Конспект урока русского языка по теме: Дательный и предложный падежи имен существительных первого склонения

Урок русского языка в 3-м классе Б (система Л.В. Занкова)
по теме "Дательный и предложный падежи имен существительных 1-го склонения"
Учитель: Извольская Л.Ю.

Задачи:
Организовать действия учащихся по открытию взаимодействия существительных с предлогом в дательном и предложных падежах и влияние на правописание безударных окончаний существительных.
Содействовать формированию у учащихся умения правильно употреблять в речи имена существительные первого склонения в дательном и предложных падежах; различать Дательный и предложный падеж по существенным признакам.
Пробуждать потребность к аккуратности, к чувству товарищества и сотрудничества.
Оборудование: учебник « Русский язык . 3 класс » А.В. Полякова; карточки для работы по теме «Дательный и предложный падежи имен существительных 1-го склонения", ИКТ

1. Организационный момент
- Мы рады видеть у нас в гостях учителей города.
Пусть у всех сегодня будет хорошее настроение. Здравствуйте!
Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно.
Слушаем внимательно!

2.Минутка чистописания.

– Сначала повторим написание некоторых букв и их соединения.
– Прочитайте слова.

Серце, звезный, уржай, лса, сбака, нзина. (Слайд 2,3)

Какие задания можно придумать?
Какие буквы пропущены? А почему? (буквы д, о, и.) Разделите на группы по орфограммам.

– Как проверить безударный гласный в корне слова? Повторите правило. Проверьте.
– Как проверить непроизносимый согласный? Повторите правило. Проверьте.
Запишите буквы о, и, д в разных последовательностях(оид оди идо иод дои дио (слайд ,4)

3. Мобилизующий этап. Повторение
Словарно – орфографическая работа (5 -6 слайды) На экране пейзаж и стихотворение. Читает учитель.

На сосне и на берёзе –
Бахрома:
Белой пряжей
Их запутала (зима)
И оставила
Распутывать весне
Эту пряжу на берёзе
( И сосне. )

Что это за бахрома и белая пряжа?
- О чём стихотворение? (о природе, о красоте).
Прочитайте ещё раз и назовите все существительные из стихотворения. (7-8 слайд).
(Все существительные выделяются.) (На сосне, на берёзе, бахрома, пряжей, зима, весне, пряжу)

- Расскажите всё, что знаете о существительных? Чем они схожи? Чем они различаются?
(Существительные в единственном числе, женского рода, 1 склонения в разных падежах).
- Найдите и запишите словарное слово. (На берёзе).

Работа у доски. Работаем над словом.
(Ударная гласная ё; безударная гласная в корне слова е, её нужно запомнить, в слове 3 гласных – три слога).
- Какое слово, на ваш взгляд, необычное? ( Бахрома) (9 слайд)
Объясните значение слова. (На слайде картинки в сравнении с пейзажем)
(По словарю Ожегова- это тесьма для обшивки чего - нибудь с рядом свободно свисающих нитей, кистей.)

- Как вы думаете, почему автор выбрал именно это слово?
(Чтобы показать красоту природы).
-Это словарное слово. Запишем его в словарик.(6 слайд)
- Запишите существительные с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением. Подчеркните орфограммы.
(Зима, на сосне, весне - проверочные слова зимы, сосны, вёсны).
3. Формулирование темы урока детьми
- Назовите словосочетания, в которых у существительные с похожим окончанием. (8 слайд)
бахрома на сосне и на берёзе
распутывать весне
А почему? К какому выводу пришли? От чего зависит окончание словосочетания?

- Если вы правильно определите падежи существительных, то сможете назвать тему урока.
(На чём? на сосне - П.п.; на чём? на берёзе - П.п.; чему? весне- Д.п.)
Вы все уверены, что правильно выполнили задание?
Тема урока –Окончания имён существительных первого склонения в дательном и предложном падежах. (открыть доску)
Проектор можно пока выключить!

