Методические особенности предмета Окружающий мир в начальной школе


Методические особенности курсов
«Окружающий мир» в начальной школе.
«Природа илюди»
(авторЗ. А. Клепинина) «Зеленый дом»
(автор А. А.Плешаков)«Окружающий мир»
(автор Н. Ф. Виноградов) Окружающий мир»
(автор О.Т. Поглазова, В. Д. Шилин)) «Окружаю
щий мир»
(автор А. А.Вахрушев и др.) «Мир и человек в образовательной системы 2100»«Мы и окружающий мир» Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова
Цель Приоритетной целью курса является развитие личности ребенка,
Формирование различных способов деятельности. воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Формирование социального опыта младшего школьника, осознание им элементарного взаимодействия в системе « Человек- природа- общество», воспитание правильного отношения к средеобитания, отработка правил поведения в ней. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Цель курса его мира – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Формирования навыка обучения.
Воспитание в ребенке осознания своего места в окружающем мире и взаимодействия человечества с окружающим миром. формирование у ребенка широкой целостной, научной картины мира. Предметами осмысления учеников становятся: вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, мучительный процесс познания законов и явлений природы.
Задачи
Усвоение теоретических основ и практическую апробацию ведущих положений с ориентацией на формирование знаний,развитию у детей первоначального понимания целостной научной картины мира, на развитие у них универсальных учебных действий; развитие творческого потенциала слушателей. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.Разностороннее развитие личности ребенка в системе от семьи и дошкольного учреждения к школьному образованию. Последовательное формирование целостной картины окружающего мира. Ознакомление с со взаимосвязями человека и природы, подготовка к дальнейшему обучениюестественнонаучных и обществоведческих дисциплин в средней школе. Воспитаниебержного отношения к природе. Сознательного отношения к своему здоровью, формирование навыков экологически грамотного поведения .Развитие способности воспринимать новую информацию , систематизировать и применять ее. Формировать гуманное отношение к окружающему миру. Задача курса « Наша земля»-познакомить школьников с языком географических карт.
Задача курса « Мое отечество»- формирование историко-обществоведческих знаний, обучить навыкам их использования в жизненных ситуациях
Задача курса человек и природа»-формирование основ гигиенических навыков, о строении и жизнедеятельности организма человека.
Задача курса «Человек и человечество»- выстраивание картины мира с точки зрения общественных наук психологии. Основной задачей курса естествознания является открытие эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений. Учащиеся должны научиться спланировать ход эксперимента, представить и зафиксировать результаты исследования, построить объяснительную гипотез
Принципы
Курс построен на обще дидактических принципах и специфических принципах, разработанных в классической методике естествознания. В первую очередь - краеведческий принцип, принцип сезонности, практический принцип. Формирования уважения к людям труда. Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы, растения и животные, мир людей и созданных ими предметов, наше здоровье и безопасность, экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя спои знания о них, рассматривая их с новой точки зрения.
Принцип доступности. В  основе построения курса лежат следующие принципы. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения.
Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения
.  Принцип поступательности  обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения,
 Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т.п,.
принцип экологизации предмета .Линейный принцип, то. знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их. 1 класс- принцип « Так – как», 2 класс- « Почему- потому». Педоцентрический принцип – познание мира ребенком как наиболее известного объекта к уяснению многообразияобео- природы. Тесно связанной с миром «Я». Соотношение принципов научности и доступности . принцип минимакса. Учебник способствует пробуждению потребности в познании окружающего мира, воспитанию любви к родной земле, усвоению общепринятых норм нравственности в отношении к природе и людям. Главная роль учебника: руководить всеми видами познавательной деятельности, задания направлены на общее развитие школьников..Направленность
Курс закладывает основы экологизации сознания детей; раскрывает особенности взаимоотношений человека с природой, Курс имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер.
В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета Формированию у ученика понимания себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознание возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни.
устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
осознаёт необходимость выполнения Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника. Обеспечивается формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
        Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребёнка, принятие и
                                   .
     
Курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания естествознания и обществознания в начальной школе в направлениях интеграции, гуманитаризации и экологизации знаний, воспитания гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.
Экологическая направленность. Экологическая направленность. В системе обучения, направленного на общее развитие, предусмотрено изучение естествознания с первого класса и географии со второго как самостоятельных учебных предметов. Разделение курсов вместо интегрированных предметов «Ознакомление с окружающим миром» и «Природоведение» осуществлено в соответствии с предметными областями научных знаний.
Содержание
Курс знакомит детей с миром природы в ближайшем его окружении; с основами здорового образа жизни. Содержание представлено в единой системе, имеющей две подсистемы. 1,2 кл. - "Я и мир вокруг", 3,4 кл. - "Природоведение" Первую подсистему можно рассматривать также как пропедевтическую к курсу "Введение в историю" (3-4) авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин. В 1,2 классах дети получают первоначальные знания об окружающем мире. В 3,4 класса
осуществляется более подробное изучение природы, ее взаимосвязей, взаимозависимостей, начиная с природы региона, где живет ребенок, и заканчивая природой России. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
         Идея многообразия мира.
Идея экологической целостности мира.
