Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе В гостях у сказки. Гуси-лебеди.


Конспект подгруппового логопедического занятия
по теме «В гостях у сказки»
( ОНР, подготовительная к школе группа)
Цель: Развитие речи и лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:
Учить детей понимать образное содержание сказки.
Развивать внимание, память, воображение.
Пополнить словарный запас. Объяснить значение устаревших слов «кудель», «веретено».
Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение отгадывать загадки.
Активизировать употребление в речи прилагательных, образованных от существительных.
Упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (синонимы) и слова с противоположным значением (антонимы).
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Приветствие гостей.
- Добрый день!
Дети:
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Можно встречу начинать!
2. Введение в тему.
Логопед: - Повертелись, покружились и в сказке мы очутились.
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, смотрит - а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда - нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликнулся.
Слайд 1, 2.
Логопед: В этой сказке беда приключилась. Злая баба-яга с помощью гусей-лебедей похитила мальчика. Когда вернуться родители детей, что они будут чувствовать?
Дети: Страх, боль, горе, печаль.
Логопед: Чтобы они не расстраивались, давайте поможем девочке вернуть брата. Испытания будут сложными, вы не боитесь трудностей?
Логопед:
Поможем Машеньке, ребята,
Братца ей вернуть обратно?
Нам нужно Иванушку срочно найти,
Но ждут преграды на нашем пути.
Логопед: А как мы можем помочь Маше?
Дети: 1. Нужно идти в ту сторону, куда полетели гуси-лебеди.
2. Мы можем встретить на пути кого-нибудь, кто видел, куда они полетели.
3. Может кто-нибудь знает, куда гуси-лебеди уносят детей.
Логопед: - Тогда отправляемся в путь.
Давайте сначала посмотрим внимательно вокруг, что нас окружает?
3. Физкультминутка для глаз «Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Слайд № 3
Логопед: Догадайтесь, над какой дорогой пролетели гуси-лебеди? Куда идти Маше?
Дети: Гуси пролетели над дорогой, которая находится справа.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Потому, что, когда пролетали гуси-лебеди, они обронили несколько своих перьев на дорогу.
Воспитатель: Ну, тогда начнем! Что бы найти дорогу, нужен план-карта.
Садитесь за столы. Найдите на листке красную точку. Что возле нее нарисовано?
Дети: Печка.
Воспитатель: Сначала нам нужно дойти до печки. Соедините красную точку с синей точкой. Что нарисовано?
Дети: Яблоня.
Воспитатель: Дальше пойдем до яблони. Синюю точку соедините с зеленой точкой. Что изображено?
Дети: Речка.
Воспитатель: Потом мы отправимся к речке. Зеленую точку соедините с черной точкой. Что нарисовано?
Дети: Избушка на курьих ножках.
Воспитатель: Затем мы пойдем к избушке.
Дети выполняют задания на листе.
Логопед: Теперь у нас есть план, и мы можем отправляться в путь.
(Воспитатель с детьми совершает под музыкальное сопровождение прогулку и подводит детей к мольберту, на котором закреплена иллюстрация русской печи из сказки).
Воспитатель: Кто первым встретился на пути Машеньке?
Дети: Печка.
Слайд 4.
Воспитатель: Давайте ласково поздороваемся с печкой.
Дети: Здравствуй, печенька!
Логопед: До чего добежала сестрица? (до печки)
К чему подошла сестрица? (к печке)
Ребята, чем печка угостила Машеньку?
Дети: Печка угостила Машеньку пирожками.
Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки?
Дети: Пирожки могут быть с капустой, с грибами, вишней, яблоками и т.д.
Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие. Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом. А как будет называться пирог с грибами, яблоками, капустой, вишней, черникой, картофелем?
Дети: Грибной пирог, яблочный пирог, капустный пирог, вишневый, черничный, картофельный.
Воспитатель: Молодцы, ребята! С кем дальше повстречалась Машенька?
Дети: С яблонькой.
5. Подбор синонимов.
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с яблонькой.
Слайд 5.
Дети: Здравствуй, яблонька!
До чего добежала сестрица? (до яблони)
К чему подошла сестрица? (к яблоне)
Воспитатель: Вот здесь в корзинке лежит яблоко, возьмите их. В сказке яблочки называют румяными, да наливными, как вы понимаете это выражение?
