Индивидуальная программа по окружающему миру


Пояснительная записка
Цели обучения
Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. Содержание дисциплины базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
Задачи
Курс «Ознакомление с окружающим миром» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
уточняет имеющие у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
на основе наблюдений и простейших действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ;
формирует знания учащихся о природе своего края;
формирует первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Программа по ознакомлению с окружающим миром разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ №1598 от 19.12.2014 г. Министерства образования и науки РФ), Общеобразовательной программы МБОУ «Гатчинская СОШ №11» на ступени начального общего образования на период с 2014-2015 учебного года по 2017-2018 учебный год, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида подготовительный класс, 1 – 4 классы»,( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2009 год, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание и обеспечена учебно – методическим комплектом под редакцией Н.Б. Матвеевой, М.А. Поповой, Т.О. Куртовой.);

2. Общая характеристика предмета
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Обогащение и уточнение словаря. Название и характеристика предметов и явлений по их основным свойствам. Сравнение предметов, классификация предметов, установление элементарных зависимостей. Активное участие в беседе. Правильное составление простых распространённых предложений и сложных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям; сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями. Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного. Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов.
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, глад, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки; птицы ( грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в тёплые края; заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно всходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая короткая ночь; замерзают пруды, реки; лёд на реке твёрдый, скользкий; птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Название зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет всё сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Название весенних месяцев.
Город, село, деревня. Главная улица города, села. Учреждения города, села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, кинотеатр, клуб, музей, фабрика , завод, больница, аптека и др.) Дорожное движение. Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи).
Овощи, фрукты, ягоды  Определение и различение.
Грибы. Части гриба, грибы съедобные и несъедобные.
Полевые растения. Рожь, кукуруза, овёс. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метёлка, початок), зёрна. Как используются эти растения.
Квартира, комната 
Посуда. Название посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.
Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна - хвойные деревья.
Домашние животные. Лошадь, корова, свинья. Особенности внешнего вида. Пища, уход и содержание. Польза, приносимая людям.
Дикие животные. Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.
Домашние птицы. Гусь, индюк. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.
Дикие птицы. Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища.
Птицы перелётные и зимующие. Время отлёта и прилёта разных птиц.
Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.
Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы, уход за рыбами в аквариуме.
Человек часть природы
Охрана здоровья. Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.
Повторение пройденного
 
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений.
Практические работы по уходу за одеждой, обувью, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян.
3.Место курса в учебном плане
Программа составлена в соответствии с индивидуальным учебным планом и рассчитана на 51 час, из расчета 1,5 часа в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Содержание программы
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края, заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзли пруды, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Названия зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Названия весенних месяцев.
Город, село, деревня. Главная улица города, села. Учреждения города, села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и др.). Дорожное движение. Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи).
Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение.
Орехи. Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу.
Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.
Семена цветковых растений. Сбор и хранение семян. Практические работы по выращиванию цветковых растений из семян (настурция, ноготки, душистый горошек и др.).
Полевые растения. Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле.
Квартира, комната. Столовая, спальня, кухня и др. Назначение.
Мебель. Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью.
Посуда. Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.
Одежда. Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).
Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за разными видами обуви.
Комнатные растения. Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растений. Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков.
Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна — хвойные деревья.
Домашние животные. Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.
Дикие животные. Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.
Домашние птицы. Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.
Дикие птицы. Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища.
Птицы перелетные и зимующие.
Время отлета и прилета разных птиц.
Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.
Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.
Охрана здоровья. Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.
Повторение пройденного.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение сезонного календаря природы и труда.
Экскурсии по главной улице города, села, деревни, в школьные мастерские, магазины, огород, сад, парк или лес, к цветочной клумбе, в зоопарк, на животноводческую ферму, звероферму, птицеферму (исходя из местных условий). Практические работы по уходу за одеждой, обувью, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян.
