцы! Пусть «плохие» слова никогда к нам не приходят, а добрые согревают наши души.

Звучит песня «Если добрый ты» из мультфильма
«День рождения кота Леопольда».
Кто знает эту песню – подпевайте.
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Народная мудрость гласит: «Жизнь дана на добрые дела». Спешите, ребята, их делать.

Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова "Вежлив Витя или нет".
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
"Извините, я ошибку признаю".
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
"Извините, я немного опоздал".
Спор давно ведется в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.

Ну, а как вы считаете? Вежлив Витя или нет? {Ответы детей.)

«Перестарался».
Вот кто вежливость у нас
Проявил на деле:
Он в полночный тихий час
Поднял мать с постели.
- Что с тобой?! - вскричала мать,
- Заболел, сыночек?..
- Я забыл тебе сказать: «Мама, доброй ночи».
С. Погорельский
А этот, мальчик, вежлив или нет? {Ответы детей.)

Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни друзьям, ни родителям.
Предлагаю познакомиться ещё с одним мальчиком, зовут его Петрусь.
Обещал отцу Петрусь:
«Я за вежливость возьмусь,
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить».
Вот парнишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
«С добрым утром, дед Федот!»
Тот ругнул его спросонок:
«Убирайся, постреленок!»
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
«Ты куда, Яринка, стой!
Я здороваюсь с тобой!»
Та отпрянула в сторонку
Как невежлива девчонка!
Нёс вожатый стопку книг,
А Петрусь с ограды прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
«Извините, добрый вечер!»
«Ты, вожатый закричал,
И невежа, и нахал!»
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
(Ответы детей)
Как вы думаете, от чего еще зависит сила волшебных слов? (Ответы детей)
Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как они сказаны: спокойно, приветливо или грубо и невежливо. Вежливые слова необходимо говорить тихим, ласковым голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем разговариваешь. А если слова эти говорят грубо и невежливо, пропадает их чудесное воздействие, и они перестают быть «волшебными».
Грубость, неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания. Невоспитанными, злыми, грубыми с родителями, со своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают и мальчики, и девочки.
Сейчас я прочитаю стихотворные строчки о таких детях, а вы мне скажете, как же мы их называем.
***
Я люблю покушать сытно,
Много, вкусно, аппетитно.
Ем я все и без разбора,
Потому что я ... (Обжора.)

***
Ну, а я ленив и скучен,
Я с платочком неразлучен,
Не люблю играть и петь,
Мне бы лучше пореветь.
Главный нытик я из класса,
А зовут меня все ... (Плакса.)

***
Не люблю я, братцы, мыться.
С мылом, щеткой не дружу.
Вот поэтому, ребята,
Вечно грязный я хожу.
И сейчас не потому ли
Назовут меня ... (Грязнулей.)

***
Честно я скажу ребятам:
Быть опрятным, аккуратным
Очень трудно самому!
Сам не знаю, почему
Вещи всюду я бросаю
И найти их не могу...
Что схвачу, в том и бегу.
Где штаны? А где рубаха?
Я не знаю, я ... (Неряха.)

***
Спортом я не занимаюсь,
Я никак не закаляюсь.
Бегать, прыгать нету сил.
Свет мне кажется не мил.
Я сутулый и хромой,
Я для всех уже больной.
Трудно ждать конца урока.
А зовусь я ... (Лежебока.)

***
- Гриша, Гриша, дай мне нож. - Ты обратно не вернешь. - Дай-ка, Гриша, карандаш. - Ты обратно не отдашь. - Гриша, Гриша, дай резинку. - Ты откусишь половинку. - Гриша, Гриша, дай чернил. - Ты бы сбегал и купил. (Жадина)

Нравятся вам такие дети, будете брать с них пример? (Ответы ребят) С такими детьми никто никогда не захочет дружить.

А теперь повторим в форме игры, что можно и чего нельзя делать. Если вы согласны - хлопайте в ладоши, если нет топайте ногами.
Игра «Вежливо – невежливо»
Поздороваться при встрече?
Толкнуть – не извиниться?
Помочь поднять упавшую вещь?
Громко разговаривать, кричать?
Обозвать обидным словом соседа?
Всегда помнить, что с книгой нужно обращаться бережно?
Бежать, расталкивая всех локтями?
Ходить в школе только в сменной обуви?
Бросать на пол обёртки от конфет, кожуру фруктов, шелуху семечек?
Ну вот, молодцы, ребята, умеете дружно работать, дружно отвечать, дружно играть. Вы честно заслужили приз – мультфильм.
Но перед просмотром мультфильма послушайте ещё одно стихотворение.

Если ты воспитан,
Если вежлив даже,
О тебе плохого
Никогда не скажут.

Ты старушке место
В транспорте уступишь,
Маме помогая,
Хлеб к обеду купишь,

С другом на уроке
Ты болтать не будешь,
И сказать «спасибо»
Ты не позабудешь.

В комнате порядок
Наведешь, конечно.
И друзей поздравишь
С праздником сердечно.

В разговоре взрослых
Перебить не сможешь.
И в несчастье другу
Ты всегда поможешь,

Слабому в защите,
Верно, не откажешь,
О другом, конечно,
Слов плохих не скажешь.

Вежливый ребенок
Это просто клад!

Показ мультфильма «Без этого нельзя»
К какому выводу пришёл щенок в конце мультфильма?
(Я буду умным, вежливым, старательным, тогда никто не скажет мне, что я ничей.) С таким щенком, конечно же, все захотят дружить.

В заключении я хочу вам показать несколько книг, которые помогут отличить добро от зла, научат жить по справедливости.
- Осеева В.А. Волшебное слово.
В книгу известной детской писательницы вошли популярные рассказы и сказки. Все произведения воспевают доброту, чуткость, отзывчивость, вежливость.
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет.
- Школа этикета.
Этикет – это установленные правила поведения в обществе. Читая такие книги, вы будете знать как себя вести в той или иной ситуации.
Игра "Дополни строчку".
- Дядя Саша огорчён. Рассказал он вот о чём... Настя - славная девчонка, Настя ходит в первый класс! Но: давно уже от Насти Я не слышу слова (Здравствуй) А слово-то, какое - Очень дорогое!
- Встретил Витю я, соседа, Встреча грустная была: На меня он, как торпеда, Налетел из-за угла! Но представьте, зря от Вити, Ждал я слова ... (Извините) А слово-то, какое - Очень дорогое!
- Он про внучку говорил:
- Экая, досада! Я портфель ей подарил, Вижу: очень рада! Но нельзя ж молчать, как рыба. Ну, сказала бы ... (спасибо) А слово-то, какое - Очень дорогое!

***
Илья, Илья
Где же храбрость твоя?
Ты от мошки – комара
Под крыльцо залез вчера
Паучишку увидал –
И со страху в грязь упал. (Трус)



Да здравствует
вежливость и доброта!