4. Работа над темой. Работа в паре
-Сейчас работаете в паре. Какие у вас будут задачи? ( Понаблюдать и найти особенности существительных 1 склонения в Д. и П. падежах. ) Обсуждать и проверить вам помогут карточки. (см. Приложение 1).слайд 11)
Проверим:
1) Какие вопросы? - щелчок (на экране таблица – вопросы) (12 слайд)
2) Какие окончания?- щелчок ( на экране – -е-) (13 слайд)
3) Какие предлоги? – щелчок (на экране – предлоги) (14 слайд)
Вывод: Существительные 1 склонения в Д.и П. падежах имеют одинаковое окончание, но различаются по вопросам и предлогами. (15 слайд)
- Как мы можем проверить научность нашего утверждения? ( в учебнике)
5. Работа по учебнику (с. 33-правило, вывод; с.34 – правило, вывод)
(Дети читают, сравнивают).
Таблица на доску. Монитор выключить
6. Физкультминутка
Учитель: Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете; если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.

Лошадка, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

7. Закрепление
1) Коллективно – индивидуальная работа с. 34, упр. 68
- Прочитайте приметы и пословицы. Спишите 3 приметы, вставляя пропущенные буквы, укажите падеж, подчеркните знакомые орфограммы.

- Найдите и запишите пословиц:
1ряд – о дружбе;
2 ряд – о свободе;
3 ряд – о трудолюбии; вставьте пропущенные буквы, укажите падеж.

Приметы.
1. Кошка к печурке – стужа на двор.
2. Паук усиленно плетёт сети – к погоде.
3. Лягушки расквакались- к непогоде.

3 пословицы:
1) Конь узнаётся при горе, а друг при беде.
2) Птичке ветка дороже золотой клетки.
3) Собирай по ягодке – наберешь кузовок. ( Дети доказывают, опираясь на таблицу).

2) Выборочный диктант. Самостоятельная работа
- Выпишите из загадок существительные в Д. и П. падежах, выделите окончание, укажите падеж; докажите свой выбор. Проверка взаимная.

1) В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)

2) Есть у нас в квартире робот
У него огромный хобот. (Пылесос)

3) Его работа – в глубине, на самом дне.
Его работа в темноте и в тишине
Но кто же он, ответь- ка на вопрос?
Не космонавт, а ходит среди звёзд. (Водолаз)
- Проверим. Докажите.
3) Игра на внимание
Если существительное в: Д.п. – встают девочки., П.п.- встают мальчики.

Обрадовался Ане (Д.)
Завтрак на траве (П.)
Думать о дочке (П.)
Посвятить маме (Д.)
Увидеть на парте ( П.)
Заботиться о берёзе (П.)
Пробежать по дорожке (Д.)
Подойти к стене (Д.)
Увидеться с братом (Т. п.,2 склонение) (не встают
8. Итог (Слайд 16)
- Подведем итоги нашей работы.
- Памятка для учащихся «Рефлексия урока»   Наш урок подошёл  к концу, и Я хочу сказать... -Мне больше всего удалось ... -За что я могу себя похвалить? -за что я могу похвалить одноклассников? -Что приобрёл? -Что меня удивило? - Для меня было открытием то, что ... 9.Домашнее задание с.34 Упр.69, правило.
10. Итоговая игра «Наведи порядок!». Проблема на следующий урок
- Какое можно придумать задание?
На доске в беспорядке словосочетания с существительными в Д. и П. падежах.
- Наведите порядок. Расставьте всё по своим местам. Докажите выбор.

Приехать к бабушке;
Стихи о весне;

Идти по улице;
Играть на лужайке;

Рассказать маме;
Отдых на реке;

Подойти к сестре;
Подарок в коробке;

Помочь дяде;
Книга о природе.


- Словосочетание думать о России - поставили в П. п.
(Почему? Проблема - окончание на и; или никуда не поставили – проблема! Существительное в П. п. Что делать?)

- Ставим большой знак вопроса! Это ещё одна загадка русского языка!
О ней мы поговорим на следующем уроке!
Спасибо всем за работу!
(В Приложении 2 – презентация к уроку, Приложении 3 - звуковое).









МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Новомосковск Тульская область

Февраль, 2013год



15