7.Тематическое и календарно-тематическое планирование
Учебно-тематический план
№ Раздел, тема Кол-во часов
1 Сезонные изменения в природе 10 ч
2 Труд людей в разное время года 4 ч
3 Овощи, фрукты, ягоды, грибы 2 ч
4 Полевые растения 1 ч
5 Город, село, деревня 2 ч
6 Правила дорожного движения 2 ч
7 Растения осенью и их плоды 2 ч
8 Деревья, кустарники, травы 2 ч
9 Разнообразие животных в природе 2 ч
10 Жизнь и быт школьника 2 ч
11 Мебель 1 ч
12 Посуда 1 ч
13 Охрана здоровья зимой 1 ч
14 Растения зимой 1 ч
15 Домашние животные 2 ч
16 Дикие животные 2 ч
17 Домашние птицы 2 ч
18 Дикие птицы 1 ч
19 Птицы в русских сказках 1 ч
20 Насекомые 2 ч
21 Рыбы 1 ч
22 Земноводные 1 ч
23 Человек – часть природы 1 ч
24 Здоровье человека 4 ч
25 Итог за год 1 ч
Всего 51 ч
Календарно – тематическое планирование:
Дата № урока Тема урока и форма контроля Основные виды учебной деятельности учащихся ТСО, эксперимент, наглядные пособия Стр.
план факт № п/п Кол-во часов 02.09 1 ч. Как ты провёл лето? Соотнесение сезонных изменений в неживой природе с изменениями в жизни человека.
определение и  различие растений сада и огорода, описывание их.
определение и  различие групп растений (фрукты -  растения сада, овощи - растения огорода).
определение и  различие съедобных грибов от несъедобных.
Объяснение причин сезонных изменений в жизни живой природы.
описывание сезонных работ в саду, в огороде, в  поле в осеннее время года.
построение  монологического высказывания по предложенной теме.
называние изученных объектов и явления.
Соотнесение сезонных изменений в неживой природе с изменениями в жизни диких и домашних жив-х осенью.
описывание различных форм поверхности земли.
Соотнесение сезонных изменений в неживой природе с изменениями в жизни человека осенью.
Различение деревьев, кустарников, трав, представителей различных групп животных.
различение времен года, названия месяцев и их основных признаков.
определение и  описывание вечнозеленых растений, различение хвойных и лиственных деревья.
определение и  различение коровы, лошади, овцы, свиньи от других дом. животных; описывание повадок и образа жизни.
определение и  различение лося и оленя от других диких животных; описывание повадок и образа жизни.
определение и  различение индюка, утки от других домашних птиц; описывание повадок и образа жизни
сравнение диких утки и гуся с домашними уткой и гусём.
Описывание, определение и  различение зимующих и перелетных птиц,  
определение и  различение пчелы от других насекомых, характеристика по различным признакам.
определение и  различение аквариумных рыб, ухаживать за аквариумными рыбами.
определение и  различение земноводных среди представителей других групп животных, сравнивать, находить общие и отличительные свойства.
описывание по плану и картинке предметов и объектов.
разработка режима дня, сочетающего труд и отдых,
выбор продуктов с учётом возрастных особенностей. 4
04.09 0,5ч. Начало осени, сбор урожая. 8
09.09 1 ч. Овощи, фрукты, ягоды. 11
11.09 0,5ч. Овощи, фрукты, ягоды. 16.09 1 ч. Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и не съедобные. Рисунки, образцы живой и неживой природы
Картины «Осень»,«Весна», «Зима», «Лето
Изображения явлений погоды: дождь, снегопад, ветер, гроза, метель
13
18.09 0,5ч. Сентябрь - начало осени
(экскурсия) 15
23.09 1 ч. Полевые растения 17
25.09 0,5ч. рожь, пшеница, овес, кукуруза 30.09 1 ч. Полевые растения и их использование.  22
02.10 0,5ч. Сад. Растения сада. 24
07.10 1 ч. Сезонные работы в саду, в огороде Картины с изображением
природы осенью и
летом, плоды, семена, осенние листья 26
09.10 0,5ч. Сезонные работы в  поле в осеннее время года. 14.10 1 ч. Почва. Состав        почвы (песок, глина, камни). Образцы полевого
шпата, кварца, слюды,
гранита и других
горных пород, 28
16.10 0,5ч. Лекарственные растения. (календула, зверобой).
