Игровое логопедическое занятие В гостях у старика годовика


Открытое
игровое обобщающее логопедическое занятие
по теме «Времена года»
3Г класс

В гостях у
старика-годовика


Цель:
Обобщить знания, активизировать словарь детей по теме «Времена года».
Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание, артикуляционную, общую и мелкую моторику, пространственные представления.
Развивать грамматический строй речи, путем образования новых слов и новых форм слова. Учить образовывать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.
Развивать фразовую речь. Строить грамматически правильные высказывания, соответствующие закономерностям языка.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.


Оборудование: мультимедийная презентация, мяч, дидактический раздаточный материал по теме, масляные мелки, листы офисной бумаги.
Ход занятия:
I.Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Мне приятно видеть улыбки на ваших лицах, это значит у вас хорошее настроение. Наше занятие будет очень необычным и интересным. Вы узнаете много нового. Но для начала выполним разминку. Сядьте ровно, спины выпрямите, расправьте плечи, ноги поставьте ровно. Сделайте глубокий, ровный вдох носом – вдохните свежесть осеннего дня, а затем постепенно , медленно выдохните воздух через рот. (Упражнение повторить пять раз).
Артикуляционная разминка.
А теперь хором повторим чистоговорку, четко произносите все слова, правильно проговаривайте звуки:
Ветер листьями шуршит.
Мышь у норки шебуршит.
Лес осенний не молчит,
Он урчит, бурчит, ворчит.

II. Вводная беседа Осень уже подходит к концу, давно остались позади беззаботные летние денечки. И не только для вас, ребята. У лесных жителей хлопот тоже прибавилось. Голова идет кругом от всего, что нужно успеть сделать, пока не пришли морозы, пока еще длинный день, и в лесу вдосталь еды. Вот и трудятся лесные жители с ночи до зари, чтобы было чем зиму встречать.
А вокруг все меняется не по дням, а по часам. Природа торопится год завершить. Что ни день, то новость. Вот и к нам пришли четыре посылки (четыре коробки с надписями: зима, весна, лето, осень) и письмо. Вот послушайте сами, что нам пишут.

Читаем письмо
Слайд № 2
СТРАШНЫЙ НЕВИДИМКА
Он объявился в лесу. Жуткие дела стали твориться там – кто-то безжалостно содрал с деревьев листья, примял, перепутал и положил траву. Бесследно исчезли птицы – пеночки, зяблики, дрозды. Вчера их еще слышали и видели, а сегодня нет ни одной.
Звери и птицы испуганно попрятались в чаще. Невидимка находил их и там. Он делал все, что хотел, перекраивал на свой вкус и лад. Взял и выкрасил зайцам задние ноги в белый цвет, будто на каждого зайца белые штаны надел. Рыжих белок сделал серыми. Пестрых куропаток – белыми. Барсуков, ежей и енотовидных собак до того запугал, что попрятались они в норы, забились под корни деревьев и носы не кажут.
Перетрусили лесные жители. Что ни день, в лесу страшные новости. Исчезли куда-то лягушки и жабы. Пропали бабочки и мухи. Больше всех испугались сеголетки – те, кто этим летом на свет появился. Вот натерпелись страху! Да что сеголетки, старый медведь и тот берлогу облюбовал, чтоб от страшного Невидимки спрятаться.
Невидимка бродит по лесам и полям, гнет деревья, свистит, волны на берег выплескивает. То землю дождем размочит, то морозцем закует. Все дороги, мосты поломал, канавы водой залил. И никто с ним ничего поделать не может: не видно его, Невидимка он!


Давайте-ка, ребята, мы с вами отправимся в лес и успокоим лесных жителей. Поможем им разобраться: кто таков – этот невидимка?
Чтобы попасть в лес нужно правильно ответить на вопросы.

Дидактическое упражнение «Что за чем идет».  -Какой месяц следует за декабрем?  -Какой месяц идет после января? -Какой месяц находится между мартом и маем?  -Назовите последний месяц весны.  - Назовите первый месяц лета.  -Какой месяц находится перед августом?  -Какой месяц идет до октября?  - Как называется последний осенний месяц? 

III.Сообщение темы занятия

Как вы уже догадались, мы сегодня будем говорить о временах года.

