Конспект урока по литературному чтению на тему Гуси-лебеди (русская народная сказка).


Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: «Гуси – лебеди» (русская народная сказка села Бобрава Курской области).
Цель: на примере сказки «Гуси-лебеди» познакомить с устным народным творчеством .Личностные УУД:
1) умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
   Регулятивные УУД:
1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
   Познавательные УУД:
1) умение извлекать информацию из иллюстраций и текста;
2) умение выявлять сущность, особенности объектов;
3) умение на основе анализа объектов делать выводы;
4) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;
   Коммуникативные УУД:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в группах.
Ход урока
Оргначало.
Вводная беседа.
-Сегодня на уроке мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:
Что наш народ в мир волшебный унесёт,
Полный смеха, света, краски?
А зовётся чудо… (сказка)
-Итак, отправляемся в сказку.
В путешествие пойдём,
В страну сказок попадём,
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку в душу пропускай
-Ребята, как вы думаете, что такое путешествие? (Путешествие – это дорога куда-то или к кому-то).
- Кто догадался, о чём будем говорить на уроке?( Мы будем говорить о сказках, о путешествиях).
- Итак, отправляемся в путешествие. Отгадав загадки, вы узнаете, с какими сказочными героями познакомимся.
Кто носит платья с юбками.
И песенки поёт?
С цветами незабудками
Венок себе плетёт? (Девочка)
Знает толк в машинках,
Гайках и пружинках,
И девчонок лично
Дёрнет за косички. (Мальчик).
Попало наше тесто
В горячее место,
Попало – не пропало,
Румяной булкой стало. (Печка).
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка).
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (Яблоко)
Под соснами, под ёлками
Лежит клубок с иголками. (Ёжик).
- Ребята, а вы догадались, из какой сказки эти герои?
- А как могут печка, яблоня, речка являться героями сказки? (Это сказочные образы, они действуют в сказке как живые).
- Итак, мы будем работать со сказкой. Как мы работаем со сказкой? (На уроке мы выразительно читаем сказку, отвечаем на вопросы, делим текст на части, составляем план).
- А чему ещё можно учиться на уроке чтения, работая со сказкой? (Инсценировать сказку, пересказывать, говорить о героях, обсуждать их поступки, фантазировать).
3. Словарная работа перед первичным чтением сказки.
- Ребята, при чтении сказки вы встретитесь с разговорными вариантами известных вам слов.
Попробуем вместе объяснить значение этих слов:
хватилася – спохватилась, вспомнила о брате,
крупчатые – крупчатые пироги, т е испечённые из муки высшего сорта,
накололася – разговорная форма глагола «уколоться»,
наругала – разговорная форма глагола «ругать»,
нетути – разговорная форма слова «нет».
Первичное чтение. Работа с текстом.
- Давайте восстановим последовательность событий в сказке.
-А теперь найдите в сказке предложения о встрече девочки с горой и речкой, с глиняной бабой.
Физкультминутка
Гуси белые летели,
На полянку тихо сели.
Головою повертели,
Встали, сели,
Встали, сели
И обратно улетели.
-К какому виду сказок относится сказка «Гуси-лебеди»? (Сказка волшебная, т.к. в ней есть беда, запрет и его нарушение, герой отправляется в путь, волшебные дары, сверхестественные свойства врага, борьба, победа, возвращение домой.5. Работа в группах.
- С кем встретилась героиня сказки на своём пути, мы вспомним , выполнив творческую работу.
1 группа. Дополнить предложение словами из текста.
2 группа. Подобрать отрывок из текста к рисунку.
3 группа. В какой последовательности девочка встречалась с рекой, печкой, горой?
Работа с текстом сказки.
- Почему с девочкой случилась беда? Кто был в этом виноват?
-Кто и почему помог девочке с братцем убежать от глиняной бабы? Кто были её добрые помощники в пути?
- Как вы думаете, чему учит сказка «Гуси-лебеди»?
- Какие вопросы вы задали бы героине?
6. Рефлексия.
- Из каждого путешествия мы привозим сувениры, фотографии, новые впечатления. Из сегодняшнего путешествия мы возьмём самое главное. Это то, чему нас учит сказка, чему вы научились, прочитав её. А что особенно интересно, эта сказка давно живёт на Курской земле, её рассказывали нашим бабушкам и дедушкам, мамам и папам. Вот теперь и вы её знаете.
Наш Курский край давно ценится своими вкусными яблоками. В г. Курске есть памятник курской антоновке (скульптор В. Клыков). Рассмотрите фотографию. В сказке тоже есть яблонька и она угостила нас своими вкусными яблочками. (Учитель раздаёт яблоки детям).
-Наше путешествие окончено. А теперь подумайте и скажите, почему нужно читать сказку «Гуси-лебеди»?
7. Домашнее задание.
Работа с пластилином. Слепить понравившегося героя сказки «Гуси-лебеди».
Мини-сочинение «Что произошло со мной, когда я совершал(а) путешествие в сказку «Гуси-лебеди».