Открытый урок по литературному чтению в 5 «А» классе. Тема : И.С. Никитин «Встреча зимы».


Открытый урок по литературному чтению в 5 «А» классе.
Тема : И.С. Никитин «Встреча зимы».
Цели урока:
познакомить учащихся с содержанием стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы»;
учить понимать настроение, мысли поэта;
формировать навыки выразительного чтения; развивать внимание, память ,устную речь; обогащать словарный запас учеников, воспитывать способность, желание увидеть в музыке, в картинах художников всю красоту зимней природы.
Оборудование: учебники; вырезанные из бумаги снежинки; картины художников: А. Пластов «Первый снег», К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»; музыкальная запись С. Прокофьева Вариации Феи Зимы из балета «Золушка».
Ход урока:
1. Организационный момент
2.Опрос домашнего задания.
Стихотворение Тютчева «Чародейкою Зимою».
Вопросы:
1.Что хотел показать автор?
2.Какие краски выбрал поэт, чтобы описать зимний лес?
3.Напоминает ли стихотворение сказку?
4. Найдите в тексте «сказочные» слова.
3. Вступительное слово учителя.
1. Введение в тему:
Прочитайте название стихотворения. (Стихотворение называется «Встреча зимы».)
Как вы думаете, о чём оно? (Оно, наверное, о том, как приходит зима и как её встречают.)
Ребята, а кто из вас любит это время года?
Как вы встречаете зиму, расскажите. (Ответы детей . Они делятся своими впечатлениями.)
Зимой природа так красива! Все вокруг белеет и серебрится. Деревья наряжаются в пушистые белые снежные одежды.
С раннего детства нам запоминаются стихи о весенней, летней, зимней природе. Читая, их мы словно открываем, книгу природы. Мы совершим путешествие в мир поэзии, искусства , музыки, и увидим как поэты, художники, музыканты изображают в своих произведениях зиму. Сегодня мы с вами посмотрим, как изобразил зиму в своём стихотворении И. С. Никитин
(на доске – портрет И.С.Никитина и его книги).
Иван Саввич Никитин (1824-1861) родился в древнем городе Воронеже.
Поэт Никитин хорошо знал заботы и тяготы простого русского человека. Его стихи о родной земле, о природе понятны каждому, они удивительно теплы и искренни. Поэтов русской глубинки читать всегда интересно, они умеют подметить то, что жителям крупных городов не удаётся увидеть.
Никитин всего несколько лет учился в школе. Закончить образование ему не удалось – надо было самому зарабатывать на жизнь, помогать семье. Но он много читал и ещё в школе стал писать стихи.
         В своих стихах Иван Никитин правдиво и ярко рассказал о жизни трудового народа, о России, о тружениках.         Особенно хорошо Никитин описывал русскую природу. Мы в этом убедимся, прочитав его стихотворение «Встреча зимы».
2. Знакомство со стихотворением.
«Встреча зимы»
Поутру вчера дождьВ стёкла окон стучал,Над землёю туманОблаками вставал.Веял холод в лицоОт угрюмых небес,И, Бог знает о чём,Плакал сумрачный лес.В полдень дождь перестал,И, что белый пушок,На осеннюю грязьНачал падать снежок.Ночь прошла. Рассвело.Здравствуй, гостья-зима!Просим милости к намПесни севера петьПо лесам и степям.Есть раздолье у нас, —Где угодно гуляй;Строй мосты по рекамИ ковры расстилай.
(20 ноября 1854)
В стихотворение И. С. Никитина дано описание начала зимы. Здесь одна картина сменяет другую, кадры представлены точно и четко. Вчера была поздняя осень: дождь стучал в окна, вставал туман, веял холод, плакал лес. И человеку было грустно и тяжело. Но вот выпал снег! Лирический герой поражен. Он рад и счастлив от обновления природы: воздух легок и чист, снег блестит разноцветным огнем, весело смотрит лес, как алмазы горят капли. Через настроение природы поэт стремится выразить своё состояние и настроение. Автор хочет сказать, что природа живая, что она может грустить и радоваться и влиять на настроение человека.
3. Чтение отрывка стихотворения «эхом».
-А сейчас мы прочитаем стихотворение ещё раз.
-Я читаю две первые строчки каждого столбика, а вы две последние.
4. Выборочное чтение
– Можно ли сказать, что Никитин в стихотворении «Встреча зимы» создаёт как бы подвижные картины природы? (Да, это действительно так.)– Проследите, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете. (Дети зачитывают строки начала стихотворения.)– Какой поре посвящено стихотворение? (Стихотворение посвящено предзимью. Когда зима ещё не наступила, но идёт первый снег.)– Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строки и перечитайте их. (Ребята зачитывают эти строки. Первый снег закрывает грязь кругом. Становится чисто, светло и красиво.)– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? (Да, он называет зиму гостей, приглашает к себе.)– Ребята, любил ли поэт русскую зиму? (Да, он её любил.)– А как он относился к русским людям, к простому человеку? (Мы видим из отрывки о мужичке, о маме.)– Как понимаете слова «искони»? (Издавна, с незапамятных времён.)
5. Словарно-лексическая работа
– Прочитайте словосочетания, поставьте ударение на выделенную букву:

При чтении выделите подчеркнутую букву
Поутру вчера дождь;
В полдень дождь перестал;
Серебро по полям;
Нашей Руси святой


Б) Подберите синонимы.

Подберите синонимы
Сумрачный – тёмный
Раздолье- ширь, простор
Искони- с давних пор, времен
Блестит- сверкает
Подчас- сейчас, тотчас
Хмельной- пьяный

6. Выделение образных выражений и выразительное чтение стихотворения
В стихотворение автор использовал много средств выразительности: Сравнение: капли как алмазы, снежок что белый пушок Метафора: снег лежит полотном Эпитеты: сумрачный лес, воздух легок и чист. Олицетворение: дождь стучал, туман вставал, веял холод, плакал лес, смотрит лес, гостья зима.
Прочитайте три группы выражений. Подумайте и скажите, где здесь метафора, сравнение, эпитеты:
Метафора, сравнение или эпитет ?
1._________________ туман облаками вставал , снег лежит полотном, как алмазы горят капли слез , растет богатырь, что под бурями дуб.
2._________________ угрюмые небеса, воздух легок и чист, в чистом поле весна золотая,
Русь святая, гость незваный, на сторонке чужой.
3._________________ плакал лес, замерзла река, горят капли слез, смотрит весело лес, мороз трещит , кровь горит, вьюга поёт.

8. Историческая справка
7.Знаете ли вы….
– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы.
Песня-закличка о зиме:
1..Снег, снег забелел,Под ногами захрустел,В шубу тундру одел,Зимний день прояснел.Бегут лыжи подо мной,Рано гаснет день зимой.
2.Зимушка-зима, отступи, отступи.Весна- красна, приходи, наступи.
3.В ненастную, холодную погоду приговаривали:
Солнышко, солнышко,Выгляни на бревнышко,Сядь на пенек,Погуляй весь денек!Туман, туман,Не стелись по лугам,А стелись по болотам,По крутым наволокам.
8. Зима в картинах русских композиторов
Маленькая снежинка с неба упала,И на ноты к композитору попала.
(Звучит музыка советского композитора С. Прокофьева. В это время детям предлагается нарисовать красивую снежинку.)
9. Информация для детей: А знаете ли вы, что в природе в одном снегопаде снежинки могут быть различными по форме (от 8 до 40 форм). А всего люди насчитывают 246 различных форм снежинок. Но у всех шесть лучей.
10. Знакомство с картинами художников.
– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.

А. А. Пластов «Первый снег».(1946)

Юон «Конец зимы».

