Лекция Нравственно-половое воспитание — основа сохранения и укрепления репродуктивного здоровья нации

Нравственно-половое воспитание - основа сохранения и укрепления репродуктивного здоровья нации
Часть 1.
Основные аспекты полового воспитания
1.1. Проблема полового воспитания школьников
Цитируя известного гуманиста Мультатули, Зигмунд Фрейд в статье «Половое образование детей» писал: «На мой взгляд, некоторые вещи окутаны слишком глубокой тайной. Конечно, хорошо, чтобы фантазии детей оставались целомудренными, однако их чистоту невозможно сохранить с помощью невежества. Наоборот, я считаю, что сокрытие истины только способствует тому, что мальчик или девочка станут строить собственные догадки. Любопытство заставит их выведывать информацию о вещах, которые не вызывали бы особого интереса, если бы о них говорили открыто и спокойно».
Десятилетиями в странах бывшего СССР не принято было говорить о половом воспитании школьников. Предполагалось, что страх общественного порицания, строгость табу сделает наших детей чистыми и нравственными. Однако не страх и запреты воспитывают нравственность, а свобода, ответственность и самосознание. Человек не совершает некоторые поступки не потому, что ругают или запрещают, не из боязни порицания или наказания, а из понимания низменной сути намерения, отрицания самой мысли о нем, чувства невозможности так поступить.
Зачастую подростками движет обычное ребяческое любопытство, желание познать неизведанное, испытать себя. И в сексуальной жизни тоже. Тайна взаимоотношений полов, интимные отношения порой оказываются в центре всеобщего внимания и класса, и группы подростков. И они со свойственным юности безрассудством торопятся к разгадке «жгучей тайны». К тому же стремление пережить новый опыт дополняется желанием самоутвердиться, доказать взрослость, перешагнуть черту, отделяющую подростка от женщины, мужчины.
Вступая в первую половую связь, у подростков ведущим мотивом в 13–14 лет является интерес и любопытство, в 15–16 лет – жажда переживаний и потребность в сексуальной разрядке, а в 17 лет и старше доминирует любовь.
Но есть одна закономерность, когда мальчики и девочки, вступившие в интимную близость в 13–15 лет, в дальнейшем, как правило, ведут беспорядочную половую жизнь, часто меняют партнеров, крайне нетребовательны в их выборе, физическая близость становится для них самоцелью.
Родители, педагоги, медики должны попытаться донести до детей систему полового воспитания, которая начиналась бы с раннего детства в семье, затем продолжилась в дошкольных учреждениях и школах. Важно готовить ребят к половой зрелости, к осмыслению происходящих в этот период процессов, разбудить их разум к тому моменту, когда проснется сексуальное желание.
Если взрослые будут бессмысленно молчать и задавать себе вопросы, что и когда говорить, в каком возрасте какую давать информацию, это может привести к половой распущенности, неразборчивости, а иногда и к трагедии, исковерканным судьбам.
1.2. Сущность полового воспитания
Половое воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям другого пола.
Сферу полового воспитания составляют не только такие специфические отношения между мужчиной и женщиной, как супружеские, но также и любые другие их отношения – в общественной жизни, в труде, в отдыхе, т. е. любые взаимоотношения людей разного пола. Половое воспитание предполагает не только нравственное поведение взрослых, но также и нравственное поведение детей, которые должны быть правильно воспитаны и в половом отношении.
Половое воспитание имеет огромное значение для дальнейшего развития ребёнка. Именно от тех установок, которые родители смогут дать ему, зависит его будущее семейное положение, отношение к браку, к противоположному полу и его поведение в сексуальных отношениях. Не говоря уже о том, что сексуальное воспитание даёт возможность избежать инфекционных заболеваний, передающихся половым путём. К сожалению, не все родители и образовательные учреждения дают полную информацию по этому вопросу. Отсюда возникает недопонимание, недоверие. А ведь очень важно дать ребёнку понять различие между мальчиками и девочками, объяснить, откуда берутся дети и чем занимаются родители, если ребёнок их заметит во время интимной близости
Половое воспитание – это система планируемых, обеспеченных средствами, методами и исполнителями мер формирования личности мужчины (мальчика) и женщины (девочки).
Мужчина характеризуется агрессивностью, независимостью, силой, активностью, рациональностью, инструментальностью, ориентировкой на индивидуальные достижения. Женщина же характеризуется как слабая, пассивная, зависимая, мягкая, эмоциональная, ориентированная на других, экспрессивная. Анализом половых различий занимаются ученые многих областей науки: биологи, физиологи, медики, психиатры, психологи. Несомненно, эта информация касается и педагогов.
Для чего педагогам нужны глубокие знания о половых различиях? Прежде всего, они необходимы на этапе становления и саморегуляции. Саморегуляция поведения предполагает «наличие у индивида определенной информации о самом себе». Частью этой информации о себе является знание о том, что человек принадлежит к определенному полу, что есть представители другого пола, отличающиеся по ряду признаков. Значит, знания о половых различиях окажут большую помощь человеку в саморегуляции поведения. Представления о своем теле, его строении и причинах такого строения являются компонентом «системы Я» наряду с представлениями о своих психических свойствах, моральных качествах и т.д. Осознание каких-либо личных способностей и особенностей меняет самооценку и уровень притязаний человека, что немаловажно для создания психологического и социального комфорта «системы Я» каждого человека.
Все вышеизложенные положения позволяют сделать вывод о том, что половое воспитание необходимо для развития личности человека, потому что «пол» – понятие не только биологическое, физиологическое и социальное. Знания о половых различиях (в широком смысле для педагогов, в узком – для детей) будут являться условием полового воспитания и определять его содержание.
1.3. Цели и задачи полового воспитания
Цели и задачи полового воспитания полностью определяются интересами общества. Неверно было бы считать, что в сфере личной жизни человек находится вне общества. Ведь особенности каждого человека на индивидуальном уровне выражают особенности того общества, представителем которого он является. Поэтому тот, кто не может найти себя в общественной жизни, не может достаточно успешно утвердить себя и в семье, в так называемой личной жизни.
Половое сознание – это система знаний, личностных смыслов и знаний, которые формулируют и формируют переживание и мотивацию своего бытия человеком как представителем пола.
Главными задачами должны быть:
активизация помощи молодежи в сознательном формировании своих потребностей;
систематизация обучения культуре полового общения;
формирование правильной установки в отношении к будущей семье, рождению детей.
Задачей педагогов также является необходимость учета половых различий в воспитании детей. Рассматривая пол как биосоциальное свойство человека, можно предположить, что половое воспитание ребенка осуществляется в процессе его полоролевой социализации.
Полоролевая социализация является неотъемлемой частью общего процесса социализации, которая включает в себя три компонента: развитие представлений о себе как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу. Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать половую идентификацию и половую дифференциацию.
Половая идентификация – это отождествление себя с представителями определенного пола, проявляющееся в единстве поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.
Половая дифференциация – это определение себя от представителей противоположного пола, проявляющееся в совокупности генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различают мужской и женский пол.
В изучении половой дифференциации существует две теории. Первая – теория социального научения, согласно которой ребенок пассивен в процессе усвоения пола. Вторая – когнитивно-генетическая теория, которая основывается на том, что «представления ребенка о половых ролях не являются пассивными продуктами социального упражнения, а возникают в результате активного структурирования ребенком собственного опыта.
На начальных этапах полового развития выделяются три процесса половой дифференциации и идентификации:
1) вначале ребенок узнает, что существует два пола;  2) затем он включает себя в одну из двух категорий;  3) и в итоге на основе самоопределения руководит своим поведением, выбирая и предпочитая его формы.