Дети: Это яблоки красные, сочные, сладкие, спелые.
Логопед: Яблоки - это овощи или фрукты?
Дети: Фрукты.
Воспитатель: Какие еще фрукты вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Кто дальше встретился на пути Машеньке?
Дети: Речка.
Слайд 6.
Воспитатель: Давайте превратимся в речку и потечем плавно навстречу нашей сказочной речке. (Дети под музыкальное сопровождение делают плавные движения руками, изображая течение реки. Воспитатель подводит их к мольберту, на котором закреплена иллюстрация речки из сказки).
7. Объясни выражение.
Воспитатель: Давайте и с речкой поздороваемся ласково.
Дети: Здравствуй, реченька!
Логопед: До чего добежала сестрица? (до речки)
К чему подошла сестрица? (к речке)
- Посмотрите, ребята, это речка не простая, а молочная, с кисельными берегами. А как вы, ребята, понимаете сказочное выражение молочная река – кисельные берега?
Дети: В реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя.
Воспитатель: Молодцы, правильно понимаете это сказочное выражение.
Воспитатель: В сказке лес, в который забрела Машенька, назван дремучим лесом. Кто сможет объяснить почему?
Дети: Потому что в дремучем лесу деревья растут часто. Это страшный лес.
Слайд 7.
Воспитатель: Правильно, ребята, в таком лесу деревья очень высокие и растут так близко друг к другу, что даже в солнечный день в нем темно.
Воспитатель: Куда же нам идти дальше? Давайте посмотрим в небо. Высоко в небе показалось несколько стай птиц, летящих на ночлег. За какой стаей? Вы, знаете что это за птицы?
Слайд 8.
На слайде размещены силуэты трёх птичьих стай.
Дети: Знаем. Первая стая журавлиная, вторая голубиная, третья гусиная. Нам нужно идти за стаей гусей-лебедей – летящих внизу справа.
9. Подбор антонимов.
Слайд 9.
Воспитатель: И вот показалась избушка Бабы Яги. К избушке Бабы Яги нужно подойти очень тихо, чтобы она нас не заметила. Ребята, Баба-Яга в сказке добрая?
Дети: Нет, Баба Яга в сказке злая.
Воспитатель: Она молодая?
Дети: Нет, старая.
Воспитатель: Она красивая?
Дети: Нет, она страшная: у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная.
Слайд 10.
Логопед: Баба Яга дала задание девочке - прясть кудель. ( Логопед дает объяснение слову «кудель» (Слайд 11. это шерсть или хлопок, лен, но еще не нитки, а нечто похожее на ком ваты, из которого делают определенным образом нитки (скручивая определенным образом кудель), а Слайд 12. получившиеся нитки накручивают на веретено. Веретено – это предмет, по форме похожий на продолговатую деревянную юлу, которую ставят на острую ножку, вращают на ней и, таким образом, накручивают нитки на веретено). Логопед берет кусочек ваты и показывает детям, как из ваты можно скрутить ниточку, а затем накручивает ее на карандаш или другой продолговатый предмет.
Л.: Баба Яга попросила вспомнить, какие бывают ткани (шерстяные, хлопчатобумажные, шелковые, льняные, атласные, бархатные, вельветовые, велюровые, драповые, кашемировые, шифоновые…).
В избушке Баба Яга сердитая. А давайте подарим ей комплименты, которые мы знаем. Дети: Прекрасная, нежная, стильная, приятная, неподражаемая,
Л.: Девочка ответила, испугалась, стала прясть, а мышка попросила:
« Накорми меня кашкой, и я тебе помогу».
Давайте и мы поможем девочке накормить мышку.
Дети проходят к доске, на которой помещена тарелка с прозрачным кармашком, в который можно вложить мешочки с различными крупами. Дети разбирают из контейнера мешочки с крупами и «варят» кашу для мышки, комментируя свои действия.
Д.: У меня гречневая крупа. Я сварю мышке гречневую кашу.
А у меня манная крупа. Я варю манную кашу. И т.д. и т.п.. (овсяная, пшеничная, перловая, пшенная, манная, рисовая, гречневая, геркулесовая)
Л.: Мышка поела кашки, сказала спасибо нам и девочке, велела ей бежать с братцем, а сама стала за девочку отвечать, когда Баба Яга её что – то спрашивала, в благодарность за вкусную кашку.
