Индивидуальная рабочая программа по окружающему миру (3 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«…………………..основная школа»
Согласовано Утверждено
Протокол методического Директор МОУ
Совета от _____ №_____ ___________________
Приказ от __________№______
Индивидуальная рабочая программа 
обучения
по окружающему миру
…………………………………………,
ученика 3 б класса
2015-2016 учебный год
Составила учитель
I квалификационной категории
……………………………………………
село Чёрная Слобода
Содержание
Паспорт рабочей программы
Пояснительная записка
Содержание учебного курса
Учебно-тематический план
Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимисяСписок литературы
Учебный план индивидуального обучения на дому 3 класс
Учебный предмет Количество часов
Русский язык 3
Математика 3
Литературное чтение 0,5
Окружающий мир 0,5


Данная рабочая программа ориентирована на индивидуальное обучение обучающегося с нарушением интеллекта. В связи с этим сокращены часы для обучающегося за счет повторения и закрепления пройденного материала, а также объединения уроков общей тематики с кратким изложением материала.
К концу второго года обучения обучающийся овладел хорошим правильным слоговым чтением, понимает прочитанное, может ответить на вопросы. Научился слушать и воспринимать речь других, анализировать. Текст пересказывать самостоятельно еще не умеет. Повторяет услышанное предложение, с трудом заучивает наизусть. Стихи, предложенные по программе 2 класса для домашнего заучивания наизусть, выучены не были.
На данный момент фонематический слух развит слабо, поэтому формирование письменной речи имеет трудности. Экспрессивная речь остается медлительной. На конец второго года обучения не закончен процесс автоматизации. Хотя отдельно звуки умеет правильно произносить все.
К концу второго года обучения мальчик стал писать под диктовку, но затрудняется различать границы предложений и допускает большое количество ошибок, главным образом из-за неправильного произношения звуков. При индивидуальном обучении ученик с работой справляется, хотя темп работы медленный и ребенок нуждается в поэтапном контроле и подсказке со стороны учителя. Мальчик научился самостоятельно списывать небольшие тексты, слова, находить и исправлять свои ошибки.
На уроках ученик быстро устает, отвлекается, задумывается. Волевые качества слабо развиты, устав он укладывается на парту или просит разрешения походить и поиграть, перестает работать. Память ослабленная. Правила не запоминает и не применяет их на практике. Понятиями части речи, члены предложения, орфограммы не овладел.
К концу 2 класса, работая индивидуально, научился считать до 100, умеет вести счет предметов, владеет обратным счетом от 10, знает и записывает числа в пределах 100. Складывает и вычитает числа только с помощью числовой линии, присчитывая и отсчитывая по одному. Хорошо овладел приемами сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100 столбиком без перехода через десяток. Устными вычисления в пределах 10 , устными и письменными вычислениями в пределах 100 с переходом через десяток не владеет. Устно сравнивает количество предметов, но самостоятельно, без помощи со стороны, тяжело это отображает графически, продолжает путать знаки «больше», «меньше». Простые задачи продолжают вызывать затруднения.
Тугоподвижность психических процессов не повлияла на правильное развитие личностных УУД. Мальчик стал проявлять активность, общительность, часто дает правильные ответы, связанные с жизнью и окружающим миром, умеет положительно относиться к себе, обладает чувством собственного достоинства, понимает оценку учителя, товарищей, доброжелательно относится к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека.
Ребенок ориентироваться в нравственном содержании и понимает смысл, как своих собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми: через участие в совместных играх, вести переговоры в игре, уступать, договариваться в игре, учитывая интересы других. Положительно относится к школьным занятиям. Правильно понимает и оценивает свое отставание в учебной деятельности, переживает по поводу своих неуспехов, радуется своим успехам и достижениям.
По характеру оказываемая помощь ребенку должна быть стимулирующей (эмоциональный настрой), организующей (разъяснение инструкции), направляющей (проведение ориентировки в задании, включая смысловые опоры, наглядный план действий) и обучающей (в виде указаний по этапам, описания алгоритма). Восприимчивость к помощи педагога у ученика всегда положительная.