Эти теории не противоречат одна другой. Они раскрывают разные аспекты процесса половой социализации, поэтому целесообразно ориентироваться на то, что половая дифференциация осуществляется благодаря генному наследию ребенка, с помощью научения и воспитания, базирующегося на основных принципах системно-структурного, комплексного и деятельностного подходов.
1.4. Содержание полового воспитания
Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений педагога, позволяющих ему решать поставленные задачи.
К этим знаниям можно отнести:
а) знания сущности, специфики педагогической системы полового воспитания. Сущность педагогической системы полового воспитания заключается в установлении взаимосвязи всех ее компонентов, в сочетании использования методов и форм, которое проявляется в своеобразном соотношении функционирования фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации детей. Специфика педагогической системы полового воспитания проявляется в доминирующей функции ее определенных компонентов. Таковыми являются:
а) цели и формы организации;
б) знание специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации мальчиков и девочек;
в) знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут быть доступны ребенку: труд людей, функции родителей в семье, роль и место родителей в процессе происхождения человека, предпочтения в интересах, досуге;
г) знание принципов полового воспитания, куда входят:
принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста детей;
принцип дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;
принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);
принцип индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном характере информации», которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;
принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок, и окружающая его обстановка не соответствует им).
Содержание педагогической системы полового воспитания является важным компонентом, без детального изучения которого невозможно успешно решить задачи полоролевой социализации детей.
Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, Например гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки – у девочек.
1.5. Модели полового воспитания
Содержание полового воспитания составляет все то, что воспитывает здоровую и целостную личность женщины и мужчины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности. В соответствии с существующими в обществе социальными и нравственными нормами содержание полового воспитания помогает устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни. Многие стороны этого процесса рассматриваются по ходу изложения общих проблем и половозрастных особенностей психосексуальной дифференциации.
В истории человечества существовали различные подходы к половому воспитанию. В архаичных традиционных обществах половое воспитание выступало неотъемлемой частью общей социализации и обеспечивалось специальными социальными институтами: подготовкой детей и подростков к половой жизни занимались старшие члены рода, обладавшие специальными полномочиями и знаниями. В разные исторические эпохи и у разных народов своеобразие форм и методов полового воспитания определялось множеством специфических экономических, социальных, культурных и религиозных факторов. Современные подходы к проблемам полового воспитания также отличаются разнообразием. Польский педагог и социолог М. Козакевич, обобщив многолетний опыт этого воспитания в странах Европы, выделил 3 главные стратегии рестриктивную (ограничительно-охранительную), пермиссивную (разрешительно-либеральную) и стратегию «золотой середины». Рестриктивная стратегия противоречит общему духу современного воспитания и, как любая педагогическая стратегия, основанная на запретах, малоэффективна. Пермиссивная стратегия недооценивает возрастные особенности воспитуемых, возлагая бремя ответственности на ещё не сформировавшуюся личность; она также не учитывает особенности традиционной культуры народов. По мнению Козакевича, с которым согласны и ведущие российские специалисты, оптимальной является стратегия «золотой середины»; она наиболее теоретически обоснована и даёт лучшие результаты.
Факт принятия обществом той или иной модели не означает, что ее разделяют все существующие в обществе группы и отдельные люди. Это выдвигает непростые морально-этические проблемы. Люди могут не хотеть, чтобы их дети были включены в существующую систему полового воспитания. Религиозная община может считать несовместимым с верой, исповедуемой ее членами, любое половое воспитание в рамках пермиссивной и демократической моделей, но в другой общине могут быть и другие взгляды. Поэтому правом любого человека остается выбирать для своих детей определенные пути.
В условиях России это имеет особое значение, так как дистанция между национальными, религиозными и психосексуальными культурами очень велика и люди придают сохранению традиций в этой сфере жизни чрезвычайно насыщенное эмоциональное значение, часто сообщающее обсуждению проблем пола идеологическую окраску. Это выдвигает целый комплекс проблем по разработке стратегии и тактики, путей и методов, организации и средств полового воспитания, дифференцированных в зависимости от той культуры, в которой оно будет осуществляться.
Исходя из задач полового воспитания, можно выделить несколько основных направлений:
Полоролевое воспитание, помогающее формированию психологической мужественности и женственности и установлению оптимальных коммуникативных установок мужчины и женщины.
Сексуальное воспитание, направленное на оптимальное формирование сексуально-эротических ориентаций и сексуального сознания в контексте психосексуальной культуры и нравственных требований.
Подготовка к ответственному супружеству как формированию супружеских ролей и выработка установок взаимно ответственного партнерства.
Подготовка к ответственному родительству, предполагающая формирование ролевого поведения матери и отца по отношению к детям и выработку оптимальных репродуктивных установок.
Формирование здорового образа жизни через разъяснение зависимости сексуальности, супружества и родительства от таких вредных привычек, как курение, алкоголизм, наркомания, от венерических заболеваний и т.д.
Эти направления не отдельные части, которые должны становиться предметом специальных, не связанных между собой «уроков», а взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие целостного процесса, начинающегося с первых лет жизни.
Проблемы, связанные с сексуальным поведением молодежи, нарушением ими общепринятых мер, волнуют сегодня общественность, но к половому воспитанию отношение до сих пор неоднозначное. Казалось бы, что угроза СПИДа заставит изменить традиционные подходы. Специалисты в этой области утверждают: «Люди не должны умирать от невежества»! Общество жертвует здоровьем молодежи в угоду предрассудкам старших, которые считают, что обучение «безопасному сексу» развращает молодежь. Вместе с тем, можно утверждать, что получивший информацию на уроке или из хорошей умной книги подросток не пойдет набирать негативную информацию в подворотню. Больные венерическими болезнями мальчики или беременные девочки – в немалой степени жертвы нездорового любопытства. Кроме того, игнорирование сексуальных интересов подростков, несомненно – одна из причин их разобщенности и непонимания со старшим поколением.
Еще одной стороной подросткового любопытства являются естественные изменения, происходящие в организме ребят. Каждому из них хочется знать, что, как и почему происходит с ним. Потом их интерес переносится на противоположный пол, причем первое время этот интерес лишен сексуальной направленности. И вопросы «про это» носят достаточно абстрактный характер, т.к. помыслы спрашивающего чисты. Другое дело, что взрослые воспринимают их на уровне «своей испорченности», заливаются краской и отрывисто заявляют: «Рано еще, вырастешь – узнаешь». И тем самым взрослые невольно устанавливают «ловушку», укрепляя в подростке мнение, что в сексе он может доказать свою взрослость. А кто в 13 – 16 лет не хочет скорее стать взрослым!? Ханжеская реакция взрослых провоцирует интерес к интимной жизни, а при отсутствии легальной информации вовсю работают уличные, подвальные «университеты».
Но если взрослые решаются ответить на вопросы детей, то, отвечая, должны помнить: говорить надо только правду, иначе рано или поздно им придется менять свою версию на другую (или ребенок узнает что-то со стороны). Тогда у ребенка возникнет мысль, что взрослые неискренни с ним, и вряд ли в таком случае он спросит их когда-либо еще о таких вещах; но, если ребенок не задает таких вопросов, это не значит, что подобные вещи не интересуют его, может быть, он уже получил достаточную информацию на стороне, и тогда нужно найти повод для разговора на эту тему, начать его самим. Здесь нужно найти такой подход, чтобы не причинить детям вред и чтобы не было руководящей формулы - «секс – это грязно». Надо научить ребенка относиться к сексу естественно и с пониманием. И этим самым взрослые смогут оградить своих детей от дурного влияния.