Обычный деревенский пейзаж (зимний день) изображён на картине
Известного живописца Константина Фёдоровича Юона.
На картине мы видим деревянный сарай с поредевшей за зиму поленницей дров, ребят собравшихся на лыжную прогулку, домашнюю птицу, копошащихся в снегу. Вдали заснеженный лес.

И.Э. Грабарь «Февральская лазурь».
Сам художник рассказывал об истории создания картины так «Было необычное утро, казалось, что природа праздновала какой-то небывалый праздник, – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и ярких теней на синем снегу».
Задание:
Какая картина, по вашему мнению, могла бы служить иллюстрацией к произведению И.С.Никитина «Встреча зимы»
(На столах у ребят лежат вырезанные из бумаги снежинки, дети прикрепляют их под картины художников).
11. Пословицы и поговорки о зиме.
1.Зима без снега – лето без хлеба.
2.Зима -не лето ,в шубу одета.
3.Готовь зимой телегу, а сани летом.
12. Домашнее задание:
Выучить наизусть стихотворение «Встреча зимы»,
нарисовать иллюстрации к стихотворению.
13.Итог урока.
– С какими произведениями мы познакомились на уроке ?– Завершая наше путешествие, я хочу, чтобы музыка зимы звучала в вашей душе и прибавляла вам бодрости, здоровья и хорошего настроения.
Дополнительное задание:
Загадки о зиме.
* * * Запорошила дорожки,Разукрасила окошки.Радость людям подарилаИ на санках прокатила(Зима)
* * * Дел у меня не мало – Я белым одеяломВсю землю укрываю,В лед реки убираю,Белю поля, домаЗовут меня …(Зима)
* * * Укрыла землю одеялом,Сковала реки крепким
льдомИ окна нам разрисовалаИскристым белым  серебром.(Зима)
* * * Снег на полях,Лед на реках,Вьюга гуляет.Когда это бывает?(Зимой)
* * * Хоть сама и снег, и лед,А уходит – слезы льет.(Зима)
* * * Тетушка крутая,Белая да седая,В мешке стужу везет,На земле холод трясет.Сугробы наметает,Ковром землю устилает.(Зима)
* * * Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит девица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом, Все покрылось серебром. (Зима)
Школа- гимназия № 36

Открытый урок
по литературному чтению в 5 «А» классе
на тему:
И.С.Никитин «Встреча зимы».

Провела учительница русского языка и литературы:
Калиева Жанар Б.