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Паспорт рабочей программы
Тип программы Программа общеобразовательных учреждений
Статус программы Рабочая программа учебного курса
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. Окружающий мир. А. А. Плешаков, М.: Просвещение 2012 год
Категория обучающихсяУчащийся_3б_ класса Сроки освоения программы 1 год
Объём учебного времени 17 часов
Форма обучения индивидуальная
Режим занятий 0,5 часа в неделю
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы образовательных учреждений автора А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России»). Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебные недели)
Данная программа ориентирована на индивидуальное обучение обучающегося с нарушением интеллекта.
На индивидуальное обучение окружающего мира выделено 0,5 часа в неделю (17 часов год). В связи с этим сокращены часы для обучающегося за счет повторения и закрепления пройденного материала, а также объединения уроков общей тематики с кратким изложением материала.
Цель:
- формирование целостной картины мира и осознания места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-целостного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
1.Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни.
2. Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.
3. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
4. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Основные формы:
- индивидуальная; парная; групповая.
Основные технологии:
Проблемное обучение .Игровая технология .Объяснительно-иллюстративная. Обучение развитию критического мышления. ИКТ.
Методы обучения:
-словесный, исследовательский; частично – поисковый; эвристический; ситуационный; учебная дискуссия; упражнения; практический метод; познавательные игры; обучающий контроль.Содержание учебного курса
Как устроен мир (1 час).
Природа, её разнообразие. Человек – часть природы, разумное существо. Общество. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (5 часов).
. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Охрана воздуха от загрязнения.
Вода, её свойства.. Охрана воды.
Почва, её состав.
Растения и их разнообразие. Размножение и развитие. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Размножение и развитие животных.. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье (2 часа).
Организм человека. Органы и системы органов. Органы чувств, их значение и гигиена. Опорно-двигательная система, её роль в организме.
Дыхательная и кровеносные системы, их роль в организме.
Здоровый образ жизни.
Наша безопасность (1 час).
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), пр аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице, в квартире. Дорожные знаки. Опасные места. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые грибы и растения. Опасные животные.
Экологическая безопасность. Как защитить себя от загрязнённого воздуха, грязной воды, от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Чему учит экономика (3 часа).
Потребности людей. Товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд. Роль полезных ископаемых в экономике. Отрасли экономики. Роль денег в экономике. Государственный бюджет. Доходы и расходы. Налоги. Семейный бюджет. Безопасная экономика.
Путешествие по городам и странам (4 часа).
Города Золотого кольца России. Страны, граничащие с Россией, - наши ближние соседи. Страны зарубежной Европы. Знаменитые места мира. Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
4. Учебно-тематический план

п/п Дата Тема урока Тип урока Домашнее задание Раздел «Как устроен мир» (1 час)
1 10.09 Как устроен мир. Природа. Человек. Общество. Природа в опасности!
Раздел «Эта удивительная природа» (5 часов)
2 24.09 Эта удивительная природа.. Воздух и его охрана. Вода.
Урок-исследование. Страница 34-36
3 08.10 Превращения и круговорот воды. Что такое почва.
Урок-практика. 4 22.10 Разнообразие растений. Размножение и развитие растений. Охрана растений.
Урок развития умений и навыков. Страница 71-75
Задания 1-2 5 12.11 Разнообразие животных. Размножение и развитие животных. Охрана животных. Урок формирования умений и навыков. Страница 89-94
Задания 1-3 6 26.11 В царстве грибов.
Тест 1 Урок развития умений и навыков. Раздел «Мы и наше здоровье» (2 часа)
7 10.12 Организм человека. Органы чувств. Опора тела и движение.
Урок-практика. Страница 136-140
Задания 1-2 8 24.12 Дыхание и кровообращение.
Здоровый образ
жизни. Контрольно-обобщающий урок. Раздел «Наша безопасность» (1 час)
9 21.01 Наша безопасность
Огонь, вода и газ.