Хорошее половое воспитание начинается с того, что взрослые не должны проявлять беспокойства по поводу секса, уважать целомудрие детей, отвечать на их вопросы и давать им понять, что считают сексуальную тему приятной, интересной, естественной и сугубо личной, но не запретной. Но не доводить положительное отношение к сексу до вмешательства в личную жизнь ребенка в подростковом возрасте или в юношеском.
Если дети обращаются к взрослым за советом, значит, они доверяют им и уверены в том, что они будут говорить серьезно. Если вдруг с сыном или дочерью что-то случилось, нужно побеседовать с ними откровенно, но ни в коем случае нельзя ругать. Если правильно себя повести в такой ситуации, дети все поймут, хотя у них совсем нет никакого опыта в жизни.
Родители, у которых половая жизнь складывается нормально, будут, по всей видимости, хорошими советчиками своим детям.
Часть 2
Культура полового воспитания
Раннее начало половой жизни, плохая осведомленность о методах и средствах контрацепции, недостаточное их использование приводят к росту абортов и родов у подростков в условиях их биологической, психологической и социальной незрелости. Преждевременные беременности и деторождение эксперты Всемирной организации здравоохранения относят к числу основных проблем здоровья подростков. Ежегодно в мире около 16 миллионов девушек в возрасте 15-19 лет рожают детей. Согласно статистическим данным распространённость беременности у юных варьируется от 12 на 1000 женщин в возрасте 15–19 лет в развитых странах, до 50 на 1000 женщин в России. «Вынужденное подростковое материнство», характерное в течение длительного времени для различных стран мира, стало типичным и для России: сегодня 14–15% всех родов происходят у матерей 15–19 лет. Примерно 30% подростковых беременностей заканчиваются абортами, 56% родами и 14% выкидышами. Ежегодно в возрасте 15 лет рожают около 1,5 тыс. матерей, в 16 лет рожает около 9 тыс. девушек и свыше 30 тыс. до достижения 17 лет. Внебрачная рождаемость в группе юных женщин составляет 60,7–68,7%; среди матерей, отказывающихся от своих детей, несовершеннолетних от 52,3 до 63,8%. В социальной структуре юных матерей значительная доля (72%) принадлежит домохозяйкам и учащимся школ. Около 13% матерей-подростков имеют вредные привычки (курение, употребление алкоголя).
Помимо беременности в раннем возрасте, незнание культуры полового воспитания ведет и к инфекционным заболеваниям, передаваемым половым путем. Группами риска заражения болезнями, передаваемыми половым путём, являются лица молодого возраста, женщины репродуктивного возраста, мужчины и женщины, имеющие множество половых партнёров. Высокая заболеваемость венерическими болезнями наблюдается во многих странах мира. По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения ежедневно более одного миллиона человек приобретают инфекцию, передаваемую половым путем (ИППП), ежегодно 357 миллионов человек приобретают одну из четырех ИППП хламидиоз, гонорею, сифилис или трихомониаз. Число заболевших сифилисом в России в 2015 году составило 25,5 случаев на 100 тысяч человек.
При сравнении статистики заболеваемости инфекциями, передающимися половым путем, среди лиц 15-17 лет видно, что у девушек эти заболевания встречаются в несколько раз чаще, чем у юношей. Однако важно отметить, что молодежь обоего пола относится к группам риска по всем инфекциям, передаваемым половым путем, включая ВИЧ-инфекцию. Эпидемиологическое исследование показало, что почти половина (48%) новых случаев инфекций, передающихся половым путем, приходится на возраст от 15 до 24 лет, хотя эта возрастная группа составляет всего лишь четверть среди тех, кто ведет половую жизнь. Все это можно объяснить отсутствием в современной России системы полового воспитания, адекватной для нынешних российских условий.
Проблема формирования половой культуры у подрастающего поколения должна проводиться родителями в семье, медицинскими работниками и педагогами (воспитателями) в учебных заведениях (во время учебных или внеклассных занятий), культурно-просветительными и медицинскими учреждениями.
Нельзя сказать, что в истории педагогики России никогда не было официального курса, на котором преподносились бы знания, имеющие отношение к сексуальности. Например, с 1924 года после опубликования «12 половых заповедей революционного пролетариата» (своеобразного кодекса «правильного» сексуального поведения, регламентирующего отношения женщин и мужчин пролетарского происхождения) и до 1936 года в некоторых школах существовали программы полового воспитания и просвещения, основанные на теории Зигмунда Фрейда. Когда же фрейдизм в России был объявлен лжеучением, эта педагогическая практика была прекращена, а многие преподаватели, методисты и организаторы обучения были репрессированы. В этот же период времени издавались научные книги и популярные брошюры отечественных и зарубежных авторов, тиражами до 10 тысяч экземпляров, посвященные вопросам пола и профилактике венерических заболеваний. С усилением власти И.В. Сталина в конце 20-х годов был прекращен выпуск подобных печатных изданий, а уже с 30-х годов и до распада СССР систематизированных сексологических знаний в школах не преподавалось, эротическая литература объявлялась порнографией, действовала цензура.
После распада СССР, с развитием демократических преобразований ситуация изменилась. Произошла либерализация и дифференциация полоролевого поведения женщин и мужчин. Возникла такая социальная практика, которая была невозможна раньше: в школьную программу введен курс подготовки к семейной жизни, появилась эротическая пресса, открыты специализированные магазины, эротические клубы и театры. Одновременно обнажились негативные явления, которые всегда сопровождают переходные и кризисные периоды социально-экономического развития: оказалось, что высоки уровни проституции и насилия, чрезвычайно распространены заболевания, передающихся половым путем и ВИЧ, катастрофически снизилась рождаемость.
В середине 90-х годов по заказу Министерства общего и профессионального образования РФ было проведено исследование для определения уровня знаний подростков и особенностей их сексуальной активности. На основании этого исследования во многих городах в экспериментальном порядке были введены различные программы полового образования. Сборник из четырех программ разных авторов - сексопатолога, психолога, педагога и детского писателя был отпечатан в количестве 35 тыс. экземпляров и распространен по школам страны. Одна из программ была рассчитана на первоклассников. В штаты многих учебных заведений были введены должности педагога-психолога, психолога-консультанта. Преподавался курс «Этика и психология семейной жизни», разрабатывались программы полового воспитания. Тем не менее, большинство средних школ не были охвачены этой деятельностью.
Общая либерализация, свобода СМИ, печати, доступа в Интернет, тенденции современной моды и ценности массовой культуры подпитывают и без того свойственный подросткам интерес к вопросам секса. Не готовы заниматься сексуальным воспитанием детей и родители. При опросе ВЦИОМ населения РСФСР в феврале 1991 года на вопрос «Говорили ли ваши родители с вами на темы полового воспитания?» утвердительно ответили только 13 процентов опрошенных; 87 процентов сказали «нет». Опросы подростков, проведённые в конце 90-х-начале 2000-х гг. дали аналогичные результаты. Зачастую родители и педагоги считают, что беседы на половые темы подстегивают интерес подростка к сексу и способствует более раннему вступлению в половые связи.
Известный российский сексолог И. Кон пишет: «Министерство образования просило и в конце 1996 г. получило со стороны Фонда народонаселения ООН финансовую помощь для проведения в течение трёх лет экспериментальной работы для подготовки элементов курса полового воспитания в 16 пилотных школах, включая обучение группы учителей, чтобы в дальнейшем создать на этой основе необходимые стране собственные альтернативные программы, которые не копировали бы западный опыт, а учитывали специфику нашей культуры. Но не успел проект начаться, как разразился политический скандал.
