Статья Педагогические ценности студентов педагогического института.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА.
В современной начальной школе перед учителем встает задача воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников, прописанных в ФГОС НОО, включающие в себя:
- ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;
- формирование у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности;
- формирования ценности здоровья и здорового образа жизни [5].
Формирование ценностных ориентаций у младших школьников происходит в условиях взаимодействия их ценностей с педагогическими ценностями педагога. Нужно учитывать тот факт, что учитель является референтным взрослым для младшего школьника. Этим и обусловлена актуальность нашего исследования, обращенного на выявление сформированности ориентации на педагогические ценности у будущих учителей начальных классов на этапе профессиональной подготовки.
Существует множество определений понятия «ценность». Так, В. А. Сластенин, Г.И. Чижакова, М.Г. Макаров выделяют ценности в широком и узком смысле слова. В первом случае это явления природы и общества, цели, идеалы, ценности культуры; во втором – регуляторы сознания, регуляторы отношений между людьми и регуляторы поведения человека[3].
А. Г. Здравомыслов рассматривает ценности как «обособившиеся в ходе развития самой истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы». Высшие ценности – добро, истина, красота, любовь, по мнению ученого, интегрируются в нравственном сознании и являются способами осознания и осмысления интересов [1]
В.А. Сластенин считает что, педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно - действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога[4]. Они, как и другие ценности формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений.
В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов разделяют педагогические ценности на личностные, групповые, социальные педагогические ценности.
Социально - педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании.
Групповые педагогические ценности можно представить в виде концепций, идей, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов.
Личностно - педагогические ценности выступают как социально - психологические образования, в которых отражаются цели, идеалы, мотивы и другие мировоззренческие характеристики личности учителя.[4]
М. Рокич различает два класса ценностей - терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств [2].
Для человека принадлежность к определенной профессии означает, с одной стороны, принятие ее общественно признанных ценностей, а с другой – очерчивает некое ценностное пространство, определяющее нормы и принципы профессиональной деятельности и поведения.
В рамках констатирующего эксперимента на базе ЛПИ - филиала СФУ (г. Лесосибирск) по направлению педагогическое образование профиль (начальное образование) проведено исследование, с целью выявления ценностных ориентаций у студентов педвуза в возрасте от 22 -23 лет. В исследовании приняло участие 14 студентов. В студенческой группе методика проводилась индивидуально с каждым студентом. В качестве основного метода исследования нами была избрана методика по оценке структуры терминальных и инструментальных ценностей (тест М. Рокича).
Студентам был предложен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Их задача заключалась в том, чтобы разложить их по порядку значимости для тестируемого как принципов, которыми они руководствуются в своей жизни. Они должны были внимательно изучить таблицу и, выбрать ту ценность, которая для них наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выбрать вторую по значимости ценность и т.д. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Анализ полученных эмпирических данных начнем с описания результатов исследования терминальных ценностей (см. табл.1).
Таблица 1.
Терминальные ценности студентов педвуза

(ранг) Ценностные ориентации Кол-во студентов
1 Любовь 4 (29%)
2 Счастливая семейная жизнь 3 (21%)
3 Здоровье 4 (29%)
4 Развитие 3 (21%)
5 Интересная работа 3 (21%)
6 Развлечение 3 (21%)
7 Жизненная мудрость 3 (21%)
8 Красота природы и искусства 3 (21%)
9 Свобода 3 (21%)
10 Счастье других 3 (21%)
11 Познание 3 (21%)
12 Продуктивная жизнь 3 (21%)
13 Активная деятельная жизнь 3 (21%)
14 Уверенность в себе 2 (14%)
15 Материально-обеспеченная жизнь 3 (21%)
16 Творчество 3 (21%)
17 Общественное призвание 3 (21%)
18 Наличие хороших и верных друзей 3 (21%)
Итак, для всей группы студентов - будущих педагогов сформировался список предпочитаемых ценностей: на первом месте любовь (29%), на втором месте счастливая семейная жизнь (21%), на третьем месте здоровье (29%). Но самое интересное что будущие педагоги к числу «отвергаемых» терминальных ценностей отнесли творчество (21%), общественное призвание (21%), наличие хороших и верных друзей.
