Конспект урока в 3 классе Значение имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными








План-конспект
урока русского языка в 3 классе по теме "Значение имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными"


УВК " Школа-гимназия " № 39
г. Симферополь Республика Крым


Составитель: учитель начальных классов
Поспехова Н.Н.


Тип урока: урок введения нового материала. Урок – исследование.
Цели:
провести наблюдение над именем прилагательным, как части речи;
выявить особенности изменения имен прилагательных;
распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
определять лексическое значение имён прилагательных;
развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
развивать орфографическую зоркость;
продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе.
Предметные результаты:
знание: признаки имён прилагательных; умение: распознавание имён прилагательных в тексте среди других частей речи, определение лексического значения имён прилагательных; навыки: обогащение словарного запаса, различать лексические значения слов, устанавливать связь имён существительных с именами прилагательными.
Универсальные учебные действия.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; преобразовывать практическую задачу в познавательную; применять установленные правила; Познавательные: использовать общие приёмы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат действия;
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, соблюдать правила работы в группе, паре, учитывать мнение собеседников

Оборудование:
презентация в виде слайдов;
компьютер; проектор, экран
предметные картинки (иголка с ниткой, дятел);
таблицы с опорными словами;
задание на карточках для работы в парах;
задание на карточках для самостоятельной работы;
задание на карточках для дифференцированной работы;
фразеологический словарь;
тестовые задания;
карточки с номерами 1, 2.3 для обратной связи;
кружки с изображением лица для рефлексии;
учебник: В.П.Канакина В.Г. Горецкий. Русский язык.Учебник для 3-го класса в 2-х. Часть 2.-М :"Просвещение" 2014г.

Ход урока
Организационный момент.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Слайд 2)
Начинается урок,  Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать.
– Вот и мы с вами сегодня будем исследователями. – А кто такие исследователи?
2. Введение в раздел. Формулирование темы и цели урока.
– Чтобы узнать, что мы будем исследовать отгадайте мою загадку:
(Слайд 3)
Конь, хвост
– Почему вы ее не поняли? – Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь? – Послушайте еще раз: (открываются слова во втором слайде – стальной, льняной).
(Слайд 4)
Конь стальной, хвост льняной.
– Что это? (Иголка и нитка.) (Предметная картинка.) – Какие слова помогли отгадать загадку? – Почему эти слова помогли отгадать загадку? (Потому что они указывают на признаки.) – Кто из вас догадался, что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке? (Имя прилагательное.) – Сформулируйте тему урока.
(Слайд 5)
Определение имени прилагательного.
– Давайте определим задачи нашего урока.
(Слайд 6)
– Определить особенности имени прилагательного как части речи; – Установить, как они изменяются.
На доске схема, она постепенно будет заполняться по ходу урока: (Слайд 7)

3. Актуализация опорных знаний. Наблюдение над признаками имен прилагательных.
а) Упражнение 109 (Коллективная работа. Выполняется устно.)
(Ученики определяют по признакам предметы: берёзки, косы, серёжки росы.)
– Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: данные слова называют, какой это предмет, разные признаки одного и того же предмета. (Слайд 8)
(На доске заполняется первая часть схемы: обозначают признак предмета.)