Воспользовавшись ошибками министерских чиновников (обществу не разъяснили заранее целей проекта; одновременно с информацией о начале проекта были опубликованы 5 альтернативных программ полового воспитания, составленных отечественными авторами без учета возрастных особенностей детей; сам проект не имел научного руководства и первая анкета, рассчитанная на выяснение того, что подростки знают о сексуальности, содержала ряд не соответствующих возрасту детей вопросов), представители консервативной международной организации Pro Life, со штаб-квартирой в США, борющейся за запрещение абортов и контрацепции во всем мире, обвинили Российскую ассоциацию «Планирование семьи» и Министерство образования в желании не только развратить наших невинных детей, но и добиться физического вырождения и истребления нации по заданию западных спецслужб. Эту компанию поддержали некоторые политики и деятели Русской православной церкви. В разных газетах публикуются написанные по одному и тому же шаблону клеветнические статьи, утверждающие, что Российская ассоциация «Планирование семьи» «сатанинская организация», безопасный секс путь к разврату, контрацепция такое же убийство, как аборт, и что никаких сведений о сексуальности школьникам ни в каком возрасте сообщать не следует. В том же духе высказывались и некоторые члены Российской Академии образования, Президиум которой постановил, что России нужно не сексуальное просвещение, а нравственное воспитание «с элементами полового воспитания».
В области сексуального просвещения в России сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, Госдума ратифицировала европейские Конвенции о защите детей от сексуальных преступлений. А они предусматривают введение полового просвещения в школах. С другой стороны, уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов заявил, что уроков полового воспитания в России не будет, поскольку это «противоречит нормам нравственности, а также традициям России».
Конфликт между стратегиями полового воспитания не является уникальным для России. Подобное также характерно для некоторых развивающихся стран, а также для США, где последние 10 лет была очень популярна программа полового просвещения.
При этом надо иметь в виду, что в Нидерландах, где программа полового воспитания (включая сведения, касающиеся контрацепции, профилактики венерических заболеваний и формирования сексуальности человека) включена в школьную программу, начиная с младших классов, средний возраст первых сексуальных контактов не ниже, а то и выше, чем в других странах. Так, в США подростки вступают в половые отношения примерно в 16 лет, а в Нидерландах почти в 18 лет. Доля подростковых родов в Голландии также одна из самых низких в мире (5 человек на 1000). Низким также является процент заболеваемости ВИЧ. Например, в США на 1000 людей приходится 2,33 ВИЧ-инфицированных, в то время как в Нидерландах 0,28 ВИЧ-инфицированных.
Проблема культуры полового воспитания становится государственной задачей. Она определяется не только требованиями Федерального закона от 24 февраля 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», так же Федерального закона от 24 декабря 2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к органам образования, но и в первую очередь важностью и необходимостью сохранения жизни и здоровья детей.
На этапе сбора статистических данных для исследовательской работы по культуре полового воспитания Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Первомайская центральная районная больница» была выдана справка о количестве инфекций, передаваемых половым путем и ВИЧ–ифицированных на территории Первомайского района за последние 3 года, а также справка о беременности девушек, не достигших 18 лет и количестве абортов.
Согласно документу за последние 3 года на территории Первомайского района зафиксированы 19 больных инфекциями, передаваемых половым путем, 14 ВИЧ – инфицированных, зафиксированы 5 случаев беременности девушек, не достигших 18 лет. За три года было проведено 167 операций по искусственному прерыванию беременности. Но только по одним этим данным сделать вывод о культуре половых отношений среди молодежи нельзя, поэтому данные по Первомайскому району сравнили с данными в области половых отношений по России в целом.
Если сравнивать 2012 год с 2013 и 2014 годами, то количество абортов увеличилось в 2,15 раза, ВИЧ-инфицированных увеличилось в 1,8 раз. Отрадно отметить, что в 2014 году снизилось количество инфекций, передаваемых половым путем, и случаи беременности среди несовершеннолетних девушек.
Для получения полной информации об уровне основных знаний и об ошибках, недочетах и пробелах в половом воспитании было выбрано анкетирование. Анкетирование проводилось анонимно среди учащихся 9-11 классов «Первомайской средней общеобразовательной школы». В нем приняли участие 100 респондентов (58 человек женского пола, 42-мужского пола). Анкета включала в себя 9 заданий. Бланк анкеты содержал вопросы, на которые нужно было выбрать один из вариантов ответов, или предложить свой.
С вопросами анкеты можно ознакомиться в приложении 1.
Анкетирование выявило, что словосочетание «половые отношения» у 70,5 % подростков ассоциируется со словом «секс»; поцелуи – 21,5 %; ухаживание и все сразу – 8 %.
О половых отношениях 37 % молодежи узнает в первую очередь из разговора со сверстниками; из телепередач – 23 %; из чтения специальной литературы – 19 %; побеседовав на эту тему с родителями 14,4 %; от педагогов 6,6 %.
Молодые люди начинают раннюю половую жизнь, чтобы казаться взрослее – 27,6 %; чтобы быть как другие - 22,9 %; 21 % – от безделья; под воздействием алкогольных, наркотических и токсических средств – 19,4 %; случайно – 9,1%;
Анкетирование также показало, что 55,8 % школьников знают, что ранняя половая жизнь может причинить вред, но 44,2 % уверены, что никакого вреда нет.
К причинам вреда учащиеся отнесли нежелательную беременность; последствия аборта; дальнейшее бесплодие; заражение венерическими заболеваниями и СПИДом; физическую, психологическую и духовную неподготовленность; нехватку опыта; суицид. Отрадно отметить, что встречаются и такие ответы как необходимость социальной зрелости и возможность принять ответственность за себя и другого человека.
На вопрос о возрасте, с которого следует начинать половую жизнь, 38 % учеников ответили, что с 16–17 лет; 25 % опрашиваемых назвали возраст 18 лет; 18,5% опрашиваемых считают возможным начинать половую жизнь с 14-15 лет и другой ответ дали также 18,5%.
Ответы по анкетированию можно сравнить с другими годами советского и российского времени. Так, средний возраст начала половой жизни в 1993 году был 19,5 лет, а в 2006 - 16 лет. Количество девушек, потерявших девственность к 15 годам, в 1975 году составило 3,7 %, в 1980 -10%, в 1995 - 30%, в 2014 - 41%. Причем в 2014 году потеряли девственность к 13 годам 8 %.
Из средств контрацепции учащиеся в основном знают о презервативах – 63 %; о других средствах контрацепции знают 37%.
52,9 % респондентов считают, что специальные курсы по половому воспитанию должны быть в школе постоянно;
наверное, нужен данный курс – 23,5%;
затрудняюсь ответить – 17%;
наверное, не нужен – 2,1%;
не нужен – 0%;
по желанию – 4,5%.
Проведение анкетирования позволило сделать вывод, что проблема полового воспитания среди школьников стоит очень остро и нуждается в ее решении.
Изучение материалов по данной теме, а также анкетирование респондентов «Первомайская средняя общеобразовательная школа», жителей Первомайского района показали, что на территории поселка Первомайский преобладает низкий уровень культуры полового воспитания, который является одной из причин нарушения физического, духовного и нравственного здоровья.
Для подростков, пришедших в пору, когда возникают откровенные вопросы консультации или уроки должен проводить специально подготовленный человек. И на них аккуратно и дозированно приоткрывать завесу о самом главном – таинстве рождения ребенка.
В школах и дома должна вестись такая работа, которая была бы направлена на воспитание у подрастающего поколения разумного здорового отношения к вопросам пола и половой жизни. Это должно способствовать развитию полноценного формирования полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению здоровья, физиологических и нравственных основ брака и семьи. Если молодежь вовремя не получит те или иные знания, то желание самоутвердиться, стремление к взрослости может привести к антисоциальным поступкам.
Половое воспитание имеет огромное значение для дальнейшего развития человека. Именно от тех установок, которые он получит, будет зависеть его отношение к противоположному полу, к браку, к будущей семейной жизни. Не говоря уже о том, что культура полового воспитания даёт возможность избежать заражения инфекционными заболеваниями, передающимися половым путём.

