Конспект урока Существительные общего рода. Несклоняемые существительные.

Конспект урока
русского языка
5 класс
«Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода».
(обобщение знаний)

Ксенофонтовой О.В.,
учителя русского языка
МБОУ «ПСОШ №3»
г.Подпорожье












Тип урока – обобщение и систематизация предметных ЗУНов.
Цели урока:
Обучающие
Систематизация предметных ЗУНов, полученных по теме «Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода» (определение морфологических признаков имени существительного; расширение представления обучающихся о коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имён существительных в речи; определение рода имён существительных).
Развивающие
Развивать связную речь обучающихся.
Формирование умения правильного написания существительных (определение рода несклоняемых имён существительных)
Воспитывающие
Воспитание любви к родному языку и желания пополнять словарный запас.
Воспитание здорового образа жизни (через физминутку).
Метапредметные связи: тесная связь с уроками литературы, направленными на изучение устного народного творчества (загадки).
Личностные компетенции: развитие таких качеств современной личности, как нравственность, гуманизм, разносторонне развитая личность.
Формирование УУД: 1. Повторить материал по теме «Несклоняемые имена существительные. Существительные общего рода». 2. Закрепить теоретический материал на конкретных примерах. 3. Применить данное правило при выполнении заданий, данных учителем.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация к уроку, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, учебник русского языка 5 кл М.М. Разумовской, тетради обучающихся.




