Конспект урока литературного чтения по теме «И. С. Никитин. «Встреча зимы»


Тема: И. С. Никитин. «Встреча зимы» (отрывок)
Цели: Развитие внимания к поэтическому слову, его смыслу в контексте произведения, авторскому переживанию, способу его выражения. Формирование умений привлекать собственный жизненный опыт при восприятии художественного текста, выразительно читать лирическое произведение.
Развитие речи с использованием приема наглядного моделирования.
Характеристика деятельности учащихся:
Уметь анализировать поэтическое слово, его смысл в контексте произведения, по авторскому переживанию, способу его выражения; привлекать собственный жизненный опыт при восприятии художественного текста; выразительно читать лирическое произведение.
Ход урока:
Организационный момент.
Бывают в этой жизни миги, Когда накатит благодать, И тут берутся в руки книги И начинаются читать. Вонзив пытливые зеницы В печатных знаков черный рой, Сперва одну прочтешь страницу, Потом приступишь ко второй, А там, глядишь, уже и третья Тебя поманит в путь сама... Ах, кто придумал книги эти – Обитель тайную ума? 
II. Сообщение темы и цели урока.
- Для того, чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь на уроке выполним упражнение «Интрига»
( на доске буквы)
З YUI И NVМZRWQА- читать только буквы русского алфавита.
(зима)
-Да, мы начинаем изучать большую тему: ”Здравствуй, гостья – зима!”
- Сегодня у нас урок природы и поэзии. Он откроет нам удивительный и прекрасный мир. Это мир родной природы, мир красоты родной земли, воплощенный в поэтическом слове.
-Распахните свои сердца навстречу прекрасному, ощутите, что такое красота, добро, а поэзия природы станет другом на всю жизнь.
Разве не прекрасна она?
III. Актуализация знаний.
1.Работа с загадкой.
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица – белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
-Что это за царица?
-Какая она?
-Что же это за тройка?
(декабрь, январь, февраль)
2. Работа с пословицами
-Давай вспомним пословицы о зимних месяцах.
(Декабрь год кончает, зиму начинает.Январь- году начало, зиме- середина.
Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый.)-Опираясь на эти пословицы и на ваши личные наблюдения, скажите, что вы знаете о зиме?
3.«Мозговой штурм»
IV. Восприятие и осознание нового материала.
1. Знакомство со стихотворением И.С Никитина «Встреча зимы»
-Мы рассказали о том, как мы видим зиму. А как же видят зиму другие люди? Например, поэты.
- Сейчас мы познакомимся со стихотворением Ивана Саввича Никитина «Встреча зимы».
Слушание стихотворения Никитина «Встреча зимы» .-Из чего видно, что поэт любит зиму?
- Так о встрече зимы мог написать человек, горячо любящий природу, знающий её тайны.
459676521590
2. Сообщение о И.С Никитине.
(на доске портрет И..Никитина).
Иван Саввич Никитин родился почти 180 лет назад в семье воронежского мещанина. С ранних лет будущий поэт подружился с природой. Дом его отца стоял в живописном месте. В душу ребенка навсегда вошла несказанная прелесть родных воронежских пейзажей.
Никитин всего несколько лет учился в школе. Закончить образование ему не удалось- надо было самому зарабатывать на жизнь, помогать семье. Но он много читал и еще в школе начал писать стихи.
-Как вы думаете, почему Никитин особенно хорошо описывал природу?
-Какая строчка стихотворения вам больше всего понравилась?
3. «Жужжащее» чтение отрывка стихотворения «Встреча зимы»
4. Выборочное чтение
- Как описывает поэт позднюю осень в первом четверостишье?
- Прочитайте, каков воздух?
- Что сказано о снеге?
- Найдите и зачитайте, что сказано о лесе?
5.
№1Соедини слова (из стихотворения «Встреча зимы»)
пушок осенняягрязь белыйвоздух разноцветный
огонь легок
№2Соедини слова, которые рифмуются
пушок снежок
кудрей огнем полотном
6. Работа по подготовке к выразительному чтению
«Пирамиды слов»
пу . шок
сне . жоквоз . дух
дво . рахкуд . рей
- Откуда взяты слова?
Групповая работа по карточкам.
Игра «Светофор».
(Слова разукрасить в три цвета. Первый слог- красный цвет, последний слог- зеленый, остальная часть слова- желтый)
Перестал
Осеннюю
Замерзла
Разноцветными
Безлюдный
Побелевший
- Давайте отправимся в поход «Светофором». Итак, сначала пробежим красной дорожкой.
- Идем по зеленой
- Спешим по желтой.
- Кто прочтет все слова?
7 . Выразительное чтение стихотворения .- А теперь, когда мы поработали над всеми словами. Давайте попробуем выразительно прочесть отрывок из стихотворения «Встреча зимы»
/Выразительное чтение стихотворения учащимися/
Физкультминутка
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть,
Зайке холодно стоять,
надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал-
Зайка прыг и ускакал.
Закрепление и осмысление знаний.
1. Беседа об изменениях в природе.
- Ребята, а как изменяются зайчишки с приходом зимы?
- А почему меняют цвет своей «шубки»?
- С приходом зимы изменяется природа.
- Как изменяется природа?
- Когда по календарю начинается зима?
- Ученые считают, что начало зимы – 22 декабря - день зимнего солнцестояния с самым коротким днем и самой длинной ночью. Природа засыпает. Растения зимой не растут.
- Какую роль играет снежный покров? (ответы детей).
- Действительно, очень тяжело пришлось бы растениям без снега. Снег – это зимнее чудо. Вся природа ждет его выпадения! А как любят снег все дети!
2. Упражнение «Надежда»
- Какие вам надежды принесет первый снег?
3 . Конкурс «Скороговорка»
- Мы тоже сейчас поиграем, чтоб не замерзнуть. Кто лучше расскажет скороговорку?
Зимой поле белое –
Промерзлое, заледенелое .4. Игра «Эрудиты»
Ледяные горки встретятся зимой,
Ну и что же делать будем мы с тобой?
Умный в гору не пойдёт,
Умный гору обойдёт.
Инструкция: Прочитайте слова. Это явления природы, которые бывают зимой. (Зачеркнуть ненужные буквы).
о к л т ё ж д (лёд)
а м о к р о л х з (мороз)
т и в ф н л е ь й (иней)
м г а е д т е я л ф ь (метель)
к о ж т т н е л к п щ е ф л я ь (оттепель)
5. Игра «Поэты»
Напишем много мы стихов –
Прославим зиму!
Пускай побудет без грехов,
Покажет силу.
Инструкция: Подбери к каждой букве слова ЗИМУШКА, признаки, которые её характеризуют.
Например:
«Ледокол»
з – злая
и – интересная
м – мягкая
у – удивительная
ш – шаловливая
к – красивая
а – ажурная
5. Разучивание стихотворения «Снежинки» с опорой на мнемотаблицу.
Летают снежинки,Почти невидимки,Как много всегда их зимой.И вот я снежинку-Пушистую льдинку -Поймал наконец-то рукой.Заплакала тихоХрустальная льдинка...На тёплой ладониОсталась слезинка.
ІV. Подведение итогов.
- Обвинять и оправдывать зиму можно до бесконечности. Но поднимите руку те, кто её ждет и любит. (Дети поднимают руки)
- А чего вы ждете больше всего? (снега)
- Вот и я люблю, чтобы зима была обязательно со снегом.