Сценарий беседы «литературные и музыкальные герои в произведениях композиторов – классиков»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙПЕНЖИНСКАЯ ДШИ
СЦЕНАРИЙ БЕСЕДЫ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГЕРОИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КОМПОЗИТОРОВ – КЛАССИКОВ»
для учащихся общеобразовательной школы
Составитель: Селезнева Т. И.,
преподаватель фортепиано и музыкально-
теоретических дисциплин ПДШИ
с. Каменское
2016г.
Сценарий беседы
«Литературные и музыкальные герои в произведениях композиторов-классиков»
Добрый день наши дорогие зрители. Добро пожаловать в мир музыки и литературы. Встреча с прекрасным – это всегда праздник. По традиции в канун Нового года мы приглашаем учащихся общеобразовательной школы на концерты, которые подготовили учащиеся фортепианного отделения. Темы бесед очень разнообразны, произведения представляют разные стили и направления в музыкальном искусстве. Сегодня мы решили провести наше мероприятие совместно с учащимися 4 класса.
Юные музыканты подготовили небольшую концертную программу, сделали презентации по композиторам, а учащиеся общеобразовательной школы познакомят нас с героями литературных произведений, зачитают поэтические отрывки. Чтобы мероприятие прошло интересней, мы включили в нашу программу викторины, тесты, просмотр и прослушивание отрывков из музыкальных произведений.
Любое произведение имеет содержание и образ, раскрывает какую-то тему.
Тема может быть героическая, патриотическая, лирическая, сказочная.
Давайте приведем примеры литературных и музыкальных произведений на героические, сказочные, лирико - драматические, лирико-психологические, бытовые сюжеты. (Дети перечисляют)
Каждое произведение имеет характер, настроение, образ.
В стихотворении мы можем представить картину природы, образ человека (грустного или веселого, смелого или трусливого и т. д). Если в литературном произведении поэт или писатель передает настроение с помощью слов, то в музыке, содержание раскрывается благодаря звукам, нотам.

Открывает нашу программу Еременко Дмитрий, он исполнит два разнохарактерных произведения, прослушав их, определите, пожалуйста, характер, настроение, придумайте название к музыкальному образу.
Звучит «Этюд» и «Сонатина» (Еременко Дмитрий)
В репертуаре наших музыкантов есть произведения, которые отличаются по стилю и направлению. Давайте вспомним, какие музыкальные направления в музыке и литературе встречаются, что отличает произведения классические от современных. ( Стиль барокко, классический, романтический, импрессионизм).
Звучит «Этюд» и «Самба» (Дейнега Полина)
Произведения музыкальные, как и литературные, имеют свой жанр. В литературе это рассказ, повесть, стихотворение, былина, повесть, роман, басня. К музыкальным жанрам относятся: опера, балет, концерт для какого – то инструмента, оперетта, мьюзикл, симфонические произведения.
Каждый жанр подразделяется на определенные виды: вокальный, танцевальный, инструментальный.
Звучит «Вальс» в исполнении Васиной Елизаветы. Это инструментальная пьеса, имеет характерные черты танца вальса. Назовите особенности этого танца. (Размер три четверти, характер грациозный, относиться к бальным танцам).
Многие композиторы, прежде чем написать произведение, обращаются к литературному источнику. Давайте вспомним, какие вы читали сказки, какой ваш любимый сказочный герой.
Дети перечисляют произведения и авторов.
Учитель. Теперь юные музыканты нам перечислят произведения, которые написаны на сказочные сюжеты.
Дети перечисляют музыкальные произведения . Учитель. Я предлагаю вам провести видео игру: определить героя по костюму.
(Показ видео файлов)
Ребята вы хорошо знаете литературных и музыкальных героев, вам известно, что для постановки музыкального спектакля нужна музыка и литературный образ, сюжет. Чтобы посмотреть спектакль, я предлагаю отправиться в музыкальный театр. Из чего же состоит театр?
Дети. Театр состоит из сцены, зрительного зала, ложи, балконов, занавеса, осветительных приборов, оркестровой ямы, трюмов, колосников и т. д. А какой музыкальный спектакль мы с вами смотрели?
Дети. Мы смотрели «Золушку», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта».
Учитель. Как называется спектакль, в котором артисты ничего не говорят, только танцуют и пользуются жестами.
Дети. Такой спектакль называется балетом (от слова балло – «танцевать»)
Учитель. Назовите составные части балета.
Дети. Па-де-де, па- де – труа, дивертисмент, заключительная сцена - апофеоз.
Сегодня на нашей встрече будут звучать произведения разных музыкальных жанров, одним из которых является балет. Балет имеет сказочный сюжет. Это «Спящая красавица» П. И. Чайковского. Представит этого композитора Еременко Дмитрий
Ученик. Рассказывает биографию композитора, показывает презентацию
Просмотр презентации.
Учитель . Содержание музыки Чайковского охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в ней по – новому раскрываются произведения русской и мировой литературы – А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, У. Шекспира и Данте. Давайте перечислим эти произведения.
