Методическая разработка урока «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными и способы подчинения в них»


Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными и способы подчинения в них.
(Ерманова Татьяна Тимофеевна МБОУ «Астрахановская ООШ» Тюльганского района Оренбургской области)
Цели урока: - организовать работу обучающихся по изучению и первичному закреплению способов подчинения в СПП с несколькими придаточными;
- организовать деятельность обучающихся по применению знаний о СПП с несколькими придаточными и умению определять способы подчинения в них;
ХОД УРОКА:
СЛАЙД 1
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их. Садитесь.
Возьмите Рабочие листы. Подпишите фамилию, имя. Запишите дату.
Мы продолжаем работу по изучению синтаксиса сложного предложения.
СЛАЙД 2.
Чтобы вспомнить то, что мы уже знаем по данной теме, предлагаю вам составить монологический рассказ о сложном предложении. (ОТВЕТ)
С чем можно соотнести виды придаточных предложений? (Виды придаточных предложений можно соотнести с членами простого предложения. Придаточные предложения и соотносящиеся с ними по значению члены предложения отвечают на одни и те же вопросы и являются синтаксическими синонимами)
Какое место по отношению к главному может занимать придаточное предложение?
СЛАЙД 3.
- Выразительно прочитайте предложения:
- На какие тематические группы можно разделить приведенные высказывания? Взаимосвязаны ли эти темы? Обоснуйте свой ответ. Объясните понравившееся высказывание.
Задание 1. Соедините стрелочками номера предложений и соответствующие им схемы. Найдите четвертое лишнее.
[ ],( )

