Общеобразовательная программа дополнительного образования «Юный художник» по художественно-эстетическому направлению


Общеобразовательная программа дополнительного образования
«Юный художник»
по художественно-эстетическому направлению
Составитель:
Терентьева Ольга Викторовна
воспитатель
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.
Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.
Программа предполагает освоение детьми художественных приемов и интересных средств познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны: отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны: умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений. 
Поэтому овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития способности к рисованию. Реализация поставленных ребенком целей и задач способствует полноценному и разностороннему развитию. 
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения «Радуга», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.
Цель программы:
Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования, основы художественной культуры ребенка через народное декоративное искусство
Задачи:
вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизни;
Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков создавать условия для освоения цветовой палитры.
приобщать детей к народному декоративному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;
уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
Познакомить детей с истоками искусства мастеров, краткой историей.
Познакомить с характерными элементами, колоритом, типичным для этих узоров, композициями узоров.
Учить детей предварительному замысливанию декоративного узора.
Учить последовательности анализа: самые крупные и мелкие элементы и их месторасположение в общей композиции.
Формировать у детей устойчивое желание к дальнейшему совершенствованию полученных навыков.
Основные методы обучения:
позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Материальное обеспечение объединения:
-краски, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки;
-баночки для воды, простые карандаши, кисточки, ластик.
-альбомы для рисования, палитра.
-репродукции картин известных художников,
-компьютер для просмотра презентаций.
Исходя из поставленных задач, важнейшими принципами построения программы являются:
научность и доступность: использование на занятиях доступных для детей понятий и терминов, учет уровня подготовки, опора на имеющийся у детей опыт от простого к сложному;
системность, последовательность и доступность в освоении трудовых приемов: изучение нового материала опирается на ранее приобретенные знания;
гуманистический характер отношений педагога и ребенка: ребенок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, уважении к личности и демократическом стиле взаимоотношений педагога с детьми;
принцип природосообразности - предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей при включении их в различные виды деятельности;
разнообразие и приоритет практической деятельности;
поощрение творческих достижений обучающихся, самостоятельности при выполнении творческих практических работ;
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;
принцип осмысленного подхода обучающихся к творческой работе, ходу ее осуществления и конечному результату.
Ожидаемые результаты образовательной деятельности:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Участие в районных, областных выставках и конкурсах в течение года.
Конечным результатом обучения считается умение:
Последовательно рисовать отдельные предметы, предметы природы;
Последовательно работать над живописным изображением рисунка;
Применять разные техники изображения
Выделять элементы узора и составлять из них композицию.
Подбирать и передавать колорит нужной росписи.
Пользоваться несколькими способами рисования (Концом кисти, всем ворсом, тычок, примакивание, прикладывание).
Самостоятельно и творчески применять умения и навыки полученные на занятиях.
Диагностические критерии оценки знаний и детских работ по декоративно-прикладному искусству:
Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;
Умеет самостоятельно провести анализ изделия;
Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);
Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;
Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;
Использует декоративные элементы в работе;
Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность;
Оригинальность.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения для детей возраста 5-7 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу – 30-35 минут, количество часов в неделю - 2 часа, 72 часа в год.
Количество обучающихся в подгруппе составляет 12 человек.
Способы проверки результатов освоения программы:
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
Конкурсов;
Выставок детских работ в детском саду;
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
В конце года готовится итоговая выставка работ.
Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и теоретические знания, приобретенные в процессе освоения данной программы, помогут стать кому-нибудь грамотным, заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем.