Конспект урока русского языка на тему Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными


Тема урока: Сложноподчинённые предложения
с несколькими придаточными.
Цель урока: обобщить знания о сложноподчинённом предложении.
Задачи:
- предметные
учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений, совершенствовать пунктуационные навыки, практические навыки анализа сложного предложения;
-метапредметные навык самостоятельной работы
- личностные
развивать умения самооценки.
Тип урока: урок обобщения
Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, карточки для индивидуальных заданий, табель самоконтроля, презентация
Прогнозируемые результаты: учащиеся распознают СПП предложения с несколькими придаточными частями; определяют вид подчинения придаточных частей; указывают средства связи; расставляют знаки препинания
Структура и ход урока:
Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к занятию.
Целеполагание.
Учитель объявляет тему урока: «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными».
Вопрос учителя классу: Ваши предположения, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Примерные ответы учащихся:
Повторим материал о сложноподчиненном предложении.
Повторим виды подчинения придаточных.
Научимся составлять схемы предложений.
Повторим виды подчинения придаточных.
Входной контроль знаний.
1 задание. Упражнение на избирательность внимания.
Быстро прочитывая грамматические формулировки, отмечайте знаком «+» в пустом квадрате справа лишь те утверждения, которые являются верными.
№ Утверждение 1 СПП состоит из двух простых предложений. 2 В состав СПП входят главное предложение и одно или несколько придаточных. 3 Простые предложения в составе СПП всегда равноправны. 4 Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью. 5 В роли средств связи в СПП выступают подчинительные союзы или союзные слова. 6 Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль. 7 Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним. 8 Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой. 9 Если придаточное стоит в середине главного¸ то оно выделяется запятыми с обеих сторон. 10 Если в СПП несколько придаточных, то они поясняют только главное. Ключ к заданию: 2,5, 6, 7, 8,9.
Взаимопроверка. Учащиеся оценивают себя по табелю самооценки (ставят количество правильных ответов)
Анализ: Кто не допустил ошибок?
Какие вопросы вызвали трудности?
В10: какие виды подчинения придаточных существуют в русском языке? (у доски зарисовать схемы)
Запись предложений, анализ(работа с доской)
Когда бричка выехала со двора, Чичиков оглянулся назад и увидел, что Собакевич всё ещё стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать, куда гость поедет.
Бывают осенние ночи, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
Самостоятельная работа: Найдите лишнее предложение, объясните. Запишите, расставив знаки препинания. Составьте схемы.
1. Коль жить да любить все печали растают как тают весною снега. (А.Прокофьев)
2. Туманам плыть и плыть, пока росой не упадут, чтоб землю напоить. (А.Чуркин)
3. Там куда ещё не проникали солнечные лучи всё утопало в синей предрассветной дымке.
Запишите одно из предложений с несколькими придаточными, определите вид подчинения придаточных.
Итоги: 1. Оцените себя, кто хорошо готов к контрольной работе.
2. Какие вопросы остались нерешёнными?
ДЗ: Готовиться к контрольной работе по сложноподчинённому предложению.
Дополнительный материал к уроку:
3. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. (А.Сурков)
5. Слышу, как дубы ведут беседу, как лесной ручей бежит в овраг. (С.Маршак)
6. Шквал встряхивал дощатый дом, как встряхивают за плечи человека, чтобы заставить его опомниться.
7. Покуда есть моя страна на свете, уверен я, что человечий род свою судьбу устроит на планете. (А.Сурков)