Ход урока
Слово учителя. Организационный момент.
(СЛАЙД №1)
- Здравствуйте, дети. Сегодня перед нами стоит непростая задача – за один такой короткий урок мы с вами должны будем проделать огромную работу. А для этого я прошу вас настроиться на серьёзный лад и показать все свои знания, которые вы получили на предыдущих уроках.
2. Работа с текстом. (Для актуализации проблемы обучающимся предлагается работа с текстом)
(СЛАЙД №2)
Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы «кто? что?», именами существительными. Существительное – это звучит серьёзно. Недаром писатель М.Алексеев одну из своих повестей назвал «Хлеб – имя существительное». Очевидно, это надо понимать так: хлеб – вещь самая существенная.
Учащиеся читают текст и отвечают на вопросы:
Можно ли назвать текстом то, что вы только что прочитали? (Да)
Как доказать, что это текст? (Предложения связаны одной общей мыслью. Связаны по смыслу).
Какова главная мысль этого текста? (Существительное – главная часть речи).
Что такое имя существительное? (Часть речи, отвечающая на вопросы «кто? что?», обозначающая предмет).
Назовите признаки существительного (ответы).
3. Задание по определению рода имён существительных
- Заполните таблицу, распределив существительные по родам:
Стол, окно, солнце, дерево, яблоко, мышь, лампа, стул, тетрадь, ландыш, море, девочка, карандаш, сумка, шарф.
Проверка таблицы (на слайде презентации показан верный ответ).
(СЛАЙДЫ №3,4)
Что нового мы узнали о роде имён существительных в этом году? (Бывают сущ. общего рода).
- А теперь прочитайте четверостишие на слайде и скажите, какое окончание должно быть на месте пропуска:
Он подходит к детворе,
Затевает драку.
Все боятся во дворе
Так забияку.
(Ответы расходятся).
-Так какого же рода слово «забияка»? (общего).
(СЛАЙД №5)
4. Сообщение ученика о существительных общего рода (по & 83 учебника М.М.Разумовской).
Правило! Некоторые существительные с окончанием –а (-я), обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола, например: такой задира Андрюшка, такая задира Ира. Это существительные общего рода. Имена прилагательные при них согласуются либо в мужском, либо в женском роде.
5.Задание на применение правила.
- А теперь давайте попробуем применить это правило, самостоятельно вставив окончания в слова:
Серёжа – кругл сирота, Аня – кругл сирота, Миша – больш забияка, Марина – удивительн забияка.
(СЛАЙДЫ № 6,7,8)
- В известном вам тексте найдите существительные общего рода:
(СЛАЙД №9)
Старуха сидит под окошком,
На чём свет стоит мужа ругает:
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!»
(А. С. Пушкин)
-Как вы это определили? (ответы).
(СЛАЙД №10)
- Определите род выделенных существительных. В последнем предложении к выделенному существительному подберите синонимы:
1. Обжору Федьку Натка приказала отправить домой.
2. Карасиков припустился вдогонку Наташке и закричал: «Плакса!».
3. Наш малыш такой непоседа!
(СЛАЙД №11)
(Ответы: 1. Обжору (м. р.) Федьку Натка приказала отправить домой.
2. Карасиков припустился вдогонку Наташке и закричал: «Плакса!» (ж. р.).
3. Наш малыш такой непоседа (м. р.)
Непоседа. Синонимы: егоза, юла.)
(СЛАЙД №12)
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше. (Имитировать деревце).
6. Игра «Кто быстрее».
(СЛАЙД №13)
Ребята, назовите одним словом-сущ. общего рода следующие определения:
Тот, кто любит сладости.
Кто владеет левой рукой лучше, чем правой?
Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь?
Кто любит болтать вздор, пустяки?
Драчун, зачинщик ссор и драк.
Безобидный, тихий человек.
Грубый, невоспитанный человек.
Неаккуратный человек.
Ненасытный, прожорливый человек.
Праздный, глазеющий от скуки по сторонам.
(СЛАЙДЫ 13 – 23)
(Ответы: сладкоежка, левша, попрошайка, болтун, задира, тихоня, невежа, неряха, обжора, зевака.)
Правило! (по & 83 учебника)Некоторые существительные м Существительные, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола, например: врач Иванов и врач Иванова.
Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем – существительном ставится в мужском роде, если речь идёт о мужчине: Врач Иванов (м. р.) выписал (м. р.) рецепт, и в женском роде, если речь идёт о женщине: Врач Иванова (ж. р.) выписала (ж. р.) рецепт.
Определение – прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде: Дежурный врач Иванов выписал рецепт; Дежурный врач Иванова выписала рецепт.
(СЛАЙД №24)
7. Выборочный диктант.
Выписать сущ. общего рода, определяя род (если можно):
(СЛАЙД №25)
1Доктор пригласила в кабинет очередного больного.
2. По весёлым лицам по одобрительным репликам архитектор понял, что проект принят.
3. Наташа, какая ты сегодня растрёпа.
4. Молодой агроном сортировала семена.
Наш сынишка такой непоседа! (Ответы на следующем слайде).
(СЛАЙД №26)
8. Разгадайте загадку и найдите в ней спрятанное существительное общего рода:
(СЛАЙД №27)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки – ни одной.
(СЛАЙД №28)
(ёжик)
Вопросы классу:
(СЛАЙД №29)
-Все ли существительные можно изменить по падежам, т.е. просклонять? (нет).
-Приведите примеры таких существительных (пальто, радио, кофе).
-Как называют такие существительные в русском языке? (несклоняемые).
Правило! Несклоняемыми называют существительные, которые во всех падежах имеют одну форму: вижу пальто (в. п.), любуюсь пальто (т. п.).
(СЛАЙД №30)
Составьте словосочетания (сущ.+ прил.) с данными существительными:
Кофе, шоссе, пианино, метро, какао.
(СЛАЙД №31)
Работа со словарём.
- Давайте посмотрим, как в толковых словарях оформляются статьи о нескл. сущ. и сущ. общего рода.
(СЛАЙД №32)
Подведение итогов
Фронтальная беседа: (СЛАЙД №33)
*О словах какой части речи сегодня мы вели разговор?
*Какие термины следует вспомнить, их мы сегодня называли?
*Какие из слов, приведённых сегодня в пример, вы употребляете в своей речи?
Объявить оценки за урок.
Мини тест: (СЛАЙД №34)
А). Верно ли, что слово «забияка» можно отнести к существительным общего рода?
Б). Согласны ли вы, что в предложении Доктор Власова выписал рецепт. нет ошибок?
В). Правильно ли употреблено выделенное слово в предложении: Взрослый кенгуру ухаживал за малышом?
Г). Есть ли ошибка в употреблении существительного: Я играю на пианине?
Д). Правда ли, что слова шоссе, радио, метро нельзя просклонять?
(СЛАЙД №35) Ответы.
Домашнее задание:
(СЛАЙД №36)
*Пользуясь словарём, записать 5 несклоняемых существительных и 5 существительных общего рода.
*Составить с ними предложения, записать их.
*Подготовить иллюстрацию на тему «Существительные общего рода, несклоняемые существительные» (на дополнительную оценку).
Слово учителя
Спасибо за работу на уроке. Я думаю, что он стал для вас полезным. Пусть знания, которые мы сегодня закрепляли, пригодятся вам в жизни.
(СЛАЙД №37)
- Урок окончен.

15