Идея уважения к миру.
 В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.  
•    . Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя
•    Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения.
•    Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять.
•    . Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества.
       Программа предусматривает проведение уроков обобщения.                    В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.  •    . Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя
 Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения.
•    Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять.
•    . Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества.
, Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.
Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Между тем, при отборе содержания соблюдается и разумная дезинтеграция, выделение крупных самостоятельных содержательных блоков, материал которых предоставляет ученику возможность глубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие различных его структур (природы, человека, общества, истории государства), что способствует подготовке учащихся к изучению в основной школе дифференцированных курсов. Таким блоком, например, является раздел «Путешествие в прошлое России», где учащиеся погружаются в изучение истории своего Отечества, знакомятся с важнейшими событиями в его истории.
            Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира. Например, на уроке математики ученики узнают способ отображения целого и составляющих его частей с помощью диаграммы, на уроке окружающего мира они используют диаграмму, с помощью которой показывают соотношение суши и воды на земной поверхности. Понятие «симметричное тело» изучается на уроках математики и окружающего мира, закрепляется на уроке технологии при создании изделий симметричной формы. На уроках окружающего мира изучаются сезонные изменения в природе, на уроке литературного чтения ученики знакомятся, как отражают их писатели и поэты, на уроках музыки – композиторы, на уроке рисования – художники. Тема «Во что веровали наши предки» изучается на уроке «Окружающего мира», на уроке технологии ученики делают обереги, которые наши предки помещали на свою одежду, жилища.
При отборе содержания были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Учебный материал, тематически повторяющийся в разные годы обучения, служит основой для интеграции в него последующих знаний и умений в системе развития, с обогащением новыми сведениями, связями и зависимостями, с изменением уровня сложности. При этом в процессе «открытия» нового знания осуществляется переход от разрозненных фактов к их системе согласно принципам системности (целостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности) и спиральной структуре (каждый следующий виток расширяет и углубляет знания). Так, например, первоклассники знакомятся с разнообразием растений, выявляя их внешние признаки, третьеклассники наблюдают изменения, происходящие в жизни растений в связи со сменой сезона, рассматривают развитие растения от семени до семени, в 4 классе они изучают способы приспособляемости растений к природным условиям разных природных зон, выявляют значение растений для природы и др. Исторический и обществоведческий материал представлен на «макроуровне» – государство Россия (его прошлое и настоящее) и «микроуровне» – семья, родной край (город, село, область). В соответствии с хронологическим принципом построения исторического содержания школьники постепенно знакомятся с важнейшими историческими событиями, с выдающимися людьми, памятниками истории и культуры Древней Руси, Московского государства, Российской империи, СССР, Российской Федерации. Немало места уделено героической борьбе народов нашей страны с внешними врагами: противостоянию Руси кочевникам, монгольскому нашествию, крестоносцам, в Отечественной войне 1812 г. и Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
Согласно культурологическому подходу учащиеся приобщаются к культурному наследию народов нашей страны, воплощенному в искусстве, религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях, обычаях. В содержание курса интегрированы сведения об образе жизни наших предков, их материальной культуре (жилищах, одежде, предметах быта и др.), о старинных ремёслах и способах обработки природных материалов. При этом учащиеся знакомятся с нравственными ценностями и заповедями наших предков, которые определяли их отношение к природе, семье, людям. Кроме того, мысленно путешествуя по материкам и океанам Земли, ученики знакомятся с историей их открытия, узнают, что на нашей планете много стран и народов с разным образом жизни, с памятниками культуры, созданными творчеством многих поколений жителей нашей планеты.
         При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется  как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и в которой объединяются два учебных курса «Естествознание» и «Обществознание» .
культур 1, 2 класс -2Мир велик и прекрасен»
1 класс распределен по темам : « Ты –ученик», « Окружащий мир и его изучение», разнообразие и красота растений», «Царства грибов», «Разнообразие и красота животных».
2 класс-«Земля , части света»( Наша планета Земля),
3 класс-«Живые обитатели нашей планеты»,
4 класс- «Человек»
1 класс» как мы понимаем друг друга», «Как мы узнаем . что перед нами», « Как ты узнаешь мир», «Что нас окружает», Живые природные богатства», « Природа и мы2, « Времена года»
2 класс-«Земля и солнце»,» глобус и карта», « Формы земной поверхности», « Природные зоны», « Чкловек и хозяйство», «Части света». « Наша маленькая планета-Земля» ,
3 класс –«Биосфера- живая оболочка земли», « Экологическая система-ячейка биосферы», «Живые участники круговорота веществ2, «История биосферы»
4 класс: «Место человека в биосфере Земли», «тело человека как самостоятельный организм», «Биосфера и происхождение человека2, «Происхождение рукотворнрго мира», «Как нам жить». Темы курса:
1 класс.