( ) , [ ]
[ ,( ), ]
Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием.
Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях.
Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.
Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов.
- Давайте проверим, что у нас получилось.
- Какое из предложений лишнее?
- Почему это предложение не соответствует ни одной из предложенных схем?
- Чем отличается по структуре это предложение от остальных?
– Как вы думаете, для чего включено в задание это предложение?
Сформулируйте тему нашего урока. (СПП с несколькими придаточными.) (ЗАПИСЬ ТЕМЫ) СЛАЙД 4.
Совершенно верно, сегодня мы с вами продолжим работу со сложноподчиненными предложениями, но нас будут интересовать именно СПП с несколькими придаточными .Где проверяется знание данной темы?? (Знание этой темы проверяется на ГИА по русскому языку)
Давайте вспомним, как построено задание В8 ГИА по русскому языку:
СЛАЙД 5
Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Запишите номер этого предложения. 
На ГИА проверяется знание способов подчинения придаточных.
Можем ли мы грамотно и обоснованно выполнить это задание прямо сейчас? (Нет) Почему? Знаем ли мы что-нибудь о способах подчинения придаточных?
Исходя из этого, что нам нужно узнать? (Способы подчинения придаточных)
Значит, наша задача выявить особенности способов подчинения в СПП с несколькими придаточными.
СЛАЙД 6.
В начале урока мы говорили о том, что знания станут по-настоящему нашим достоянием только в том случае, если мы добудем их самостоятельно. Поэтому изучать новую тему вы сегодня будете самостоятельно.
Возьмите листы самостоятельной работы.
Существует три основных способа подчинения придаточных предложений в СПП с несколькими придаточными.
Рассмотрите таблицу. У вас есть три группы предложений для анализа и деформированный текст с теоретическим материалом.
Ваша задача в ходе самостоятельной работы выявить особенности способов подчинения в СПП с несколькими.
Чтобы быстрее двигаться вперед, давайте определим, что нам нужно сделать для решения задачи.
СЛАЙД 7
Абсолютно верно, проанализировав предложения, вы должны составить для каждой из трех групп предложений опорную схему и восстановить теорию, заполнив пробелы необходимыми сведениями. Кроме этого я прошу вас придумать свое название каждому способу подчинения.
На работу у вас 7 минут. Желаю успехов.
Если вы уже закончили работу, вы можете оказать помощь, дать консультацию тем, кто в этом нуждается.
ПРОВЕРКА
Давайте проверим результаты вашей работы, а заодно и подвигаемся. Получившиеся у вас схемы, вы сейчас составите на доске: 1 ряд – 1 способ подчинения, и т.д. Схему составляем по цепочке. Каждый может прикрепить только один символ. Можно начинать.
Проверьте, у всех ли получилось так, как на доске.
Удалось ли вам самостоятельно дать название каждому из способов подчинения? (ОБСУЖДЕНИЕ)
У меня три карточки с реальными названиями – терминами.
Подумайте, какое название соответствует первому способу? Почему вы так считаете? Второму? Третьему?
СЛАЙДЫ 8-13
А теперь обратимся к теории. Расскажите о первом способе. Втором. Третьем.
Удалось ли вам самостоятельно решить поставленную задачу?
Где в дальнейшем вам могут пригодиться приобретенные умения самостоятельного поиска решений?
СЛАЙД 14.
Давайте попробуем сейчас решить задание В8 ГИА.
СЛАЙД 15.
ЗАДАНИЕ 4. Перейдем к закреплению. Возьмите карточки с текстом.
Прочитайте. Сформулируйте основную мысль текста. Определите стилистическую принадлежность текста. Аргументируйте свой ответ. Перепишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные бквы. Определите способ подчинения в СПП с несколькими придаточными.
Важнейший эмоциональный источник любви к Родине - это восхищение красотой земли где жили деды и прадеды где нам суждено прожить жизнь повторить себя в детях и уйти в землю родившую нас. ПЕРВОЕ – ВМЕСТЕ, второе и третье- самостоятельно. СЛАЙД 16
Но пусть эта красота войдет в сердце вместе с мыслью о том что (н..)было (бы) (н..)цветущего сада (н..) ласковой материнской песни если(бы) (н..) пролили свою кровь за свободу Родины тысячи героев.
Р…дная земля ст…нови(т, ть)ся бе…конечно дорогой когда радость бытия сл..вается с чу..вом долга перед людьми которые отст..яли красоту.
ВЗАИМОПРОВЕРКА СЛАЙД 17
ЗАДАНИЕ 5. Из трех простых составьте СПП с двумя придаточными.
Прогремел гром. Не следует бояться молнии. Опасность ее удара уже миновала (когда ..., то ..., потому что ...)
Мы знаем скорость распространения звука. Вполне возможно определить. Далеко проходит гроза (если ..., как ...).
Закончите последнее предложение.
Хотя я и устал, но к концу урока я доволен тем, что ….
Рефлексия: СЛАЙД 18
Какое задание сегодня вам больше понравилось и почему?
На каком этапе урока вы чувствовали себя уверенно?
Над чем вы чувствуете необходимость поработать дополнительно?
СЛАЙД 19
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
ДЛЯ ВСЕХ:
сопоставить ТМ параграфа и ТМ на карточке, внести в карточку дополнительные сведения.
НАУЧИЛСЯ НАХОДИТЬ СПП с несколькими придаточными в тексте И ОПРЕДЕЛЯТЬ вид подчинения – упр. 1. НАУЧИЛСЯ СОСТАВЛЯТЬ СПП с несколькими придаточными – составить 3-5 предложений указанной структуры, раскрывающих смысл высказывания Петрарки: «Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях».
СОСТАВЛЕНИЕ БАНКА ЗАДАНИЙ
О чем мы узнали сегодня на уроке?( узнали о способах подчинения в СПП с несколькими придаточными)
Но в своей речи предложения подобной структуры вы использовали и раньше. Сейчас вы попробуете себя в роли составителей тестов. У каждого из вас в раздаточном материале есть катрочка с отрывком из ваших творческих работ, содержащим СПП с несколькими придаточными. Закончите формулировку задания В8 ГИА, вписав способ подчинения придаточных конкретно для вашего текста. и, уходя, сделайте свой вклад в Банк заданий.
Кроме того вы можете оценить работу одноклассника или свою работу. Уходя с урока ,положите карточку с оценкой в коробку, написав на обратной стороне кого и за что оцениваете.
Приложение 1
ЛИСТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПРОАНАЛИЗИРУЙ предложения:
1 способ. 2 способ. 3 способ.
Кучер сказал моему отцу, что лошади устали, что мы не доедем засветло.
Слышно было, как в саду шагал садовник, как скрипела его тачка. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.
Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней, которых выловил без меня. Нам сказали, что розы будут цвести все лето, если мы правильно срежем цветы.
Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почетная профессия на шахте.
ВОССТАНОВИ теорию, заполнив пробелы необходимыми сведениями. При первом способе подчинения придаточные относятся к _______________ главному предложению, отвечают на ____________ вопрос и являются ________________________ по значению.
Такое подчинение называется __________________________ .При втором способе подчинения придаточные относятся к одному главному, но отвечают на ______________ вопросы и являются _______________ по значению.
Такое подчинение называется _____________________________. При третьем способе подчинения первое придаточное относится к ___________________ предложению и называется придаточным первой степени, второе придаточное относится к ____________________ _______________________________ и называется придаточным второй степени и т.д..Такое подчинение называется ______________________________ .ПРЕДСТАВЬ РЕЗУЛЬТАТ
в виде схемы ПРИМЕЧАНИЕ Будьте внимательны: в пределах одного СПП, имеющего более двух придаточных, могут встречаться разные способы подчинения. Такое подчинение называется комбинированным.
Приложение 2
Рабочий лист
Фамилия, имя ______________________________________________________________
Дата _____________________________________________________________________
ТЕМА: ______________________________________________________________________________________________
Задание 1. Выразительно прочитайте предложения. Соедините стрелочками номера предложений и соответствующие им схемы. Найдите четвертое лишнее.
[ ],( )
Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием.
Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях.
Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.
Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов.
( ) , [ ]
[ ,( ), ]
Задание 2. В8 ГИА по русскому языку:
Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 
(1) Ольга Ивановна тоже готовилась к приходу жильца. (2) Поначалу, узнав от дочки о неожиданном госте, она вспылила: "Терпеть не могу, когда в доме чужие люди!" (3) Но потом стала сама себя убеждать, что места в доме достаточно, что сама она все равно целыми днями пропадает в своей больнице. (4) И вообще, жилец - временный. (5) Ольга Ивановна отошла и весь остаток дня приводила дом в порядок: ей не хотелось ударить лицом в грязь перед незнакомым человеком. (Ю.Яковлев)

Задание 3. Самостоятельное изучение нового материала.
Задание 4. Работа с текстом.
Задание 5.