конспект урока по литературному чтению 3 класс Как муравьишка домой спешил


Урок литературного чтения "В.В. Бианки "Приключения Муравьишки""
07.10.2013, 13:34
Дидактическая цель: создать условия для осмысления содержания книги В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» и понимания основной мысли произведения.
Задачи:
образовательные:
расширять и накапливать читательский опыт;
создать условия для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения;
развивающие:
создать условия для развития навыков работы с художественным текстом, исследовательских умений, умений сравнивать, анализировать, обобщать, коммуникативных умений;
развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;
развивать речь детей;
расширять представления об окружающем мире живой природы;
воспитательные:
создать условия для формирования умения работать в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.
Планируемые результаты:
осознанно читать текст с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
использовать такие виды чтения, как изучающее, поисковое;
определять тему и главную мысль текста;
использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о прочитанном тексте, о поступках героев;
находить в тексте примеры, доказывающие подтверждение приведённого утверждения;
преобразовывать информацию из сплошного текста в схему, дополнять схему информацией из текста;
сопоставлять полученную информацию с информацией, полученной из других источников и жизненным опытом.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая, работа в группах и в парах.
Оборудование:
Для учителя:
Книга В.В. Бианки «Приключения Муравьишки», другие книги писателя для выставки;
портрет В.В. Бианки;
презентация;
компьютер;
экран;
проектор;
колонки.
Для учащихся:
Пособие «Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс»
карточки, на которых записано начало произведения (Приложение 1);
карточки с заданиями для групповой работы (Приложение 2);
карточки с ответами (для выбора правильного) (Приложение 3);
разноуровневые тестовые задания (Приложение 4);
ручка.
План урока:
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Вступительная беседа.
Решение учебных задач.1) Речевая разминка.2) Работа с текстом (Чтение начала текста).3) Работа с иллюстрацией.4) Работа в группах.5) Проверка работы групп.6) Обобщение. Анализ поведения героев.
Физминутка.
Решение учебных задач.1) Работа с пособием «Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс».2) Работа в парах. Разноуровневые тесты.3) Проверка правильности выполнения тестов.
Подведение итогов.1) Работа с пособием «Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс».2) Рефлексия.
Домашнее задание (разноуровневое).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы отправимся в интересное путешествие.
– Давайте вместе с вами попробуем определить маршрут нашего путешествия.
Презентация
Слайд 2 (Включить звук!)
Повсюду: в лесу, на полянке,В реке, на болоте, в полях –Ты встретишь героев Бианки,У них побываешь в гостях.Про птиц, насекомых, лягушекРассказы и сказки прочтешь.И лучше знакомых зверушекУзнаешь, дружок, и поймешь.
– Итак, куда мы отправляемся в путешествие? (В лес.)
– Лес – это сказочный уголок живой природы, который нас радует в любое время года, завораживает и притягивает своей красотой, тайнами и загадками.
– В путешествие мы отправимся с героями книги, которую вы читали дома.
– Как называется эта книга? Расставив правильно буквы, вы вспомните её название.
Слайд 3
РЕКЯЛИЧПЮНИ УИАШРЬКМВИ
(«Приключения Муравьишки»)
– О чём рассказывается в этой книге?
– Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, кого мы называем настоящими друзьями? И есть ли такие друзья у животных?
И поможет нам в этом книга «Приключения Муравьишки», которую написал… (В.В. Бианки)
III. Вступительная беседа.
Слайд 4
– Родился Виталий Валентинович Бианки в 1894 г. в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Любовь к природе, к животным передалась и маленькому Виталию.
В. Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которых он написал около трёхсот.
Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные научные сведения о природе.
IV. Решение учебных задач.
1) Речевая разминка.
Слайд 5
2) Работа с текстом (Чтение начала текста).
В процессе работы над произведением проводится словарная работа.
– Итак, вместе с героями В.В. Бианки мы отправляемся в путешествие.