« Я и мир вокруг»
«Как мы понимаем друг друга», « Как мы узнаем , что перед нами»» Как ты узнаешь мир»,» Что нас окружанет», « Живые обитатели планеты», « Природа и мы2
2 класс
Курс «Наша планета земля»
Разделы:
«Земля и солнце», « Что изображают на глобусе и карте», « «Части света», « Наша маленькая планета Земля»,
3 класс
« Обитатели земли»(природоведческий курс)
« Мое Отечество»(обществоведческий курс),
1 класс – я и мир вокруг, 2 класс _ « наша планета земля»
3 класс «Обитатели земли», « Мое отечество» Во втором классе даются общегеографические понятия: карта, глобус, ориентирование, горизонт, движение Земли. Кроме этого детям сообщаются сведения о том, как человек изучал Землю, о великих географических открытиях.
Программа третьего класса посвящена изучению континентов, ландшафтов, природных зон, полезных ископаемых. Учащиеся знакомятся со строением Земли, гидросферой, атмосферой, литосферой и биосферой, взаимосвязью этих оболочек, историей развития органического мира. В заключительных темах рассматривается деятельность человека, человеческое общество. Учащиеся знакомятся различными государствами и отношениями между ними, влиянием человека на изменения природной среды на Земле, с проблемами выживания. Большое внимание уделяется здесь экологическим проблемам, которые встают перед современным человеком.
Наблюдения за растениями в разные сезоны года подводят учащихся к пониманию определенных сменяющих одна другую стадий в их жизнедеятельности, в связи с этим авторы предлагают экскурсии. Значительная роль отведена элементам проблемного метода изложения материала
Учебно-методическое оснащение «. Я и мир вокруг». Учебник. 1кл.,2кл. (авт. З.А.Клепинина)2. Я и мир вокруг. Тетрадь для учащихся. 2кл. (авт. З.А.Клепинина)3. Природоведение. От лета к лету. Учебник. 3 кл., 4 кл. (авт. З.А.Клепинина)4. Природоведение. Рабочая тетрадь для учащихся. 3 кл., 4 кл. (авт. З.А.Клепинина)5. Природа и люди. Книга для учителя. (авт. З.А.Клепинина) Плешаков А. А.Окружающий мир: Учебники: с 1 по 4 класс: В 2 ч. Плешаков А. А.Окружающий мир: Рабочие тетради: с по 4 класс: В 2 ч.А.А.ПлешаковРабочие программы. 1-4 классы УМК с 1 по 4 класс представленокомплектомПлешаков А. А.Окружающий мир: Учебники: с 1 по 4 класс: В 2 ч. Плешаков А. А.Окружающий мир: Рабочие тетради: с по 4 класс: В 2 ч.А.А.ПлешаковРабочие программы. 1-4 классы Плешаков А. А.Окружающий мир: Учебники: с 1 по 4 класс: В 2 ч. Плешаков А. А.Окружающий мир: Рабочие тетради: с по 4 класс: В 2 ч.А.А.ПлешаковРабочие программы. 1-4 классы Программа обеспечена учебниками – тетрадями по всему курсу с подробными методическими рекомендациями Поглазова, Шилин HYPERLINK "http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26980" Окружающий мир: Учебники: с 1 по 4 класс: В 2 ч. Поглазова, Шилин Окружающий мир: Рабочие тетради: с по 4 класс: В 2 ч.Поглазова, Шилин Рабочие программы. 1-4 классы Курс обеспечен учебниками-тетрадями(1-; кл.), путеводитель « Твой маршрут в старну знаний»(2 кл.),
Курс обеспечен учебниками –тетрадями, альбомами –задачниками, методическими рекомендациями для учителей.
Методы обучения
Наблюдения, опыты, практические работы, игры эксперимент, моделирование. Демонстрация. Беседа. Рассказ. Самостоятельные работы. Наблюдения ,демонстрация, практические работы, опыты, учебные прогулки, дискуссии, дидактические и ролевые игры, просмотр фильмов. Чтение дополнительной приодоведческой литературы, моделирование, эколого –эстетическая деятельность. Работа с книгой, рассказ, учебный диалог, логические упражнения, опыты моделирование, наблюдения. дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи, проблемные ситуации. опыты, практические работы ,наблюдения, исследования, моделирование ,эксперимент, объяснительно-иллюстративный , частично-поисковый метод обучения. Беседа. Рассказ.
Работа в группе, опыты, наблюдения, Работа с книгой.
1 КЛАСС-исследовательский метод:наблюдения, опыты , чтение дополнительной приодоведческой литературы, создание проблемной ситуации, беседа. Формы обучения
Урок, урок-игра, предметный урок, экскурсии, экскурсия на пришкольном участке, сезонные экскурсии, учебные прогулки, практические работы, уроки на учебно-опытном участке и географической площадке. Уроки в классе и природе, экскурсии, полевые практикумы, практические и домашние работы. Урок, урок-игра, эксперимент, продуктивные методы деятельности(труд, Изо), занятия на пришкольном участке, в парке. Уроки в музеях, парках. Улицах, кабинетах географии, биологии , химии.
Уроки-исследования и экспериментальной проверки гипотез, уроки-фантазии, уроки-путешествия, уроки –заседания, уроки-экологического совета., уроки –конференции. Уроки в классе и природе, экскурсии, «домашние работы с родителями», практикумы. Уроки в классе и природе, экскурсии, практикумы. Уроки в классе и природе, экскурсии, полевые практикумы, практические работы.