Далее рассмотрим основные качества личности, на которые ориентируются студенты по направлению педагогическое образование профиль (начальное образование). Они представлены в таблице №2.
Таблица 2.
Инструментальные ценности студентов педвуза
№ (ранг) Ценностные ориентации Кол-во детей
1 Аккуратность 4 (29%)
2 Воспитанность 3 (21%)
3 Рационализм 3 (21%)
4 Образованность 3 (21%)
5 Честность 3 (21%)
6 Эффективность в делах 3 (21%)
7 Высокие запросы 2 (14%)
8 Жизнерадостность 3 (21%)
9 Независимость 2 (14%)
10 Ответственность 3 (21%)
11 Твердая воля 4 (29%)
12 Широта взглядов 2 (14%)
13 Смелость в отстаивании своего мнения 3 (21%)
14 Терпимость 3 (21%)
15 Самоконтроль 2 (14%)
16 Исполнительность 2 (14%)
17 Непримиримость к недостаткам в себе и других 3 (21%)
18 Заботливость 4 (29%)
Согласно полученным нами эмпирическим данным, студенты - будущие педагоги считают самыми желательными для себя качествами личности аккуратность (29%), воспитанность (21%) и рационализм (21%). Испытуемые не готовы к принятию таких качеств как исполнительность (14%) , непримиримость к недостаткам других (21%) и заботливость (29%).
Для того чтобы ответить на вопрос как сформированы ценностные ориентации студентов исходя из их мотивов на педагогическую профессию мы разделили студентов на две группы, в первую группу попали студенты которые планируют работать в школе, во вторую группу попали студенты которые не планируют работать в школе. И сравнили их с ценностными ориентациями учителей работающих в школе уже не первый год.
Студенты которые планируют работать в школе Студенты которые не планируют работать в школе Учителя с большим опытом работы в школе
Терминальные ценности Терминальные ценности Терминальные ценности
1. Активная деятельная жизнь 1. Любовь 1. Здоровье
2. Любовь 2. Счастливая семейная жизнь 2. Творчество
3. Здоровье 3. Здоровье 3. Познание
16. Наличие хороших и верных друзей 16. Счастье других 16. Развлечение
17. Счастье других 17. Общественное призвание 17. Продуктивная жизнь
18. Счастливая семейная жизнь 18. Творчество 18. Материально-обеспеченная жизнь
Инструментальные ценности Инструментальные ценности Инструментальные ценности
1. Аккуратность 1. Воспитанность 1. Образованность
2. Воспитанность 2. Ответственность 2. Воспитанность
3. Рационализм 3. Непримиримость к недостаткам в себе и других 3. Ответственность
16. Высокие запросы 16. Исполнительность 16. Высокие запросы
17. Непримиримость к недостаткам в себе и других 17. Заботливость 17. Непримиримость к недостаткам в себе и других
18. Жизнерадостность 18 Высокие запросы 18. Жизнерадостность
Полученные результаты, по нашему мнению, подтверждают тот факт, что у студентов которые планируют идти работать в школу ценностные ориентации в большей степени схожи на ценностные ориентации педагогов со стажем, но нужно отметить что, у студентов которые не планируют идти в школу есть совпадения в ценностных ориентациях с педагогами со стажем но в меньшей степени чем у студентов планирующих идти работать в школу. Это может быть связанно с тем что они обучались в педагогическом институте велась целенаправленная работа по формированию педагогических ценностей.
Список использованных источников
Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат. 1986.
Рокич М. Методика изучения ценностных ориентаций [Электронный ресурс]. URL:http://www.psyoffice.ru/7/tests/tests_rokich.htmlСластенин В.А., Чижакова Г.И.Введение в педагогическую аксиологию: Уч. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: «Академия», 2003.- 192 с.
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/