4. Открытие “новых” знаний.
а) Словарная работа. Учитель дает установку на запоминание следующих слов. (Слайд 10)
Учитель читает значение каждого слова, дети находят это слово и называют. Затем учащиеся пишут слова с непроверяемым написанием по памяти в столбик.)
(Слайд 9)
– Ребёнок, который учится в школе. (Ученик.
– Этот предмет может быть зимним, осенним, резиновым. (Сапоги.)
– Она может быть трудной или легкой, классной или домашней. (Работа.)
– По её проезжей части ездят машины, вы любите гулять на . (Улица.)
– Верхняя одежда, бывает зимнее, осеннее. (Пальто.)
– Он может быть стеклянным, одноразовым, пластиковым. (Стакан.)
– Этот человек выступает в цирке, снимается в кино. (Артист.)
Этот фрукт содержит очень много витамина С, мы с ним пьем чай, но он очень кислый. (Лимон.)
С этим предметом ходят в лес. (Корзина)
(Взаимопроверка.)
(Слайд 9)
– Встаньте те ребята, кто записал все слова правильно, отметьте в тетради знаком +.
Постановка проблемы.
– Какое слово лишнее, почему? (Разные варианты.) – Что объединяет эти слова? (Имена существительные, слова с непроверяемым написанием.) – А почему имена существительные получили такое название? (Потому что они обозначают все то, что существует.) – А что означает слово прилагательное? (Предположения детей.) – К чему оно прилагается? (Гипотезы.)
б) Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным.
– Давайте это исследуем. Подберите по одному имени прилагательному к каждому слову.
(Учащиеся записывают рядом с именем существительным имя прилагательное.)
– (Фронтальная проверка – чтение орфографическое.)
– Вывод: действительно, имя прилагательное прилагается к имени существительному. (Слайд 11).
– Давайте это проверим, по учебнику с. 66 упр. 113 (учащиеся читают текст).
(На доске дополняется схема – связь с именем существительным.) (Слайд 12).

Проблемный вопрос: как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? (Ребята высказывают свои версии.) (Не может быть признака без предмета.)
– Продолжаем исследование. Установите между ними связь с помощью вопроса. – Какой вывод можете сделать?
Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы: какой?, какое?, какая?, какие?
(Дополняется схема вопросами.) (Слайд 13).


в) Наблюдение за ролью прилагательного в речи
-Закончите крылатую фразу. (Слайд 15 )
(Фронтальная работа в тетради)
Проверка фронтальная (Слайд 16)

Работа в парах. (Задание дано на карточках.)
Вставьте прилагательные так, чтобы в сочетании с указанными существительными они употреблялись в прямом и переносном значениях:
нора хитрость

хвост холод


перстень характер

услуга шуба


иней медальон

нервы прутья


(Когда ребята справятся с заданием, то они встают.)
(Слайд 17)
– Кто справился правильно, отметьте в тетради знак +.
Вывод: имя прилагательное делает нашу речь точной, яркой, выразительной.




г ) Наблюдение над изменением имени прилагательного.
– Вспомните, какие признаки имеют имена существительные? (Постоянный – род, непостоянный – изменяются по числам.) – Я думаю, что если имена прилагательные связаны с именами существительными, то и признаки у них будут такие же. А вы как думаете? (Предположения.) – Я предлагаю провести соревнование “Кто больше подберет слов?”, выполнив упражнение 111
(Учащиеся сначала самостоятельно читают задание к упражнению).
1-й ряд выполняют по заданию к 1-ой картинке, 2-й ряд ко второй картинке, 3-й ряд – к третьей. (К доске по одному ученику от каждого ряда выходят цепочкой и записывают имя прилагательное к своему рисунку.)
(Проверка фронтальная.)
Дополнительное задание к упражнению:
Понаблюдать за именами прилагательными, как они изменяются (по одному ученику у доски с комментированием).
Ландыш весенний, лесной, красивый, пахучий, чудесный.
Ученик: проверим , изменяются ли прилагательные по числам: Весенний – весенние Лесной – лесные Красивые – красивые Делаем вывод: имена прилагательные изменяются по числам. (Дополняется схема на доске.)
– А теперь поработайте в парах. Перед вами карточки с заданием. Сначала выполните задание самостоятельно, потом обсудите друг с другом и сделайте вывод.
1-й вариант: запишите имена прилагательные с именами существительными, данными в скобках. Подчеркните орфограммы.
Весенний (ручеек, листва, дни, солнышко).
2-й вариант: запишите имена прилагательные с именами существительными, данными в скобках. Подчеркните орфограммы.
Голубой (небо, простор, лента, колокольчики).
Вывод: имена прилагательные изменяются по родам. (Дополняется схема на доске.)
(Слайд 19)

– Обобщите все, что мы сегодня исследовали. (1-й ученик рассказывает об имени прилагательном, остальные дополняют, если необходимо.) – Сравните с именем существительным. (Общее – самостоятельная часть речи, изменяются по числам. Различаются тем, что имена прилагательные отвечают на другие вопросы, изменяются по родам.) – Давайте проверим наши выводы по учебнику с. 69. (Читают определение в учебнике.)
5. Закрепление изученного материала.
а) Самостоятельная работа.
Разноуровневые задания: (на карточках даны задания).
1-й уровень. Найди неверно употребленные словосочетания. Запиши верный ответ.
Дружеский коллектив, дружная улыбка, цветастый фильм, цветной сарафан, дружелюбные ребята.
2-й уровень. Допиши прилагательные в тексте. (На доске картинка дятла.)
Мы увидели на дереве дятла. Какой он -----------------------! Головка и спинка -----------------. На затылке ярко ------------------ шапочка. На ---------------------------- крыльях ---------------------- пятнышки и полоски.
3-й уровень. Прочитай фразеологизмы о людях. Впиши в квадратик букву, соответствующую значению выражения.
В рубашке родился 
Мухи не обидит 
Семи пядей во лбу 
Сухим из воды выйдет 
За смертью посылать 
Плясать под чужую дудку .
а) умный, мудрый;
б) счастливый, удачливый;
в) добрый, мягкий, сердечный;
г) изворотливый, ловкий;
д) бесхарактерный, безвольный;
е) медлительный, нерасторопный

Проверка.
– Кто выбрал задание 1-го уровня?  – Проверка по образцу  – Кто согласен? Не согласен? – Поставьте +, если верно. – Кто выбрал задание 2-го уровня? – Прочитайте текст. – Проверьте написание. – Поставьте +, если верно. – А кто из вас видел дятла? Какие его особенности знаете? (Длинный хвост, тонкий сильный клюв, достает личинки и насекомых.) – Как его еще называют? (Санитаром леса.) – Как люди заботятся о птицах? – Кто выбрал 3-й уровень? – Что такое фразеологизмы? – Где можно посмотреть толкование крылатых выражений, если вы его не знаете? (Во фразеологическом словаре. Показ словаря.) – Проверьте свою работу, сравнив ее с образцом.  – Поставьте +, если верно. – Назовите еще крылатые выражения, которые можно отнести к чертам характера человека. (Попался на удочку, делать спустя рукава.)
6. Итог урока. Рефлексия.
а) Тестовые задания . (Обратная связь, работа с карточками 1, 2, 3.)
(Слайд 20):
Имя прилагательное:
Член предложения;
Часть слова;
часть речи.
(Слайд 21)
Имена прилагательные:
Изменяются по родам;
Не изменяются по родам;
Изменяются по родам и числам.
(Слайд 22)
Укажите имена прилагательные множественного числа:
Смуглая;
Дремучий
Знойные.
(Слайд 23)
Укажите имена прилагательные женского рода:
Морозная;
Блестящий;
Летнее.
– Вы хорошо работали на уроке, молодцы. Из вас получатся настоящие исследователи. – У кого на поля все +, принесите тетради на проверку для оценивания. – А какое задание у вас вызвало наибольший интерес, а какое затруднение? – Как вы себя чувствовали на уроке? – Нарисуйте соответствующую мимику на лице, выражающее ваше настроение от работы на уроке. (Оценивание учащихся.
7. Домашнее задание.
Упражнение 2 или упражнение 1 страница 87-88. Выучить определение стр.69.


Делают нашу речь точной, яркой, выразительной




Рисунок 2Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 12Рисунок 14Рисунок 16Рисунок 1815