IV. Обобщение Слайд № 3
Мы попали в лес. (Аудиозапись «Атмосфера зимнего леса»). Ничего не понимаю.
Свистит метель – белая метла дороги метет. Дымятся сугробы. Скользит яростная поземка.
Кружат вихри хороводами, заметают пути-дороги.
Тучи-снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Круговерть от земли до неба.
Холодно как. Разве об этом говорилось в письме. Кажется, я начинаю понимать чьи это проделки. Вы знаете, в этом лесу живет старик-годовик. Кто это вы узнаете из сказки Владимира Ивановича Даля. Вот послушайте.
Слайд № 4
Сказка
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
- Как вы думаете, что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (Времена года.)
- Как называется месяц, который стоит перед январем? (Декабрь)
- Как называется последний месяц зимы? (Февраль)
- Какой месяц стоит между декабрем и февралем? (Январь)
- Назовите по порядку зимние месяцы? (Декабрь, январь, февраль) Слайд № 5

Сейчас мы откроем посылку на которой написано «Зима». (Открываем коробку, достаем снежинки, снежки, белые листы бумаги). Ребята в какие игры вы любите играть зимой ( кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки)
Я предлагаю вам поиграть в снежки. Для этого из листа бумаги нужно сделать снежок. (Делают снежок из бумаги. Элементы Су-Джок терапии).
А теперь поиграем в снежки. Пока звучит музыка, можно бросать друг в друга снежками. Как только музыка перестанет звучать, прекращаем играть).

V.Физминутка «Игра в снежки».

Слайд № 6
Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите? (Аудиозапись звуков весеннего леса, звон капели, журчание ручья). Пока мы играли в снежки, снег растаял, расцвели цветы. Как вы думаете, какое время года наступило? (Весна)
У нас новая посылка, посмотрим, что в ней. (Из посылки достают подснежники, капельки, и загадки). А вот и новое задание. Нужно отгадать загадки:
Слайд № 7
Загадки 1. Дует теплый южный ветер, Снег чернеет, мякнет, тает,. Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (Март)

2. Этот месяц как шагнет, Яростно река ревет, В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Месяц к нам пришел ... (Апрель)
3. Зеленеет даль полей, запевает соловей, В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят, Гром грохочет. Угадай: Что за месяц это? (Май)

- Назовите по порядку весенние месяцы? Март, апрель, май).
Шуточная весенняя викторина
- Слушайте внимательно все что я скажу. Если согласны говорите «да», если не согласны «нет».
К нам опять весна пришла.
Что она нам принесла?
Будем вместе обсуждать
И по смыслу добавлять
Два простых понятных слова
«Да» иль «нет» Ну что ж, готовы? (Да).
Ручейки весной текут? (Да.)
Крокодилы в них плывут? (Нет).
Аль большие корабли
Свои грузы повезли? (Нет).
На полянах расцвели одуванчика цветы? (Да).
Мы букеты соберем? (Да).
Новый год встречать пойдем? (Нет).
С крыши капает вода? (Да).
Это снег растаял, да? (Да).
Из берлоги лезет зайка? (Нет).
На него надета майка? (Нет).
Или в шляпе он с пером? (Нет).
И медведя целиком хочет съесть,
Но тот не хочет (Нет).
И от страха так хохочет, (Нет).
Что все звери стали петь? (Нет).
Или все ж таки медведь начал с голоду реветь? (Да).
Рыбку в речке он найдет? (Да).
Медвежатам принесет? (Да).
Птицы с юга прилетают? (Да).
Звонки песни распевают? (Да).
Весну в гости зазывают? (Да).

Слайд № 8

- Молодцы ребята. Вы справились с эти заданием. И посмотрите, какое время года наступило? (Лето). Откроем посылку с надписью лето. (Открываем посылку, достаем разноцветные цветы, бабочек, ягоды и мяч).
Дидактическая игра с мячом « Ответь на вопрос «как?» - Утром светло, а днем еще (как?) светлее.  - Вечером темно, а ночью еще (как?) темнее.  - Весной тепло, а летом еще (как?) теплее.  - Весной солнце светит ярко, а летом еще (как?) ярче. - Весной птицы поют звонко, а летом еще (как?) звонче. 
- Как называется первый месяц лета? Июнь.
-Какой летний месяц самый жаркий? Июль. - После какого летнего месяца наступает осень? После августа.  
- Назовите по порядку летние месяцы? (Июнь, июль, август). Слайд № 9