Список литературы
Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 24 февраля 1995 г. № 38-ФЗ
Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 24 декабря 2010 г.
Борисов И. Запретный плод для российской школы // Управление школой.
Валеология: Программа специального курса, тематический план и методические материалы для работников социокультурной сферы / Сост. Ю.Н. Дрешер. Казань, 1998.
Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья.
Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов. «Вопросы психологии» № 2, 1987 г.
Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола. «Соотношение биологического и социального в человеке. Под ред. Банщикова В.М., Ломова Б.Ф., М. 1975 г.)
Большая медицинская энциклопедия. (В 30-ти томах). АМН СССР. Гл. ред. Петровский Б.В., 2 изд., М.: «Советская энциклопедия», 1962 г., том 20.
Большая Советская энциклопедия. (В 30-ти томах). Гл. Ред. Прохоров А.М.. 3 изд. М.: «Советская энциклопедия», 1975 г.
Исаев Д.Н., Каган В.Е., Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., Медицина, 1979 г.
Каган В.Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии. Л., 1988 г.
Колесов В.Е. Беседы о половом воспитании. 2-е изд. Перераб. Дополн. М., Пед., 1988 г.
Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. М., 1975 г.
Часть 3.
Рекомендации для родителей по половому воспитанию детей
Ребенок стремится познать мир во всех его проявлениях. Его интересует абсолютно все, что он видит, что происходит вокруг. Рано или поздно ребенок захочет узнать, как он появился на свет, и откуда вообще берутся дети. Тот факт, что ребенок обращается с вопросом именно к вам, доказательство его доверия, и это нужно ценить. Кроме того, если ребенок задает вам «неприличный» вопрос, значит, ничего неприличного в этом вопросе для него еще нет, иначе он постарался бы потихоньку выяснить это у товарищей, без всякого риска порицания с вашей стороны. Прежде чем отвечать на вопросы ребенка, выясните, о чем, собственно, идет речь. Может быть, вы неправильно поняли вопрос. Уяснив его характер, доброжелательно и заинтересованно расспросите ребенка, что он сам думает по этому поводу, оцените степень его информированности, источники информации, а также и степень заинтересованности. Это позволит правильно построить ответ. Выработайте в семье согласованную позицию всех взрослых как по отношению к вопросам ребенка, так и по характеру даваемых ответов.
От того, как сумеют родители доходчиво и понятно объяснить сыну или дочери разные жизненные явления во взаимоотношениях полов, будет зависеть и формирование половых установок ребенка, понимание своих обязанностей, необходимости управления собой, своими желаниями и поведением. Какими должны быть ответы?
Во-первых, они должны быть по своему содержанию естественнонаучными, правдивыми, без нелепых сказок про аистов. Не надо пытаться отрицать очевидное. Например, на вопрос, откуда ребенок появился, или же в более общем плане откуда берутся дети, родители должны ответить, что ребенок постепенно вырастает у мамы в животе, и, когда вырастет достаточно большим, мама в родильном доме с помощью доктора его рожает. Ведь ребенок, наблюдающий, как у его матери или знакомой тети живот постепенно увеличивается, а затем она уезжает в родильный дом, откуда возвращается уже без живота, но с ребенком, отчетливо понимает, что ребенок появился из живота матери. Ему часто нужно просто подтверждение взрослыми вывода, к которому он пришел самостоятельно. Если же отрицать это, он оказывается в недоумении, начинает обращаться с вопросами к другим людям, но забыть своего вопроса, разумеется, не может: слишком это важно появление на свет нового человека.
Во-вторых, объем информации и ее форма должны быть на уровне, доступном пониманию ребенка. Ведь правда это совсем не обязательно все то, что вы сами знаете по данному вопросу. Правда для ребенка это лишь то, что, соответствуя действительности, находится на уровне его понимания и может быть для него полезным.
В-третьих, ответ должен быть интересным, чтобы ребенок с очередным вопросом обратился именно к вам, а не к посторонним людям.
Самым первым примером для девочки является мама, для мальчика – папа. Их роль в семье, взаимоотношения между собой, манеры поведения, общения – основная модель полового поведения мужчины или женщины, которую познает и стремится наследовать малыш. Да и взрослые по-своему помогают малышу: «Бери пример с папы – он сильный, потому что хорошо ест и делает утром зарядку».
Хорошо, когда дошкольники имеют положительные половые ориентиры. А если нет? Присмотритесь к играм малышей. Младшие школьники нередко играют в «пьяного папу», разыгрывают сцены хмельного дебоша в доме. Пока еще это игра, но где гарантии, что пример отца или забитой, покорной матери ребенок не возьмет как образец в свою взрослую жизнь? Взаимоотношения, общение родителей – самый первый учебник педагогики для детей, в котором важнейшее слово «почему?». Чем старше становятся наши дети, тем меньше у них вопросов. И это не удивительно, ведь взрослые не привыкли идти навстречу детским проблемам в интимной жизни ребенка. А именно здесь нужна помощь, иногда даже и скорая. А если родители считают себя недостаточно компетентными в тех или других вопросах, связанных с половыми интересами ребенка, тогда советчиком и другом может стать книга по этой теме, которую можно посоветовать прочитать сыну или дочери.
Папам в общении с сыновьями можно было бы посоветовать сдерживать эмоции, которые могут подавить их мужское начало: разговаривать, не повышая тона, спокойно. Мальчикам часто не хватает положительной мотивации, то есть им нужно не запрещать, а разрешать что-то дополнительное за хороший поступок. Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность – разрешать, например, плакать, (т.е. разрешать быть естественными). Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они чувствуют, как нужно воспитывать мужчину. Мальчикам нужно организовывать режим и дисциплину: это формирует его ответственность. Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу. Учить доверять, формируя тем самым опыт его социальное доверия. Использовать юмор в общении для снижения агрессивности и страха перед ответственностью. Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика. Мальчик - это посыл в будущее: его нужно иметь в виду не только как сына, но и как будущего мужа, защитника и т.п. Мама - заботится, а папа - формирует мужчину.
Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям желательно подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни. Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины. Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, родители формируют её позитивную самооценку. Замечательно, если у мамы с дочерью есть свои «женские секреты», есть время для разговора по душам наедине. Мамы традиционно привлекают дочерей к «женским» домашним делам, передают им секреты своего мастерства. Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
В возрасте 13-15 лет у подростков происходит половое созревание. Подростки в момент полового созревания должны получить достаточно точное представление об анатомии половых органов, о размножении, беременности, родах. Такого рода разговоры с сыном лучше вести отцу, а с девочкой - матери. И в том, и в другом случаях взрослым следует вкратце рассказать об изменениях, происходящих у подростков противоположного пола, подчеркнуть их естественность и важность. Физическое половое созревание у девочек начинается на год-два раньше, чем у мальчиков, и проходит более интенсивно. Так, главным критерием, по которому можно судить о наступлении пубертата у девочек, являются менструации. У мальчиков первая поллюция бывает в возрасте от 13 до 16 лет, а первые признаки полового созревания появляются между 10-15 годами.
Акселерация в первую очередь отражается на физическом развитии: увеличивается рост, масса тела подростков, раньше наступает половое созревание. Акселерация принесла немало проблем и для самих ребят, и для взрослых, в частности, связанных с более ранним половым созреванием – возможностью материнства и отцовства в том возрасте, когда таковыми наши дети осознавать себя еще не могут и их формирование еще не завершено.
Пубертатный период – важный, ответственный и нелегкий этап жизни. Он характерен полным отсутствием гармонии. Ни мальчик с пробивающими усиками, ни девочка с вполне развивающими женственными формами еще не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков, отсюда многие их беды. Потеря равновесия вызвана перестройкой гормональной системы в организме, разницей в темпах физического, духовного развития подростка и степенью его социальной зрелости, самостоятельности. Все это не может отразиться и на психическом состоянии. Дисгармония духовных и физических сил ставит их подчас в затруднительное положение. Отсутствие опыта, неуверенность в себе не позволяют с честью выйти из возникающих сложных ситуаций. Подросток часто делает глупости, совершает необъяснимые с точки зрения логики поступки. Психологи считают этот этап развития наиболее трудным для детей в эмоциональном плане. Это следует учесть родителям. Если доверять подросткам, общаться с ними на равных, не унижая их достоинства, они постараются оправдать такое отношение. Наиболее целесообразно половое воспитание вести не путем назидательных бесед с детьми, а привлекать ребенка к житейским, семейным делам. Если родители вместе с детьми планируют и проводит свой досуг, если дети постоянно видит согласие и дружбу между родителями, то это и есть лучшая форма решения на практике вопросов полового воспитания ребенка.
В этом возрасте начинается следующая фаза психосексуального развития – фаза романтичной влюбленности, с одной стороны, и эротических желаний – с другой. Эротическое половое влечение – желание не только духовного, но и телесного контакта, нежности, ласки, прикосновений – беспокоит подростка. Подростковый возраст называют гиперсексуальным. Осознанно или неосознанно, но именно в этом возрасте значимость сексуальных отношений особенно высока. Вопросы на эту тему задают как, правило, маленькие дети, а подростки вопросов практически не задают. Мальчики на эту тему с отцами стесняются разговаривать, а девочки с матерями. Чаще они обращаются к «старшим товарищам» или сверстникам. Но их представления бывают искаженными. Между тем причина многих подростковых неврозов объясняется неверным сексуальным воспитанием. При таком отношении к сексу в семье, такой атмосфере дома, когда подросток должен подавлять в себе чувства, влечения, он к определенному возрасту приходит к выводу, что секс – это сфера, которая покрыта тайной, причем какой-то постыдной, «грязной». У него сложились представления о половых отношениях как о чем-то гадком, низком. Но влечение от этого не исчезает, от себя не убежишь. И тогда у подростка подсознательно, как средство самозащиты, возникает агрессивность, раздражительность по отношению к этой области чувств. Ход мысли может быть таким: «Мне это неважно, буду считать, что это все ерунда». Так происходит искусственное занижение значение секса, половые отношения обесцениваются. Нервная система у подростков весьма ранима, она не терпит грубого вмешательства, неуважительного отношения к внутреннему миру и переживаниям. Необходимы такт и терпение взрослых, их признание личной жизни сына или дочери как самостоятельно существующей сферы. Нельзя сводить половое воспитание к мелочной опеке, ограничиваться подробными расспросами и категорическими унижениями, как поступать в том или ином случае. Лучше всего попытаться так повести беседу, чтобы к нужному выводу подросток пришел сам. Если при решении каких-то вопросов взрослые допустили ошибку, надо честно признаться, а не отстаивать ради сохранения авторитета неправильную точку зрения. Ведь дети в 13-15 возрасте уже все прекрасно понимают и правильно оценят этот требующий немалого мужества шаг.
Как отнестись родителям к первой любви подростков? Запретить? Устраивать слежку и возникать перед укрывшейся в укромном месте парочкой в тот самый момент, когда готовы прозвучать первые робкие слова признания в любви? Запугивать дочь возможностью встречи с нехорошим человеком, который только и думает, как бы сорвать цветок наслаждения? Принимать репрессивные меры, стремясь сделать невозможными свидания? Если половое воспитание на предыдущих этапах осуществлялось правильно и родители научили своего сына или дочь контролировать сексуальный инстинкт, не подавляя при этом связанных с ним сексуальных переживаний и эмоций, они могут не беспокоиться – никаких неприятных последствий первая любовь не принесет. Ну а если до подросткового возраста половым воспитанием никто не занимался всерьез, поведение сына или дочери прогнозировать трудно.