Дополнительное задание.
4. Работа с пословицами.
Много писателями написано рассказов о зиме, много поэтами написано стихов о природе и зиме. Много пословиц в народе создано о природе и о зиме в частности.
К сегодняшнему уроку вы подготовили рисунок с пословицей о зиме.
Прочитайте её и растолкуйте.
5.Чтение стихотворения «эхом»
-А сейчас мы прочитаем стихотворение ещё раз.
-Я читаю две первые строчки каждого столбика, а вы две последние.
Зима Тютчив
Задания для себя:
1.Портреты поэта.
2.Иллюстрац к стих.
3.Написать на парты текст полный стих.(3)
4. Синонимы задание (3)
5. Метеф. Эпит. Написать на парты (3)
6.Картины художников.(3)
Принести ученикам ножницы и белую бумагу.( вырезать снежинки)
«Встреча зимы»
Поутру вчера дождьВ стёкла окон стучал,Над землёю туманОблаками вставал.Веял холод в лицоОт угрюмых небес,И, Бог знает о чём,Плакал сумрачный лес.В полдень дождь перестал,И, что белый пушок,На осеннюю грязьНачал падать снежок.Ночь прошла. Рассвело.Нет нигде облачка.Воздух лёгок и чист,И замёрзла река.На дворах и домахСнег лежит полотномИ от солнца блеститРазноцветным огнём.На безлюдный просторПобелевших полейСмотрит весело лесИз-под чёрных кудрей,Словно рад он чему, —И на ветках берёз,Как алмазы, горятКапли сдержанных слёз.Здравствуй, гостья-зима!Просим милости к намПесни севера петьПо лесам и степям.Есть раздолье у нас, —Где угодно гуляй;Строй мосты по рекамИ ковры расстилай.Нам не стать привыкать, —Пусть мороз твой трещит:Наша русская кровьНа морозе горит!Искони уж таковПравославный народ:Летом, смотришь, жара —В полушубке идёт;Жгучий холод пахнул —Всё равно для него:По колени в снегу,Говорит: «Ничего!»В чистом поле метельИ крутит, и мутит, —Наш степной мужичокЕдет в санках, кряхтит:«Ну, соколики, ну!Выносите, дружки!»Сам сидит и поёт:«Не белы-то снежки!..»Да и нам ли подчасСмерть не встретить шутя,Если к бурям у насПривыкает дитя?Когда мать в колыбельНа ночь сына кладёт,Под окном для негоПесни вьюга поёт.И разгул непогодС ранних лет ему люб,И растёт богатырь,Что под бурями дуб.Рассыпай же, зима,До весны золотойСеребро по полямНашей Руси святой!И случится ли, к намГость незваный придётИ за наше доброС нами спор заведёт —Уж прими ты егоНа сторонке чужой,Хмельный пир приготовь,Гостю песню пропой;Для постели емуБелый пух припасиИ метелью засыпьЕго след на Руси! (20 ноября 1854)
В стихотворение И. С. Никитина дано описание начала зимы. Здесь одна картина сменяет другую, кадры представлены точно и четко. Вчера была поздняя осень: дождь стучал в окна, вставал туман, веял холод, плакал лес. И человеку было грустно и тяжело. Но вот выпал снег! Лирический герой поражен. Он рад и счастлив от обновления природы: воздух легок и чист, снег блестит разноцветным огнем, весело смотрит лес, как алмазы горят капли. Через настроение природы поэт стремится выразить своё состояние и настроение. Автор хочет сказать, что природа живая, что она может грустить и радоваться и влиять на настроение человека.

Метафора, сравнение или эпитет ?
1._________________ туман облаками вставал , снег лежит полотном, как алмазы горят капли слез , растет богатырь, что под бурями дуб.
2._________________ угрюмые небеса, воздух легок и чист, в чистом поле весна золотая,
Русь святая, гость незваный, на сторонке чужой.
3._________________ плакал лес, замерзла река, горят капли слез, смотрит весело лес, мороз трещит , кровь горит, вьюга поёт.
Метафора, сравнение или эпитет ?
1._________________ туман облаками вставал , снег лежит полотном, как алмазы горят капли слез , растет богатырь, что под бурями дуб.
2._________________ угрюмые небеса, воздух легок и чист, в чистом поле весна золотая,
Русь святая, гость незваный, на сторонке чужой.
3._________________ плакал лес, замерзла река, горят капли слез, смотрит весело лес, мороз трещит , кровь горит, вьюга поёт.
Метафора, сравнение или эпитет ?
1._________________ туман облаками вставал , снег лежит полотном, как алмазы горят капли слез , растет богатырь, что под бурями дуб.
2._________________ угрюмые небеса, воздух легок и чист, в чистом поле весна золотая,
Русь святая, гость незваный, на сторонке чужой.
3._________________ плакал лес, замерзла река, горят капли слез, смотрит весело лес, мороз трещит , кровь горит, вьюга поёт.
Метафора, сравнение или эпитет ?
1._________________ туман облаками вставал , снег лежит полотном, как алмазы горят капли слез , растет богатырь, что под бурями дуб.
2._________________ угрюмые небеса, воздух легок и чист, в чистом поле весна золотая,
Русь святая, гость незваный, на сторонке чужой.
3._________________ плакал лес, замерзла река, горят капли слез, смотрит весело лес, мороз трещит , кровь горит, вьюга поёт.