Слайд № 10
Смотрите, наш лес стал осенним.
Я очень люблю это время. Старик-годовик уже махнул своим рукавом и осень наступила. И теперь мы сможем помочь лесным жителям узнать, кто таков «страшный невидимка», что поселился в лесу.
Дать полные ответы на вопросы.
– Что произошло с деревьями? Кто безжалостно содрал с них листья? (Листья пожелтели, покраснели, опадали, осыпались, засохли. Деревья стоят голые.) 
- Как называют явление природы, когда с деревьев опадают листья? (Листопад.) 
- Кто примял, перепутал и положил траву? С травой осенью что произошло? (Засохла, пожелтела, увяла.)
– Куда исчезли певчие птицы: пеночки, зяблики, дрозды? (Улетели в теплые края.) Почему? (Осенью исчезли насекомые, птицам стало нечего есть. Травянистые растения увяли. Зимой многие птицы совсем не смогли бы найти себе пищу.) Как называют этих птиц? (Перелетные.) – Куда исчезли насекомые: бабочки, мухи? (Спрятались в старые пни, коряги, забрались под кору деревьев.)
- Куда пропали лягушки и жабы? (Спрятались, зарылись в мох, ил). – Кто перекрасил зайцам задние ноги в белый цвет, а рыжих белок сделал серыми? (Звери готовятся к зиме, они меняют шкуру (заяц, белка, лиса), делают запасы на зиму. (белки, бурундуки)
. –Кто запугал барсуков, ежей и даже медведя? Почему их не видно в лесу? (Они впадают в спячку на всю зиму (медведь, еж, барсук)
– Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда морозная и даже выпадает снег.)
- Как зовут страшного лесного невидимку? (Лесного невидимку зовут осень)
Как прекрасны краски осени!
Игра в мяч словообразование относительных прилагательных от слова осень
Солнце осеньюосеннее;
ветер осенью
небо осенью
туча осенью
дождь осенью
лес осенью
погода осенью
пальто осенью
сапоги осенью
одежда осенью -
день осенью
утро осенью
роща осенью
ночь осенью -
вечер осенью
Ребята, а вот и наша четвертая посылка. Давайте, посмотрим, что в ней. (Нахожу задания, открываю, читаю.)
Работа с деформированным текстом. Слайд № 11
Ребята, нужно правильно употребить слова, написанные в скобках. (Задание достаточно сложное. Выполняем его вместе с детьми. Можно использовать работу со слайдом или работу с интерактивной доской, что более наглядно).
Уже (попрощаться)_____________ с нами золотая осень. (Улететь) ___________ последние птицы. (Опустеть)________________ поля. (Отцвести)______________
в садах поздние цветы.
Сейчас ходит по полям и лесам хозяйкой белокосая зима. Укрывает землю белым одеялом. Красит окна белым узором.
Потом (постучать) _____________ в окна весна. (Раскрасить) _______________ природу голубым и зеленым. (Прилететь) _________________ домой птицы. (Зацвести) ____________ сады.
Назовите по порядку осенние месяцы? Сентябрь, октябрь, ноябрь. Слайд №12

- Нам пора возвращаться в класс. А чтобы вернуться, нужно нарисовать на память старику-годовику рисунки об осени. Времени у нас остается мало, я открою вам один маленький секрет, как можно красиво и быстро нарисовать осенние картины. Слайд № 13.

Под лист бумаги (бумагу использовать обычную, офисную)  подложите листики,
а сверху проведите волшебным карандашом, (масляные карандаши) держа его плашмя,
и на вашем листе появиться рисунок: лист со всеми прожилками!!!
- Вот мы и вернулись в класс.
Замечательные рисунки у вас получились. Сложим их в конверт и отправим в лес, в подарок старику-годовику.
- Подождите, здесь в посылке еще что-то есть. Это гостинцы от старика-годовика: настоящие лесные яблочки и орехи. Угощайтесь, ребята!

VI. Итог урока
Слайд № 14
Молодцы, ребята! Вы сегодня замечательно работали! Правильно выполнили все задания. Нарисовали прекрасные картинки.
У кого в гостях мы побывали?
Кто такой на самом деле старик-годовик?
Что больше всего вам понравилось на занятии?
Мне было очень приятно работать с вами. До свидания!


При подготовке к занятию использовала:
1.Викторины для дошкольников с нарушением речи. Гордеева С.Е., Макаренко Л.Н. - ж/л «Логопед» №8/2012
2.Текст Н. Сладкова – «Практическое пособие по развитию речи» О.В.Уварова, Е.А.Нефедова.
3..Ж/л «Юный натуралист»
4.Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]