С 13-14 лет мальчишки становятся чрезвычайно влюбчивыми. Правда, в абсолютном большинстве случаев пределом мечтаний оказывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижается. В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексуальным фантазиям. Все это сопровождается эротическими снами, поллюциями и мастурбациями. И здесь надо активно пропагандировать знание о том, что воздержание не вредит юношескому организму, а наоборот, способствует его укреплению, созреванию. Правильное отношение к девочкам, девушкам, женщинам должно закладываться с детства, поддерживаться и формироваться всю жизнь. Если юноша не приучен с детства относиться к женщинам, если он может позволить в их присутствии нецензурные выражения, если не чувствует себя виноватым, вступая с ними в разговор, будучи даже не пьяным, а только «навеселе», он не воспитан.
В воспитании правильного отношения к женщинам самую большую роль играет личный пример. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на формирование у детей обоего пола образ мужчины-мужа и отца.
В связи с изменениями в психофизическом состоянии девочка 13-15 летнего возраста должна получать сведения о половой жизни. Начинать такой разговор нелегко, но необходимо. Лучше, если для этого будет какой-нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует - можно опоздать. Нельзя мазать черной краской всех без исключения юношей, якобы только и заинтересованных в достижении интимной близости, это может искалечить дочери самую счастливую пору жизни – время первой любви. Необходимо пробудить чувство собственного достоинства, девичьей чести и гордости, убедить, что любовь выше чисто телесного наслаждения и что юноша, который заявляет: «Если не согласна на близость, значит, не любишь», - как раз не достоин любви и, скорее всего, сам не любит.
В половом воспитании девочек наблюдаются две основные ошибки. Одни мамы (с девочками, естественно, больше и чаще на подобные темы должны беседовать мамы) полностью игнорируют вопросы половой жизни, другие, уделяя им достаточное внимание, освещает их только с отрицательной стороны. Второй вариант поведения мам не лучше первого, ведь запретный плод всегда сладок, возникает сомнение в справедливости материнских слов, а потому и желание проверить, кто же прав.
Важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. В отношениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Она должна оставаться (или становится) женственной, красивой, слабой (и тем сильной). Она должна знать и помнить, что высшее предначертание в жизни – рождение себе подобного, продолжение рода, а не сиюминутная радость и наслаждение. Важно также воспитание целомудренности помыслов, отношений, встреч. Чтобы ни у друга, ни у приятеля, ни тем более у первого встречного не возникло и мысли о том, что с данной девушкой ему будет легко добиться интимной близости. Часто неправильное поведение девушек приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям, неисчислимым бедам надломленной личности. Бесспорно также, что приучение девочки к опрятности, утренней гимнастике, уходу за волосами и т.д. относится к половому воспитанию и может иметь не менее важное значение для установления гармоничных отношений в семье, чем все остальные моменты, непосредственно связанные с половой жизнью.
Правильное половое воспитание должно привить подросткам отрицательное отношение к циничным надписям и рисункам, непристойным шуткам и пошлым анекдотам, развязному поведению в обществе и на улице. И тут пример родителей, их высоконравственное поведение помогают ребенку избежать грязи и пошлости в вопросах пола.
Многие взрослые надеются на «авось»: вырастет – сам узнает. Это порочный метод полового воспитания. Для успешного решения задач полового воспитания учителям, родителям должна быть предоставлена соответствующая информация, соотнесенная с половозрастными закономерностями развития человека, у них должны быть выработаны адекватные воспитательные установки и навыки. Сегодня родителям и педагогам может быть трудно, преодолеть барьеры, возводимые на путях полового воспитания. Как любое воспитание, половое воспитание должно осуществляться с раннего детства.
Часть 4.
Авторский элективный курс для старшеклассников
«Путь к успеху»
С тем, что семья и семейные отношения играют важную роль в психическом и личностном развитии ребенка, согласны все. Однако в качестве семейного воспитания мало что меняется. Более того, в последние годы семьей утрачены многие ценности семейной педагогики, поэтому она не всегда готова принять на себя всю ответственность за воспитание детей. Разрушение семейных устоев напрямую связано с ослаблением государства и угрозой национальной безопасности - ведь Россия начинается с семьи.
Особое место в системе нравственного воспитания занимает формирование нравственных привычек. Важнейшей задачей нравственного воспитания является перевод поступков в привычки. Добрую привычку К.Д.Ушинский рассматривал как нравственный капитал, который беспрестанно растет и его процентами человек пользуется всю жизнь. Дурная же привычка, с его же точки зрения того, есть нравственный невыплаченный заем, который может заморить человека беспрестанно нарастающими процентами и довести его до нравственного банкротства.
Большое значение в выработке нравственных привычек поведения имеет среда, общая атмосфера учебного заведения. Она воспитывает сильнее всяких методик. Педагог-новатор В.Ф.Шаталов формулирует эту мысль так – «если огурцы опустить в рассол, через некоторое время все они, без всяких нотаций, станут солеными». Разумеется, для создания такой среды потребовалось разработать надежные методики, учитывающие возрастные особенности детей.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных требований и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развития личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем возрасте, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
В подростковом возрасте складывается определенный опыт в освоении среды ближайшего окружения, устанавливаются устойчивые контакты со сверстниками, возрастает потребность в самопознании, в самоутверждении. Подросток ориентируется на пример окружающих людей, устремлен к поиску идеала, к выбору средств самоутверждения. В этом возрасте важно помочь подростку найти правильные нравственные ориентиры, помочь получить моральные знания основных нравственных категорий, помочь определить пути самовоспитания.
Школа помогает готовить подростка к семейной жизни. Одним из средств такой подготовки является хорошо организованное половое воспитание – элемент воспитания нравственного. Оно имеет большое значение в гармоничном развитии личности, ее нравственном здоровье. Цель полового воспитания – сформировать у учащихся правильное понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и потребность руководствоваться ими во всех сферах жизни и деятельности.
Половое воспитание школьников осуществляется в нескольких направлениях:
в процессе организации общения мальчиков и девочек;
через этическое просвещение в вопросах товарищества, дружбы, любви;
в старшем возрасте – в вопросах половой морали;
через опосредованное влияние семьи и знакомство старшеклассников с основами подготовки к семейной жизни.
В течение ряда лет педагогический коллектив муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17» города Ижевска вел целенаправленную работу по реализации программы «Нравственность – это разум сердца». Эта программа была направлена на создание психолого-педагогических условий для подготовки учащихся к семейной жизни и ответственному родительству. Научным руководителем реализации данной программы являлась Ерофеева Нина Юрьевна, профессор, доктор педагогических наук. В результате коллективом школы был разработан алгоритм деятельности, направленный на формирование нравственных правил и привычек обучающихся. Практические материалы работы городской экспериментальной площадки по организации нравственно-полового воспитания школьников, действовавшей на базе данной школы на протяжении нескольких лет, в 2016 году были опубликованы в книге «Россия начинается с семьи».
С целью апробации различных методов и форм работы со школьниками в учебный план школы был введен разработанный автором этого выступления Вахрушевой Л.А. элективный курс для старшеклассников «Путь к успеху». Идея разработки такого курса возникла потому, что учащиеся 10-11 классов входят в новый период возрастного развития – юношеский. У них возникает потребность в развитии социального интеллекта. Старшекласснику становится важным получить оценку окружающих, сравнить ее с собственной самооценкой. На реализацию этих потребностей и нацелен элективный курс «Путь к успеху».
Целью программы является нравственно-половое воспитание школьников.
Задачами, выстроенными в соответствии с целью:
формировать психологическую готовность старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь, к выбору профессии;
содействовать развитию их социального интеллекта, овладению способами и приемами конструктивного общения со всеми окружающими, в том числе, с представителями противоположного пола;
развивать у воспитанников рефлексию и эрудицию;
обеспечивать школьников психологическим инструментом для самопознания и познания других людей;
развивать навыки групповой работы.
Занятия с учащимися, выбравшими данный элективный курс, ведутся в течение одного полугодия, с периодичностью раз в неделю, в течение одного академического часа. Проходят они в кабинете психолога, где есть возможность для выполнения письменных заданий, арт-терапевтических упражнений, просмотра видеороликов, прослушивания аудиозаписей, а также - пространство для проведения игр, в том числе подвижных. В процессе реализации данного курса использованы разнообразные формы организации занятий и методы обучения: индивидуальные и групповые беседы, диалог, дискуссия, метод проблемного обучения, игры, практические занятия, метод конкретных ситуаций и т.д. В ходе работы с учащимися предусмотрено использование психологических методик (диагностические, проективные, развивающие игровые процедуры и т.д.). Предполагается диагностика уровня социально-психологической адаптации в начале и в конце данного курса. Динамика уровня адаптированности старшеклассников и уровень их эмоционального благополучия и будет являться показателем результативности работы.
При прохождении данного курса предполагаются следующие результаты:
- повышение мотивации 11-классников на овладение навыками эффективного общения, приемами самопознания и самосовершенствования;
- умение школьников определять свои склонности и способности при помощи тестов, способность анализировать полученные результаты;
- овладение обучающимися навыками саморегуляции.
Весь элективный курс можно разделить на три тематических блока: «Мои сильные и слабые стороны», «Секреты выбора профессии», «А если это любовь?». Поводом для включения в программу курса последнего блока стал интерес старшеклассников к вопросам собственного психосексуального развития, обусловленный возрастными потребностями. Кроме того, практика показала, что родители не всегда готовы своевременно и правильно говорить со своими детьми на столь деликатные темы любви и взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Потому эти пробелы должны компенсировать педагоги, особое важное место в этой деятельности отводится психологам.
Предложенные далее занятия разработаны на основе тренинговых занятий педагога-психолога средней школы № 3 города Липецка Натальи Семерниковой. В 2003 году они были опубликованы в журнале «Школьный психолог».
Задачами раздела «А если это любовь» являются:
знакомство с социальными проявлениями истинной любви и психологическими особенностями поведения молодых людей в возрасте 13-16 лет;
показ значения и сущности нравственных норм в системе межличностных отношений;
развитие навыков конструктивного общения с представителями противоположного пола;
привитие уважения к представителям противоположного пола.
План блока «А если это любовь?» элективного курса «Путь к успеху»
для учеников 10-х классов:
№/№


