Занятие по ознакомлению с окружающим миром Друзья муравьишкипо произведению В.Бианки Как муравьишка домой спешил


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 1 «РОСИНКА»
КОМПЛЕКСНОЕ ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
«ДРУЗЬЯ МУРАВЬИШКИ»
ПРОВЕЛА:
ВОСПИТАТЕЛЬ КОЛУМБАЕВА
ЭЛЬВИРА АЛЕКСЕЕВНА
Г. КОЗЬМОДЕМЬЯНСК
2016
Программное содержание:
1. Обогатить знания детей о жизнедеятельности муравьев и других насекомых.
2. Развивать познавательную активность.
3. Развивать память, внимание, логическое мышление. 4. Развивать межполушарные взаимодействия и координацию движений.
5. Развивать и совершенствовать речевые, коммуникативные навыки. 6. Закрепить знания о порядке чисел от 1 до 10.
7.Закрепить умение называть слова на звук «ж».
8. Воспитывать чувство сплоченности, заботы, дружбы, взаимовыручки, благодарности.
Методы и приемы:
1. Словесный: рассказ, объяснение, вопросы, подсказка, загадки.
2. Наглядный: показ, наблюдение, рассматривание.
3. Игровой: путешествие, игры, зрительная гимнастика, физкультминутка.
Материал и оборудование:
Портрет В.Бианки; книга В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»; презентации «Все о муравьях», «Насекомые»; мяч; загадки, листы бумаги с нарисованными бусинками, ручки, клубочки, запись песни «Не обижайте муравья».
Предварительная работа:
Чтение и рассматривание иллюстраций к произведению В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», просмотр мультфильма «Муравьишка-хвастунишка», просмотр презентаци «Насекомые», заучивание загадок, песни.
Организационный момент
Воспитатель:
- Какую сказку про муравья вы знаете? («Как муравьишка домой спешил»)
1 слайд «Иллюстрация книги»
- Что случилось с муравьем? (ответы детей)
- Как можно назвать одним словом тех, кто помогал муравьишке? (насекомые)
- А кто написал эту сказку? (В.Бианки)
2 слайд «Портрет В.В. Бианки »
- Сегодня мы узнаем много интересного о жизни муравья и его сказочных друзьях.
- Присаживайтесь на стульчики и внимательно слушайте.
Ход занятия:
3 слайд «Муравей»
Воспитатель:
- Как у всех насекомых у муравья есть голова, брюшко и 6 ног. С помощью усиков муравей чует запахи, вкус и сообщает об этом остальным муравьям. Ребята, а вы знаете, оказывается, муравьи плохо видят и никогда не спят!
- Кто знает, почему муравьев называют трудолюбивыми? (ответы детей)
4 слайд «Наказание»
Воспитатель:
- Муравьи трудятся от рассвета до заката. Один муравей может поднять груз в 10 раз больше, чем весит сам. Если здоровый муравей несколько раз подряд ничего не приносит в муравейник, его «казнят» – убивают и пускают его на корм. А с теми муравьями, которые получили травму или заболели поступают по-другому. Их кормят до тех пор, пока те в состоянии просить еду. Больные муравьи постукивают усиками по определенным участкам головы здорового муравья и те их кормят.
- Давайте посмотрим, чем же питаются муравьи?
5 слайд «Корм муравьев» (ответы детей)
Воспитатель:
- Муравьи всеядны и едят даже мертвых насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».
6 слайд «Любимое лакомство»
Воспитатель:
- Больше всего муравьи любят лакомиться пядью. Пядь – это вещество, которое выделяет насекомое тля. Муравьи нежно поглаживают тлю усиками, и тля выделяет вкусную сладкую жидкость.
- Как и у всех живых организмов, у муравьев тоже есть свои враги.
7 слайд «Враги»
Воспитатель:
- Назовите, кто же это. (ответы детей)
- Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся.
- Ребята, кто-то к нам постучался. Сейчас я посмотрю, кто там. У порога нам оставили корзинку. Давайте посмотрим, что же в ней? Здесь письмо от Старичка -Лесовичка с просьбой о помощи. Чтобы узнать, кому понадобилась помощь, нужно отгадать загадку.
Он строитель настоящий,
Деловитый, работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
- Кто это? (муравей)
- Муравей снова оказался далеко от дома. Поможем ему добраться до муравейника, пока не наступил вечер? (ответы детей)
-Ой, кто это к нам залетел? (муха)
-Давайте поиграем с мухой, чтобы она нам больше не мешала.
(Дети выполняют зрительную гимнастику стоя)
Громко муха зажужжала
И над нами виться стала.
Вытягивают вперед руку и описывают указательным пальцем в воздухе круг, прослеживая движение глазами.
Муха, муха полетела
И на нос к нам прилетела.
Дотрагиваются пальцем до кончика носа, сфокусировав взгляд на кончике пальца.
Снова муха полетела,
И на ухо она села.
Снова муха полетела,
На другое ухо села.
 Дотрагиваются до уха, прослеживая движение пальца взглядом в пределах видимости, не поворачивая головы. Также медленно дотрагиваются до второго уха, прослеживая движения взглядом.
Муха вверх и муха вниз.
Ну, ребята, берегись!
Резко перемещают взгляд вверх, вниз, вправо, влево.
Воспитатель:
- Давайте поспешим на помощь к муравью, чтобы он успел вернуться в свой муравейник до заката.
- Послушайте загадку про героя сказки:
Я — мохнатый червячок,
Полосатый бочок.