Слайд 13.
Л.: Итак, девочка, схватив братца, убежала. Бежит она, а тут гуси – лебеди догоняют их. Что попалось на пути? Кого девочка попросила спрятать их?
Д.: Им встретилась молочная речка, кисельные берега.
Л.: Правильно. Но речка сказала, что спрячет их под бережком при условии, если ребята придумают, какая еще сказочная речка может быть. Насмешите речку!
Дети придумывают смешные материалы, из которых будет их речка и её берега.
Д.: Моя речка будет из кефира, значит она кефирная. Моя речка из сметаны, значит, она сметанная, а берега из сыра - сырные. И т.д… (Логопед может предложить слова: творог, масло, мука, мясо, сливки, и др.)
Дети придумывают смешные слова.
Слайд 14.
Л.: Молодцы, помогли ребятам, насмешили речку, она спрятала наших героев, и гуси пролетели мимо. ( На доске располагается картинка, где дети прячутся под брегом).
Где спрятались дети? (под берегом)
Откуда вышли дети? (из-под берега)
Л.: Что было дальше? Где пришлось прятаться?
Д.: Они попросили яблоньку спрятать их.
Л.: А яблонька сказала: «Я вас спрячу, если вы скажете, как называются мои веточки, листики, какие они». Назовите, какие листья, ветки, и т.д. у яблоньки.
Дети называют ветки, листья яблони (яблоневые, НЕ яблочные).
Л.: У яблони под ветками оказались картинки других деревьев и их листьев. ( Логопед достает карточки с изображением деревьев и их листьев, раздает детям). Назовите их, и тогда яблоня спрячет наших беглецов.
Дети выполняют задание.
Слайд 15.
Логопед: Куда спрятались дети? (под яблоньку)
Откуда вышли дети? (из-под яблоньки)
Физминутка.
Л.: Устали наши беглецы, устали и мы. Давайте отдохнем.
Дети слушают стихотворение и выполняют движения, упоминаемые в нем.
- Давайте выйдем на лужок, встанем в кружок. Мы сейчас превратимся в Гусей -лебедей. Гуси – лебеди летели (ходьба по кругу и взмахи руками в стороны.)
На лужайку тихо сели (присели на месте.)
Походили (ходьба полуприседя.)
Поклевали (наклоны перед собой.)
Потом быстро побежали (бег по кругу на носочках со взмахами крыльев.)
Гуси –лебеди летят, крыльями шумят (ходба на месте с подниманием рук через стороны вверх и опусканием вниз, держа осанку.)
Прогнулись над водой (наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны – назад.)
Качают головой (повороты головы.)
Прямо и гордо умеют держаться
И очень бесшумно на воду садятся (сесть на место.)
Л.: Бегут наши герои дальше, что же им встретилось?
Д.: Печка с пирожками.
Л.: Правильно! ( На доску помещается картонный рисунок печки). Но печка тоже оказалась непростая. Она спрячет детей, если они отгадают её загадки. Поможем им?
Я в любую непогоду,
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный серый (гусь)
Скрипит зубами,
Водит носом,
И русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой,
Зовётся … (Бабою-Ягой)
Белые лебеди по небу плывут. (облака)
Попало наше тесто,
В горячее место.
Попало – не пропало,
Румяной булкой стало. (Печь)
Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею. (Веретено)
Слайд 16.
Логопед: Куда спрятались дети? (под печку)
Откуда вышли дети? (из-под печки)
Слайд 17.
Логопед: Молодцы! Гуси не нашли беглецов, они благополучно вернулись домой к родителям.
Когда родители встретили своих детей, что они почувствовали?
Подведение итогов занятия.
-Понравилось вам путешествие по страницам русской народной сказки «Гуси- лебеди»?
Мы с вами много работали, а теперь скажите, какое задание было самым
интересным? Какое задание вам показалось самым сложным? А какое было
самым легким? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
Потому что вы очень дружные, внимательные, умеете отгадывать загадки,
и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие. Предлагаю нарисовать иллюстрацию к сказке «Гуси-лебеди».