Технологическая карта индивидуального логопедического занятия для дошкольника старшего возраста по коррекции звукопроизношения.


Технологическая карта индивидуального логопедического занятия для дошкольника старшего возраста по коррекции звукопроизношения.
Цель: автоматизировать звук Р в словах и предложениях (в положении со стечением согласных).
Задачи:
коррекционно-развивающие:– корригировать произношение;– корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;– корригировать и развивать слуховое и зрительное восприятие;– развивать мелкую моторику кистей рук;– развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;– развивать внимание, память, логическое мышление;– навык самоконтроля, усидчивости.
образовательные:– уточнить и расширить словарь по темам “Дикие животные”, “Олимпиада в Сочи”, “Зимние виды спорта”;– систематизировать и обобщить знания по теме “Зимние виды спорта”.
воспитательные:– воспитывать интерес к занятиям;– воспитывать самостоятельность;– воспитывать бережное отношение к пособиям.
здоровьесберегающие:– планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;– соблюдать правильную посадку ребенка;– способствовать созданию благоприятного психологического климата;– чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: компьютерная презентация “Зимние виды спорта”; игрушки – олимпийские талисманы (Зайка, Белый Мишка, Леопард ); предметные картинки с изображением зверей (тигр и тигры, бобр и бобры, кобра и кобры, зебра и зебры, гепард и гепарды, крот и кроты, барс и барсы); картинка “сугроб”; сюжетные картинки: фигурное катание, сноуборд ,прыжки с трамплина, горнолыжный спорт, кёрлинг, хоккей, бобслей, биатлон, 8 картинок с изображением кедра; картинка-пазл “Олимпийский Леопард”(на обратной стороне каждой детали наклеены изображения частей тела указанных выше зверей); указка; предметные картинки из пособия Каше Г.А.
Ход занятия
Виды работы на этапе. Деятельность педагога. Деятельность ребенка. Какие задачи решались в ходе выполнения задания
1. Организационный момент.
1.1. Психологический настрой.
Психогимнастика. Педагог просит ребенка представить, что он может превращаться в разных животных. Затем предлагает превратиться сначала в тигра и порычать грозно; потом в кошечку. Кошечка хитрая, увидела на столе сметану, запрыгнула и мурлычет. Логопед предлагает изобразить, как кошечка мурлычет, облизывается. Педагог сообщает, что ввернулся хозяин и рассердился на кошечку, прогнал ее: “Брысь!” Просит ребенка показать, как хозяин прогнал кошечку. Ребенок выполняет
 
 
  Способствовать
созданию благо-
приятного психологического климата.
1.2. Вводно-организационный этап.
Беседа. Логопед выясняет, догадался ли ребенок, с каким звуком мы сегодня будем продолжать работать? Ребенок отвечает Организовать ребенка.
Настроить ребенка на занятие.
2. Основной этап.
2.2. Проверка домашнего задания.
 
Опрос. Педагог проверяет домашнее задание по теме Звук Р в слогах и в словах со стечением согласных, просит ребенка произнести слова по указанной теме. За каждое правильно произнесенное слово логопед дает ребенку цветные фишки. Ребенок произносит слова. Выяснить правильность произношения звука
Р в слогах и словах со стечением согласных
2.2. Актуализация знаний.
Отгадывание загадок.
Демонстрация картинок.
Беседа. Педагог предлагает ребенку послушать и отгадать загадку. Логопед просит ребенка рассмотреть изображения зимних видов спорта на мониторе компьютера, назвать их. Затем выясняет, кто является талисманами олимпиады в Сочи, каким видом спорта увлекается Леопард. Ребенок отгадывает загадку, рассматривает картинки и называет зимние виды спорта.
Затем вспоминает, кто является талисманами олимпиады в Сочи, отвечает, что Леопард – альпинист, он занимается сноубордом. Привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к занятию.
Актуализировать знания по теме занятия.
2.3. Введение в тему. Изучение нового материала.
Упражнение.
  Педагог сообщает ребенку, что сегодня его ждут приключения с Олимпийским Леопардом, во время которых он будет продолжать учиться произносить звук Р. Ребенок вспоминает, как правильно произносить звук Р. Определить уровень усвоения ребенком правильного произношения звука Р.
Объяснение.
 