Чтобы путь был счастливым.
Опасные места.
Контрольно-обобщающий урок. Страница 8-12
Раздел «Чему учит экономика» (3 часа)
10 04.02 Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Урок введения в новую
тему. Страница 36-38 11 18.02 Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство.
Комбинированный урок. Страница 48-52
Задания 1-3 12 03.03 Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Бюджет Урок-проект. 13 17.03 Экономика и экология.
Урок изучения нового материала. Страница 80
Задания 1-3 Раздел «Путешествия по городам и странам» (4 часа)
14 07.04 Золотое кольцо России. Урок-путешествие. 15 21.04 Наши ближайшие соседи.
Урок-путешествие. Страница 110-117
Задания 1-3 16 05.05 На севере Европы. В центре Европы. На юге Европы. Урок-путешествие. Страница 132-141
Задания 2-4 17 19.05 По знаменитым местам мира.
Тест итоговый Комбинированный урок. Итого 17 часов согласно календарю
5. Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
1.Учебник «Окружающий мир 3 класс» 1 часть и 2 часть. Автор: А. А. Плешаков. Москва «Просвещение», 2012 год.
2.Рабочая тетрадь.1часть и 2 часть. Окружающий мир 3 класс. Автор :А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2013год.
3.Атлас-определитель для начальной школы «От земли до неба». А. А. Плешаков
4. «Зелёные страницы». Книга для учащихся начальных классов. А. А. Плешаков.
5.«Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». Книга для учащихся начальных классов. А. А. Плешаков.
6. Тесты по окружающему миру. 3 класс Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 3 класс. Составитель И. Ф. Яценко. Москва ООО «Вако». 2013 год
7. Презентации к урокам.
8. Приложение на электронном носителе.
6.Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
человек – часть природы и общества; что такое тела и вещества, разнообразие веществ;
основные свойства воздуха и воды, круговорот воды;основные группы живого; взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри живой природы; строение тела человека, основные системы органов; правила гигиены и здорового образа жизни; правила безопасности в быту и на улице, дорожные знаки; потребности людей; товары и услуги; роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике; бюджет;
некоторые города России; страны, граничащие с Россией; страны зарубежной Европы.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать растения и животных своей местности, съедобные и несъедобные грибы;
проводить простейшие опыты и наблюдения, практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять взаимосвязи между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности;
владеть элементарными приёмами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и
Планируемые результаты освоения предмета
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
У третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования,
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменно." речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
1) понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
У третьеклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:
1) оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
2) создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать оформлять и сохранять их:
3) готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать плат презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
7. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
№ урока Вид работы Тема
6 26.11 Тест Итоговый
17 19.05 Тест Итоговый
8.Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимисяОсновная цель контроля по окружающему миру – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщённые суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Текущий контроль осуществляется в письменной и устной форме. Письменная работа проводится не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.
Тематический контроль - проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.
Тесты
Каждое выполненное задание уровня А оценивается в 1 балл, уровня В –в 2 балла, уровня С – в 3 балла.
80-100% от максимальной суммы баллов – оценка «5»;
60-80% - оценка «4»;
40-60% - оценка «3»;
0-40% - оценка «2».
9.Список литературы
1.Учебник «Окружающий мир 3 класс» 1 часть и 2 часть. Автор: А. А. Плешаков. Москва «Просвещение», 2012 год.
2.Рабочая тетрадь.1часть и 2 часть. Окружающий мир 3 класс. Автор :А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2013год.
3.Атлас-определитель для начальной школы «От земли до неба». А. А. Плешаков
4. «Зелёные страницы». Книга для учащихся начальных классов. А. А. Плешаков.
5.«Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». Книга для учащихся начальных классов. А. А. Плешаков.
6. Тесты по окружающему миру. 3 класс Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 3 класс. Составитель И. Ф. Яценко. Москва ООО «Вако». 2013 год
7. Рабочие программы. Начальная школа. 3класс УМК «Школа России» . Москва «Планета», 2013год.