Темы и разделы
Всего
часов
В том числе
Форма контроля




Лекции
Практикумы
Семинары


1.
Межличностная привлекательность. Вводное занятие.
1
0,5
0,5

активность
при обсуждении

2.
Современный парень, современная девушка – какие они?
1
0,5
0,5

активность
при обсуждении

3.
Психологический портрет избранника.
1
0,5
0,5

активность
при обсуждении

4.
«Умственный мусор»
1
0,5
0,5

активность
при обсуждении

5.
Девять вредных советов
1
0,5

0,5
активность
при обсуждении

6.
Любовь – это
1
0,5
0,5

Мини-сочинение

7.
Дерево мудрости. Заключительное занятие.
1

1



Итого:
7
3
3,5
0,5
Составление
геносоциограммы


В рамках этого раздела с учениками 10-го класса проводилось занятие «Современный парень, современная девушка – какие они?»
Цели занятия:
моделирование образа идеальных юноши и девушки;
раскрытие многоаспектности этих понятий;
осознание многообразия проявлений личности каждого участника тренинга;
сплочение группы.
В начале занятия участникам группы предлагается познакомиться.
Все поочередно называют свои имена с эпитетами-прилагательными перед ними, которые должны начинаться на ту же букву, что и имя (Мудрая Марина, Доблестный Денис). Прилагательные должны быть только позитивными.
Затем следует вступительное слово ведущего тренинга о целях и задачах блока по нравственно-половому воспитанию и данного конкретного занятия, уточняются правила занятий группы.
Для сплочения группы, для создания положительного настроя на совместную работу учащимся предлагается первое упражнение - «Комплимент».
Участники группы, стоя в кругу, взявшись за руки, поочередно говорят комплименты соседу слева, комплименты при этом не должны повторяться.
По итогам этого упражнения проводится рефлексия по вопросам:
- Трудно ли было говорить комплименты? Почему?
- Какие чувства испытывали, выслушивая комплименты?
Следующее упражнение - составить кластер «Идеальные юноша и девушка» выполняются для того, чтобы дать возможность участникам группы смоделировать образы идеального избранника.
Участники индивидуально составляют список своих ассоциаций к слову «юноша» или «девушка» (противоположно собственному полу). Ранжируют ассоциации, делят их на группы, озаглавливая каждую.
Рассаживаясь в две группы, по половому признаку, оформляют результат групповой работы на листе маркерами.
Результаты работы групп вывешиваются на доске, Представители групп поочередно зачитывают и комментируют их. В заключении им предлагается подчеркнуть слова, отражающие сущность понятий «идеальный юноша», «идеальная девушка».
Рефлексия после проведения второго упражнения основывается на вопросах:
- Есть ли что-то, что объединяет эти два понятия (ассоциации, встречающиеся в обоих списках)?
Затем ведущий рассказывает о том, что такое «гендер».
Заключительное упражнение называется «Чем мы похожи?» Оно призвано повысить внутригрупповое доверие и сплоченность.
Участники группы стоят в кругу. Ведущий приглашает кого-нибудь в круг на основе какого-то сходства с собой («Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому, что у нас с тобой одинаковый цвет волос»). Света выходит и приглашает кого-то таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся в общем кругу.
Занятие заканчивается рефлексией всего занятия в общем кругу упражнением «Кубик». Необходимо закончить фразу:
- Больше всего мне понравилось
- Самая ценная мысль
- Меня раздражало
- Осталось недосказанным
- Я утвердился в том, что
Еще одно занятие в блоке «А если это любовь» для учащихся 10-х классов называется «Любовь – это»
Цели занятия:
сплочение группы, формирование положительного настроя на совместную работу и учебу;
осмысление понятия «истинная любовь» и ее существенных признаков;
создание психологического портрета своего избранника;
повышение самооценки за счет получение позитивной обратной связи.
Занятие можно назвать практикумом по рефлексии и классификации мыслей, приходящих в голову.
Для приветствия участники группы стоят в кругу. Ведущий подходит к одному из участников группы и здоровается, обращаясь по имени и пожимая ему руку. Тот, к кому он подошел, приветствует следующего участника группы, пожимая руку ему и т.д. Последний приветствуемый подает руку первому, образуется круг, в котором все держатся за руки. По команде ведущего громко, хором, говорят «здравствуйте».
Снова используется упражнение «Комплимент» для сплочения группы, положительного настроя на совместную работу.
Успешного во всем человека отличает умение свободно и приятно общаться с окружающими. Он умеет внимательно и непредвзято выслушивать то, что говорит ему собеседник. Такой человек умеет расположить к себе даже самого замкнутого или чем-то расстроенного человека. Установить контакт с человеком помогают комплименты. Найдите глазами человека, с которым в повседневной жизни общаетесь меньше, чем с другими. Ему можно сказать несколько теплых и искренних слов, от всего сердца. (Участие в этюдах добровольно, говорят только желающие). Комплименты не должны повторяться.
Обсуждение проводится по вопросам: нужно ли говорить комплименты и для чего это нужно? А как лучше это делать? Как устанавливался контакт? Какими были первые слова? Был ли контакт глаз? Был ли комплимент приятным? Поблагодарили ли партнеры друг друга и как?
Это упражнение проделывалось не впервые, поэтому его можно использовать с диагностической целью, ответив себе на вопрос «Стало ли мне проще говорить и принимать комплименты?». Если это так, то, возможно, произошла коррекция самооценки, она стала более адекватной, вы стали воспринимать себя более позитивно, а это значит - стали лучше относиться и к окружающим. Говорить комплименты необходимо – они позволяют продемонстрировать партнеру свою любовь и расположение, а не уповать на его интуицию и телепатию. Они помогают строить позитивные отношения. Однако делать это нужно деликатно и изящно. Здесь полезно напомнить слова Демокрита: «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным». Как говорится, во всем хороша золотая середина.
В основной части занятия ведущий сообщает, что в современном мире все большую конкуренцию человеку составляет компьютер, но все же человек всегда будет превосходить даже самую совершенную машину, так как он способен чувствовать. А высшим человеческим чувством принято считать верно – любовь. Любовь бывает разная: материнская, дочерняя и сыновья, братская и сестринская и, наконец, любовь к представителю противоположного пола. О ней мечтает, ее с трепетом ждет каждый человек
О любви написано много стихов, литературных и музыкальных произведений. Через это испытание проходит каждый живущий на земле. И все же говорить о ней словами непросто. Многие умы бьются над загадкой и тайной этого чувства. А.П.Чехов говорил: «До сих пор о любви была сказана только одна истина, что «тайна сия велика есть». Психолог Ю. Рюриков писал: «Чувство это такое тысячегранное, что уловить его в сети понятийной логики еще никому не удавалось». Интересно мнение социолога Харчева А.Г.: «Почти каждому знакомо чувство любви, но вряд ли кто может дать ему «научное» определение, потому как каждый любит по-своему». От нее сердце рвется наружу, а за спиной вырастают крылья. Она приносит немало страданий. Быть может потому, что на влюбленных словно бы надеваются розовые очки, сквозь которые мир и окружающие выглядят совсем иными, чем они есть на самом деле.
Учащимся предлагается выполнить упражнение «Формула любви».
Перед учащимися нарисовано «яйцо», в котором вызревает «формула любви», по которой они будут «вычислять» своего избранника. Необходимо проанализировать его содержание, каждый своего: написать в верхней части яйца-овала черты и характеристики, которые симпатичны в окружающих людях, уточнив, кому из вашего окружения они принадлежат или принадлежали (маме, сестре, тете, подруге, дедушке). В нижней части – черты, которые неприятны. Это было домашним заданием, потому на доработку дается 5 минут.