Дети. Опера «Евгений Онегин», « Пиковая дама», увертюра – фантазия « Ромео и Джульетта», «Гамлет». На сказочные сюжеты написаны балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица».
Учитель. А кто написал сказку?
Дети. Французский писатель Ш. Перро.
Учитель. Давайте вспомним содержание сказки, главных действующих лиц.
Ученик. Пересказывает содержание сказки.
Учитель. Чем заканчивается балет? (Победой добра над злом, жизни над смертью)
Учитель. Предлагаю вам посмотреть отрывок из балета « Спящая красавица»
Учитель. А сейчас, чтобы перейти к следующему произведению, предлагаю провести игру. Дети делятся на две группы, задают по очереди вопросы друг другу, побеждает тот, кто назовет больше правильных ответов.
Вопросы - подсказки.
Именем какого героя названа опера Римского – Корсакова? (Садко)
Как звали морскую царевну? (Волхова)
Какая былина легла в основу сюжета оперы «Садко»(Былина о Садко, торговом госте и гусляре, выигравшем заклад у богатых новгородских купцов)
Кем был отец Волховы ? (Морской царь)
Инструмент, на котором играл Садко? (Гусли)
В кого превращается стая лебедей ? ( В прекрасных девушек)
На берегу какого озера пел свою песню Садко? (Озеро Ильмень)
Учитель. Ребята вы хорошо помните героев былины. А что вы знаете о композиторе Римском – Корсакове и опере, давайте вспомним ее составные части.
Ученик. Рассказывает биографию Римского – Корсакова.
Дети. Отвечают составляющие оперы. Опера (по – латыни опус) – значит деяние, труд, сочинение. Относится к вокальному жанру, включает 4 действия.
В ней есть увертюра, интродукция, эпилог, ария, ариетта, ариоза, дивертисмент и т. д.
Учитель. Кто нам расскажет содержание этой былины?
Дети . Читают отрывки из произведения.
Учитель. Давайте послушаем отрывок из оперы « Садко».
Учитель. На уроках по литературе вы учите наизусть отрывки из произведений. Сейчас Еременко Дмитрий исполнит нам отрывок, а вы определите автора и назовете произведение.
Ученик. Читает отрывок из сказки Пушкина « сказка о царе Салтане» (Еременко Д) Дети определяют литературное и музыкальное произведение.
Учитель. Мы уже говорили, что композитор сочиняет музыку, писатель пишет либретто, а исполняет музыку симфонический оркестр.
Мы устроим небольшое состязание. Каждому из предложенных букв надо составить название инструментов, выбрать из них инструменты симфонического оркестра и народного.
Проводится игра « Создай оркестр».
Учитель. Ребята хотелось, чтобы вы назвали имя еще одного русского композитора, в творчестве которого очень много романсов, написанных на стихи А. С.Пушкина « Я помню чудное мгновенье», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», « Я здесь, Инезилья»; Е. Баратынского «Не искушай»; Н. Кукольника «Жаворонок», « Попутная», « Сомнение»; Жуковского « Ночной смотр». В творчестве этого композитора есть и опера, написанная по поэме Пушкина. Назовите ее и главных действующих героев, к какому жанру относится.
Дети. Это опера « Руслан и Людмила», жанр сказочный.
Учитель. Я хочу предложить вашему вниманию музыкальную викторину. На экране будут звучать отрывки из музыкальных произведений, а вы должны определить название и композитора произведения, и определить фрагмент из оперы « Руслан и Людмила».
Прослушиваются темы в видео и аудио записи.
В нашей беседе мы говорили с вами об опере, балете. Я бы хотела познакомить вас с симфоническими произведениями, но не большими симфониями , а маленькими миниатюрами, музыкальными картинками. Почему именно для оркестра, потому что в оркестре много инструментов, значит ,проще изобразить картинку. В музыке небольшое произведение называется миниатюрой. Приставка « мини» обозначает «мало». В русской музыке мастером таких симфонических миниатюр был Анатолий Константинович Лядов. (1855 – 1914).
Симфонические картины называются « Кикимора», «Волшебное озеро», « Баба Яга».
В музыкальной «сказочной картинке» А. К. Лядов изобразил не только «портрет» Кикиморы, но и ее зловредный характер. « Кикимора( шишимора, маара) – злой дух, малютка – неведимка женского пола, живущая в доме за печкой и занимающаяся прядением и тканием». Характер Кикиморы замечательно изображен в сказке А. Н. Толстого.. Музыкальному произведению « Кикимора» предпослана такая программа, взятая в виде отрывка из сборника И. Сахарова « Сказания русского народа».
Ученик. Зачитывает описание Кикиморы.
Учитель. Давайте послушаем произведение.
Прослушивается произведение « Кикимора»
Учитель . Предлагаю вам провести тест –игру.
Проводиться тест - игра.
Заключение
На нашей встрече вы все узнали много нового, открыли для себя композиторов и поэтов, о которых вы раньше, может быть, и слышали, но как их творчество взаимосвязано, знали не очень хорошо. Теперь, читая или слушая произведения, вы будете обращать внимание на литературный источник, и вспоминать о композиторе, который написал оперу или балет на данный сюжет.