– Прочитайте начало произведения. Приложение 1
(Дети вслух «цепочкой» читают начало произведения).
– Какие научные сведения содержит этот отрывок?
(У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат, – все домой бегут. Сядет солнце,– муравьи все ходы и выходы закроют – и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.)– А что вы узнали о самом Муравьишке?
3) Работа с иллюстрацией.
– Кто же первым пришёл на помощь Муравьишке?
(Гусеница-Землемер).
– Найдите в тексте и прочитайте этот эпизод.
Слайд 6
– А кто ещё помогал Муравьишке?
4) Работа в группах. Приложение 2, Приложение 3
– По описанию узнайте героя произведения, помогавшего Муравьишке.
– Положите карточку с названием и изображением этого героя.
(Дети читают описание животного, выбирают карточку, соответствующую его названию).
5) Проверка.
Дети выходят к доске и прикрепляют таблички с названием и изображением животных в том порядке, который соответствует сюжету.
Сообщения детей.
Дополнительная научная информация об этих животных.
Дети рассказывают о том, что они узнали об этих насекомых из научной литературы, из Интернета.
– Что узнали о насекомых из книги В.В. Бианки?
– Что нового об этом узнали из рассказов детей?
Слайды 7 – 14
6) Обобщение. Анализ поведения героев.
– Кто же помог Муравьишке добраться домой?
Слайд 15
– Можем ли мы назвать этих животных друзьями Муравьшки? Обоснуйте своё мнение.
– Все ли насекомые сразу соглашались помочь Муравьишке?
– Кто отказал ему? (Гусеница – Листовёртка).
– Почему она отказала? (Она была занята работой).
– Как на это отреагировал Муравьишка? (Укусил гусеницу).
– Прочитаем этот отрывок по ролям.
– Давайте попробуем рассудить, кто из них (Муравьишка или Гусеница – Листовёртка) поступили не совсем правильно?
– Какой вывод для себя мы должны сделать, проанализировав поступки этих героев?
(Надо просить о чём-то вежливо. И отказывать надо в том случае, если действительно ничем не можем помочь. Но отказывать надо так, чтобы не обидеть другого.)V. ФизминуткаВетер дует нам в лицо,Закачалось деревцо.Ветер тише, тише, тише,Деревцо всё выше, выше!
VI. Решение учебных задач.
– Ребята, давайте проложим маршрут Муравьишки.
Продолжается работа с текстом (выборочное чтение).
Дети определяют маршрут путешествия Муравьишки, рисуют его в пособии 
– Кто помогал Муравьишке на каждом из этапов его путешествия?
Слайд 16
2) Работа в парах. ТЕСТ «Приключения Муравьишки» Приложение 4
– Ребята, а теперь я предлагаю вам ответить на вопросы теста. Посоветовавшись с соседом по парте, вы должны выбрать правильный ответ на вопрос.
Тесты двух уровней:
Уровень 1 – есть картинки-подсказки.
Уровень 2 – нет картинок-подсказок.
Двое учащихся работают с интерактивным тестом (Уровень 2, нет картинок-подсказок. Картинки появляются при нажатии на кнопку с правильным ответом).Слайды 17–22
3) Проверка правильности выполнения тестов.
Слайд 23
– Ребята, а по каким признакам вы догадались, что события происходят летом?
(Скошенная трава, картофельная ботва…)
VII. Подведение итогов.
– Понравилось вам произведение В.В. Бианки «Приключения Муравьишки»?
– Что нового о жизни животных вы узнали?
– Что вас удивило?
– Что заинтересовало?
– Вернёмся к вопросу, которые мы задали себе вначале урока: есть ли друзья у муравьёв, жучков и других насекомых?
– Оказывается, и животным свойственны такие качества, как взаимовыручка, взаимопомощь.
– Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор своим произведением?
– Произведения В.В. Бианки сказочные, потому что в них и животные, и растения могут разговаривать, думать, переживать. Но во многих сказках есть научное обоснование многих явлений природы и особенностей жизни растений и животных!
И мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому, будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное насекомое!
1) Работа с пособием «Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс».
Работа с «Экраном читателя». Заполнение таблицы (с. 35).
Дети вписывают название книги «Приключения Муравьишки» в столбике «Рассказы о животных» Виталия Бианки. Смайликом отмечают свои впечатления об этой книге.
2) Рефлексия.
Слайд 24
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я знаю, что…
VIII. Домашнее задание.
– Если вы не хотите расставаться с героями произведения «Приключения Муравьишки», дома вы можете выполнить задания:
.1 Приготовить пересказ понравившегося отрывка от лица Муравьишки.
– Можно выполнить оба задания.
– А ещё я предлагаю вам познакомиться с другим произведением В.В. Бианки – «Лесные домишки».
– Если книге встретятся непонятные слова, запишите их в «Толковый словарь» Слайд 25
– И мы продолжим знакомиться с удивительным миром природы, раскрытым в рассказах и сказках этого замечательного писателя.
– Родился Виталий Валентинович Бианки в 1894 г. в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Любовь к природе, к животным передалась и маленькому Виталию.
В. Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которых он написал около трёхсот.
Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные научные сведения о природе.
Гусеница-землемер.Гусеницы тонкие, длинные, с неразвитыми передними парами брюшных (ложных) ног. Благодаря этому, гусеницы ползают весьма своеобразно: Гусеницы голы и окрашены обыкновенно под цвет коры, стеблей, листьев.Благодаря сильно развитой мускулатуре, они могут, укрепившись задними ногами на ветке, приподняв и вытянув тело, оставаться неподвижными долгое время, причём они поразительно похожи на обломанные веточки, черешки листьев.

Пауки-секоносцы в основном очень теплолюбивы. Такие пауки имеют небольшое по размеру тело и очень длинные ноги. Как ни странно они плетут свою паутину в подвешенном состоянии, то есть головой вниз. Как правило они могут обитать вместе с человеком в домах, погребах и иных строениях. Кроме того, у сенокосцев четыре пары глаз, благодаря чему они прекрасно ориентируются, даже в темноте, имея возможность увидеть все что происходит вокруг. Пауки-сенокосцы лишь внешним видом похожи на обычных пауков. Они не умеют прясть паутину и вырабатывать яд. Охотятся они с помощью своих длинных конечностей, сильно хватаясь за свою жертву. Пауки-сенокосцы питаются всем что угодно. Также они предпочитают насекомых, растения и грибы. Живут они не более двух лет. Так что если увидите в своем доме паука-сенокосца,не пугайтесь он совершенно беззащитный
ЖУЖЕЛИЦЫ, семейство жуков. Длина от 1,2 мм до 9 см. Ок. 25 тыс. видов. Распространены от арктических районов до тропиков. В основном хищники, питающиеся почвенными беспозвоночными, бомбардиры паразитируют на куколках других жуков. Некоторые повреждают сельскохозяйственные культуры.
Жучок-блошачок. Маленькое прыгающее насекомое-паразит. Скачет как блоха, очень быстро.
Кузнечик. Прыгающее насекомое, издающее стрекочущие звуки.
Водомерка - Небольшое насекомое отряда клопов с тонким телом и длинными ногами, способное быстро передвигаться по воде. 
Хрущ майский обыкновенный – это так знакомый нам майский жук. Его длина может доходить до 25 мм. Сам майский жук и его личинки наносят значительный вред плодовым, овощным и цветочным культурам. 
Листовертки  — семейство мелких чешуекрылых насекомых, или бабочек.В садах России обитает 26 видов листоверток.Наиболее вредоносны почковая вертунья, розанная, плодовая, смородинная, белопятнистая и всеядная листовертки, Вредят с ранней весны до поздней осени, питаясь преимущественно почками, листьями, повреждают также соцветия и плоды