Затем участники группы зачитывают написанное друг другу в парах, обмениваются мнениями.
Оказывается, выбор объекта любви совсем не случаен, он зависит от нашего мировоззрения, симпатий, антипатий, интересов. На протяжении жизни мы как бы формируем список привлекательных для нас характеристик и поступков человека. Таким образом, с детства мы «вынашиваем» в себе некую «формулу любви».
Специалисты по семейным отношениям, психологи считают, что, встречаясь с реальными людьми, мы накладываем на них некий трафарет, образ, живущий в нашем воображении. Сравниваем, подходит ли он под наш стандарт или нет. Причем, вероятно для того, чтобы образ «ожил» и был узнаваем и правдоподобен, добавляем в него и черты со знаком «-». Эти черты присущи нашему окружению, потому мы «знаем» как жить и ладить с людьми такого типа. Если мечта и реальный образ совпадают, то мы опознаем этого человека - влюбляемся (увязаем, как муха лапками в меду), если нет – то говорим, что это не наш герой и расстаемся.
Зная это, особое внимание стоит обратить на положительные черты в портрете своего избранника. Представить ту или того, кто должен быть рядом с таким человеком. Подумать, какие положительные черты следует развить в себе, чтобы привлечь внимание, соответствовать человеку с портрета?
Настоящую любовь порой приходится ждать годы. Не всегда сразу встречается тот, кто создан для тебя. Но как узнать ее – настоящую любовь? Не обознаться, не спутать с каким-то другим чувством, не пройти мимо?
Выполняя упражнение «Признаки настоящей любви», учащимся предлагается распределиться по половому признаку и сесть за столы, на которых находятся задания. В каждой из двух группы распределяются роли – «Секретарь», «Оратор», «Хранитель времени». Первой группе нужно из предложенных понятий выбрать и подчеркнуть те, которые подходят для продолжения предложения «Любовь – это», второй группе – «Любовь – это не» (Приложение № 3)..
Затем заслушиваются выступления представителей-ораторов групп.
Любовь сопровождается очень сильными переживаниями, вызванными мыслями влюбленного. Есть мысли, которые помогают стать лучше, прекраснее, совершеннее. Но есть те, которые могут ввести в смятение и депрессию. Первые можно назвать «жизненным багажом», вторые – «умственным мусором». Очень важно уметь распознавать их, отличить одни от других и правильно классифицировать мысли, посещающие нашу голову. На это нацелено упражнение «Сокровищница влюбленных» (Приложение № 4).
Подходя к столу, участники берут листок с надписью, зачитывают и кладут или в корзину с «умственным мусором» или в рюкзак с «жизненным багажом».
Переживание чувства любви является источником огромной жизненной энергии и ресурсов. Иногда это одно из первых серьезных испытаний, которое преодолевает в своей жизни человек. Мало кому не приходят в этот момент в голову мысли из мусорной корзины, но если он умеет распознать их и отсеять, не положить ошибочно в суете в мешок с жизненным багажом с самым ценным опытом и приобретениями, то в его жизни будет порядок.
Завершает занятие рефлексия чувств и упражнение «Огонь любви» Из рук в руки передается зажженная свеча как символ нежности и трепетности любви – чувства, которое с замиранием сердца ждет каждый человек. И только душевный талант, забота, верность, преданность могут помочь слабому огоньку разгореться в жаркое пламя сильного и очень красивого чувства, которому даже посвящен один из российских праздников












Приложение 1.
Анкета «Что я знаю о половых отношениях»
1.Ваш пол
женский
мужской
2.Что Вы понимаете под словосочетанием “половые отношения”?
ухаживание
поцелуи
секс
другое ______________________________________________________
3. О половых отношениях я узнал (а)
из телепередач
из чтения специальной литературы
из разговора со сверстниками
от родителей
от учителей
укажите другие источники __________________________________________
4. Почему современная молодежь начинает раннюю половую жизнь?
из любопытства (интерес познания чего-то нового)
от безделья
случайно
быть как другие
казаться взрослее
под воздействием алкоголя, наркотиков, токсических веществ
другое ______________________________________________________
5.Считаете ли Вы, что ранняя половая жизнь может причинить вред и почему?___________
6. Как Вы считаете, с какого возраста следует начинать половую жизнь?
12 – 13 лет
14 – 15 лет
16 – 17 лет
18 лет
Ваше мнение __________________________________________
7. Какие виды контроцептивов Вы знаете?__________
8. Как Вы считаете, нужен ли в школе специальный курс по этой теме?
да, нужен
наверное, нужен
затрудняюсь ответить
наверное, не нужен
не нужен
9. Вступали ли Вы в половые отношения?
да
нет


Приложение № 2.
Упражнение «Сокровищница влюбленных»

Я всегда должна выглядеть хорошо и всем нравиться
Я не могу быть привлекательной, потому что моя внешность не идеальна
Я не могу чувствовать себя счастливой, потому что меня не любит
Я не могу считать себя успешной, потому что мне никогда не стать такой как
Я всегда должен быть первым
Раз у меня сегодня нет парня (девушки), значит - и не появится никогда
Причина моих неприятностей – в окружающих
Я не могу себя уважать, потому что не все знаю, умею
Раз не получилось сегодня, значит - не получится никогда
Такие как я не имеют права на ошибку
От меня ничего не зависит, поэтому что-либо предпринимать - бесполезно
Я, также как и все люди, иногда могу ошибаться
У меня есть достоинства, за которые меня можно любить и уважать
Не все и не всегда у меня должно быть лучше, чем у других
Я не обязана всем нравиться
Я могу чувствовать себя счастливой, не смотря ни на что
Мнение окружающих, отличное от моего собственного, может быть верным
Никто не обязан вести себя так, как мне хочется
Никто не обязан быть безупречным на все 100%
Я имею право иметь мнение или суждение отличное от других
Просить о помощи и эмоциональной поддержке – это нормально
Я не обязан сохранять отношения, ставшие оскорбительными
Время от времени я имею право менять свои решения и привычки


Приложение № 3.
Упражнение «Признаки настоящей любви»
Любовь – это
Любовь – это не

Ответственность
Ревность

Трудная работа
Чувство собственника

Секс
Боль

Удовольствие
Секс

Преданность
Жестокость

Забота
Наваждение

Честность
Проявление эгоизма

Доверие
Грубость

Общение
Нежелательная беременность

Компромиссы
Зависимость

Близость
Отказ от своих интересов

Признание различий
Перебранки

Ранимость
Запугивание

Открытость
Самоутверждение

Уважение
Манипулирование

Дружба
Ожидание удовлетворения всех потребностей

Сильные чувства
Страх




Приложение № 4.

Предлагаемые высказывания:
Я всегда должна выглядеть хорошо и всем нравиться
Я не могу быть привлекательной, потому что моя внешность не идеальна
Я не могу чувствовать себя счастливой, потому что меня не любит
Я не могу считать себя успешной, потому что мне никогда не стать такой как
Я всегда должен быть первым
Раз у меня сегодня нет парня (девушки), значит - и не появится никогда
Причина моих неприятностей – в окружающих
Я не могу себя уважать, потому что не все знаю, умею
Раз не получилось сегодня, значит - не получится никогда
Такие как я не имеют права на ошибку
От меня ничего не зависит, поэтому что-либо предпринимать - бесполезно
Я, также как и все люди, иногда могу ошибаться
У меня есть достоинства, за которые меня можно любить и уважать
Не все и не всегда у меня должно быть лучше, чем у других
Я могу чувствовать себя счастливой, не смотря ни на что
Я не обязана всем нравиться
Мнение кого-то, отличное от моего, может быть верным
Никто не обязан вести себя так, как мне хочется
Никто не обязан быть безупречным на все 100%
Я имею право иметь мнение или суждение отличное от других
Просить о помощи и эмоциональной поддержке – это нормально
Я не обязан сохранять отношения, ставшие оскорбительными
Время от времени я имею право менять свои решения и привычки
Любашин Сергей Николаевич
01.01.2017 г.








13PAGE \* MERGEFORMAT143515




Ађ Заголовок 115