  Логопед рассказывает ребенку, о том, что случилось с Леопардом в горах.
Затем сообщает, что на помощь Леопарду пришли разные животные. Но начался сильный снегопад, и всех зверей засыпало снегом. Ребенок слушает. Формировать представления о предстоящей деятельности.
Дидактическая игра.
 
  Педагог демонстрирует картинку “сугроб” и просит ребенка посмотреть и назвать, какие звери оказались под снегом. За каждое слово ребенок получает картинку с изображением животных. Ребенок выполняет задание, повторяет слова за логопедом (тигр и тигры, кобра и кобры, бобр и бобры, гепард и гепарды, барс и барсы, зебра и зебры, крот и кроты). Обогащать словарь по теме: “Дикие звери”
Закреплять навык образования множественного числа существительных.
Упражнять в правильном произношении звука Р в словах со стечением согласных.
Пальчиковая гимнастика “Звери”.
Упражнение. Логопед предлагает ребенку выполнить упражнение пальчиковой гимнастики. Ребенок выполняет упражнение. Развивать мелкую моторику.
Динамическая пауза. Речедвигательная ритмика.
 
Упражнение. Педагог просит ребенка выполнить движения с одновременным произнесением слогов со стечением звука Р и другого согласного. Ребенок выполняет упражнение. Способствовать снятию общего утомления.
Закрепить правильное произношение звука Р в слогах со стечением согласных. развивать фонематическое восприятие, общую моторику.
2.4. Закрепление изученного материала.
Дидактическая игра. Логопед предлагает ребенку поиграть в игру “Добрые звери”, и объясняет правила игры: звери отдают Леопарду звук Р и изменяют свои имена, но Леопард не хочет вредить своим друзьям и возвращает им звук Р. Ребенок выполняет задание, называет
зверя новым именем, пропуская звук Р, а затем вставляя звук Р на место. Развивать функцию языкового анализа и синтеза.
Дидактическая игра. Педагог предлагает помочь Леопарду другим способом: проложить трассу к подножию горы, где и находится потерянный звук.
Но по ходу трассы выросли огромные кедры. За каждым кедром спрятались сюжетные картинки с зимними видами спорта. Логопед объясняет, что нужно выбрать только тот вид спорта, в названии которого слышится звук Р и правильно произнести предложения. Ребенок выполняет задание.
Повторяет за логопедом предложения по выбранным картинкам Автоматизировать произношение звука Р в предложениях.
Обогащать пассивный и активный словарь по теме.
2.5. Контроль знаний и умений.
Самостоятельная работа. Педагог просит ребенка собрать картинку– пазл “Олимпийский Леопард”, при этом надо рассмотреть обратную сторону каждой детали, угадать, какое животное прячется там и назвать его. Ребенок выполняет задание, произносит названия животных со звуком Р (слова со стечением согласных). Осуществить контроль уровня усвоения материала.
3. Итог занятия.
3.1. Оценка деятельности.
Опрос. Оценивание. Логопед предлагает ребенку вспомнить, какое “приключение” было на занятии, и какой звук он учился произносить.
Затем оценивает работу ребенка и дарит ему талисман “Олимпийский Леопард”. Ребенок отвечает, называет звук, уточняет правильную артикуляцию звука. Обобщить тему занятия. Развивать память. Оценить деятельность ребенка на занятии.
3.2. Домашнее задание.
Объяснение. Педагог объясняет ребенку домашнее задание по пройденной теме из пособия
“День рождения Р”. Ребенок получает домашнее задание. Закрепить тему, пройденную на занятии, дома.
Список литературы
Баскакина И.В., Лынская М.И. День рождения Р. Логопедические игры. – М. Айрис-пресс.2013.
Перегудова Т.С. , Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков [Р ], [РЬ ]. – СПб. КАРО. 2007.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М. Владос.1999