Картина «Лес», гербарий, загадки о растениях Практическая работа: распознавание деревьев, кустарников и трав 31
21.10 1 ч. Домашние и дикие животные осенью. 33
23.10 0,5ч. Домашние и дикие животные осенью. 28.10 1 ч. Труд людей осенью. 35
30.10 0,5ч. Поздняя осень. 37
11.11 1 ч. Деревья, кустарники, травы. Красная книга. Составление сопоставительной таблицы. Загадки о животных
39
13.11 0,5ч. Деревья, кустарники, травы. 18.11 1 ч. Разнообразие животных в природе. 42
20.11 0,5ч. Простейшие свойства почвы, их значение для растений. 44
25.11 1 ч. Формы поверхности земли Глобус
46
27.11 0,5ч. Равнины, овраги, холмы, горы. 02.12 1 ч. Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь. 48
04.12 0,5ч. Чередование времён года. Фотографии, памятка как ухаживать за комнатными растениями Практическая работа
Рассказы о наших питомцах: «За стеклянным берегом», «Хомячки» 51
09.12 1 ч. Влияние солнца на изменения в природе, на смену времён года. 53
11.12 0,5ч. Названия месяцев. 16.12 1 ч. Домашние и дикие животные зимой. 55
18.12 0,5ч. Труд людей зимой. 57
23.12 1 ч. Зима – начало года. Рисунки с изображением животных и растений из Красной книги
Знаки правил друзей природы
Ветки лиственных и хвойный растений, плоды, семена, осенние листья разных растений
59
25.12 0,5ч. Зимние забавы детей. 13.01 1 ч. Как я провел зимние каникулы 62
15.01 0,5ч. Вечнозеленые деревья 64
20.01 1 ч. Ель. Сосна. 66
22.01 0,5ч. Ель как представитель хвойных деревьев. 27.01 1 ч. Сосна как представитель хвойных деревьев. Филворд, стихотворение А.Барто «Про новый дом»
Таблицы-схемы видов транспорта, игрушечные машины
Рисунки, образцы живой и неживой природы
Картины «Осень»,«Весна», «Зима», «Лето 68
29.01 0,5ч. Формирование представлений о явлениях в неживой природе. 71
03.02 1 ч. Февраль - месяц метелей и вьюг 75
05.02 0,5ч. Домашние животные -  корова, лошадь. 77
10.02 1 ч. Домашние животные -  овца, свинья. 79
12.02 0,5ч. Дикие животные: лось, олень. 82
17.02 1 ч. Домашние и дикие животные. 84
19.02 0,5ч. Домашние и дикие животные. 24.02 1 ч. Март - весенний месяц (экскурсия). 86
26.02 0,5ч. Домашние птицы: гусь, утка. Изображения явлений погоды: дождь, снегопад, ветер, гроза, метель
Ветки лиственных и хвойный растений, плоды, семена, осенние листья разных растений 88
02.03 1 ч. Домашние птицы 91
04.03 0,5ч. Домашние птицы: индюк, курица. 09.03 1 ч. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь.  93
11.03 0,5ч. Внешний вид, места обитания, пища. 16.03 1 ч. Весна в апреле (экскурсия). 95
18.03 0,5ч. Зимующие и перелетные птицы. 97
23.03 1 ч. Насекомые вредные и полезные. 99
25.03 0,5ч. Бабочка, майский жук, пчела, муравей, муха. 06.04 1 ч. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека. 102
08.04 0,5ч. Рыбы - как представители животных. Карточки с новыми словами, изображения людей, работающих в сфере образования и культуры
Картинки , загадки, о профессиях, мни сочинение «Кем я хочу быть
Карточки с новыми словами, изображения людей, работающих в сфере образования и культуры
Загадки о продуктах, таблица-схема: виды магазинов 104
13.04 1 ч. Рыбы - как представители животных. 106
15.04 0,5ч. Земноводные. 20.04 1 ч. Все мы -  звенья одной цепи. 108
22.04 0,5ч. Человек – часть природы. 111
27.04 1 ч. Здоровье человека. 115
19.06 0,5ч. Профилактика заболеваний. 04.05 1 ч. Режим дня школьника. 117
06.05 0,5ч. Отдых и труд. 119
11.05 1 ч. Голова и мозг человека. 13.05 0,5ч. Профилактика травматизма головного мозга. 122
18.05 1 ч. Наше питание. 20.05 0,5ч. Май – конец весны
(экскурсия). 8.Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса:
Перечень учебно – методических средств обучения.
Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений под редакцией В.В.Воронковой. М.Просвещение, 2009.
Н.Б.Матвеева, М.А.Попова, Т.О.Куртова. Живой мир. 4 класс: учебник для спец. (коррекц) образовательных учреждений VIII вида
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения;
2) гербарии; коллекции насекомых;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и
отдельных органов и др.;
5) географические и исторические карты;
6) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её
хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
9. Планируемые результаты изучения курса.
Учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
активно участвовать в беседе;
связно высказываться на предложенную тему на основе проведённых наблюдений;
выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на  пришкольном и опытном участке;
соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила дорожного движения.
Учащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
 правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
Учащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов; выученные правила дорожного движения.