Скоро бабочкою стану,
Закружусь я над поляной. 
- Кто это? (Гусеница-землемер)
8 слайд «Гусеница-землемер»
Воспитатель:
- Почему Гусеница-Землемер так называется? (ответы детей)
- У этих гусениц всего две пары ножек спереди и сзади. Она отмеряет на земле, сколько в ней роста, и опять в дугу скрючивается, так и ползет, как будто землю меряет. Еще ее называют пяденицей.
- Гусеница просит муравьишку собрать для нее бусы из рябины. Поможем муравьишке?
- Мы должны соединить рябинки по порядку от 1 до 10 с помощью стрелок. Будьте внимательны.
(Дети садятся за столы. Выполняют задание: соединяют кружки-бусинки с цифрами от 1 до 10 по порядку с помощью стрелок)
Воспитатель:
- Бусы понравились гусенице. Наш муравьишка отправляется дальше.
- Слушайте следующую загадку:
С ветки - на тропинку,  С травки - на былинку.  Прыгает пружинка -  Зеленая спинка. - Кто это? (Кузнечик)9 слайд «Кузнечик»
Воспитатель:
- А вы знаете, что орган слуха у кузнечиков находится на ногах, а стрекочут они крыльями.
- Кузнечик просит муравьишку правильно построить предложения. Поможем ему?
- Давайте встанем. Слушайте внимательно и исправляйте.
- Муха ходит по пруду, водомер жужжит в саду.
(Муха жужжит в саду, водомер ходит по пруду)
- Огурцы играют в прятки, малыши растут на грядке.
(Огурцы растут на грядке, малыши играют в прятки.)
- Волки плавают по дну, щуки воют на луну.
(Волки воют на луну, щуки плавают по дну.)
- Комар на цветке сидит, бабочка в лесу пищит.
(Комар в лесу пищит, бабочка на цветке сидит.)
Воспитатель:
- Мы помогли кузнечику, а он поможет муравьишке быстрее добраться до дома.
-Послушайте еще одну загадку:
Вот какой чудесный жук, Не комар он, не паук, И скользит он по воде! Всё обмеряет везде.
- Кто это? (Жук-Водомер)10 слайд «Жук-Водомер»
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, почему водомер может передвигаться по воде? (ответы детей)
- Оказывается, ножки жука-водомера смазаны жиром, поэтому он легко передвигается по воде.
- А сейчас мы поиграем в игру «Запрещенное движение». Мы все превратимся в бабочек, бабочки плавно машут крыльями. Поднимать крылья вверх нельзя. Как только вы услышите слово «вверх», вы должны стоять и не двигаться. Вам понятны правила? ( дети стоят в шеренге)
Физкультминутка: Крылья в стороны и вверх.
Сели, встали, сели встали.
Крылья кверху все подняли.
Наклонились, покружились.
Крылья вверх и приземлились.
Вы были внимательны, молодцы. А водомер переправил муравья через речку.
- У нас есть еще загадка:
Красно-бурый, жёсткокрылый. Хоть вредитель - очень милый. Начиная майский лёт,  Он гудит как самолёт.
- Ребята, вы узнали кто это? (Майский жук)11 слайд «Жук-Хрущ»
Воспитатель:
- А почему майского жука так прозвали? (ответы детей)
- Другое название майского жука – Хрущ.
- А вы знаете, что на него отлично ловится рыба. 
- Жук просит муравьишку назвать слова, которые начинаются на звук «ж». (дети стоят в кругу, называют слово и передают мяч друг другу)
-Все справились с заданием, молодцы. Мы снова помогли муравьишке.
- Отгадайте следующую загадку:
Ползает по веточке, Объедает листья, И легко на ниточке Может вниз спуститься.
- Угадайте, кто это? (Гусеница-листовертка)12 слайд «Гусеница-листовертка»
Воспитатель:
- Гусеницы-листовертки сворачиваются с помощью паутины в трубки из листочков, в этих трубках они и укрываются. Отсюда и название – листовертки.-Гусеница-листовертка просит вас помочь смотать ниточки в клубочки, тогда она поможет муравьишке добраться до муравейника. Поможем ей? (дети сматывают нитки)
- Мы помогли гусенице, а она помогла муравью.
- Давайте сядем, отдохнем.
13 слайд «Муравей у муравейника»
Воспитатель:
- Наш друг муравей добрался до муравейника и машет нам лапкой.
-Ребята, вы хотите узнать, как устроен муравейник?
14 слайд «Муравейник»
Воспитатель:
- Муравьиная куча — это лишь верхняя часть муравейника.
15 слайд «Устройство муравейника»
Муравейник – это многоэтажный дом, где много квартир. Он теплый, уютный. В нем есть кладовки, спальни, детские комнаты, мусоросборники и туалет. Главная его часть уходит глубоко под землю. Муравьи содержат свои дома в чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух. Эти ходы охраняют муравьи-солдаты. Там, где построены муравейники, лес здоровый и чистый.
Воспитатель:
- Ребята, герою какой сказки мы сегодня помогали?
- С какими насекомыми мы сегодня повстречались?
- Что интересного о насекомых вы узнали?
- Какие задания вам понравилось выполнять?
- Вы мне тоже понравились, потому что не бросили муравьишку в беде.
-А старичок-Лесовичок приготовил вам подарки. (дети достают из корзинки раскраски-насекомые)
- Давайте нашим гостям споем песенку про муравья.
Песня «Не обижайте муравья»