«Музыка в коррекции нарушений звукопроизношения. Использование пальчиковых игр»


Консультация для родителей
«Музыка в коррекции нарушений звукопроизношения.
Использование пальчиковых игр»
Использование музыки на логопедических занятиях способствует развитию слуховых функций, речевой функциональной системы, памяти, внимания, творческих способностей, а также помогает формировать личность ребёнка.
Одним из эффективных видов работы над речью является логоритмика, которая способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма высказывания (Э.Жак-Далькроз, Г.А. Волкова, В.А.Гринер и др.) В результате соединения речи с движением создаются устойчивые связи трудно дифференцированных «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями артикуляционного аппарата. Наличие этой связи позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, моторику рук.
Артикуляционная гимнастика – постановка и автоматизация звуков. Выполнение артикуляторных музыкальных комплексов способствует формированию навыка переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах.
Исследования показали, что выполнение движений под музыку позволяет на рефлекторном уровне, без участия сознания человека, согласовать амплитуду и скорость выполнения движений с заданным ритмическим стимулом. В результате создаются правильные моторные привычки, возникает способность не только ритмично двигаться, но и чётко представлять временно-пространственные соотношения. Таким образом, музыка является организующим, руководящим началом и естественным регулятором движений. Помимо чёткой ритмизации, музыка имеет ещё разнообразную, эмоциональную окраску, что также влияет на тонус выполнения движений: весёлая песня заряжает энергией и увеличивает амплитуду движений, грустная – делает движения плавными и неторопливыми.
Для повышения эффективности работы лучше подбирать знакомую и интересную детям музыку, с простой ритмической структурой и чёткой фразировкой.
Пальчиковая гимнастика – также используется на музыкальных занятиях и служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребёнка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
Комплекс музыкально-логопедических упражнений, который может быть использован для постановки и автоматизации звуков «р» и «л», также и родителями в домашней обстановке:
Упражнение «Улыбка»
Музыкальный материал: песня «Улыбка», музыка В.Шаинского.
Цель: развитие артикуляционной моторики.
1-4 такты: «улыбка» - губы улыбаются, слегка обнажая зубы.
5-8 такты: «забор» - показав сомкнутые зубы.
9-12 такты: «трубочка» - вытянуть губы вперёд.
13-16 такты: «орешек» - узкий кончик языка попеременно упирается то в одну, то в другую щёку.
17-24 такты: «наказать непослушный язык», пошлёпывая его губами 5-6 раз. Затем удерживать широкий язык в спокойном положении, рот открыт.
25-28 такты: «грибок» - рот открыт, прижать широкий язык к нёбу.
29-32 такты: «лошадка» - рот открыт, губы в улыбке. Цокать языком, растягивая подъязычную связку.
Упражнение «Попутный ветер»
Музыкальный материал: вальс И.Штрауса.
Цель: развитие длительного, плавного, целенаправленного выдоха.
Оборудование: пособия для поддувания (бумажные кораблики)
Выполнение: под музыку поднять руки вверх и на сильную долю каждого такта подуть на кораблик.
Упражнение «Самолёты»
Музыкальный материал: «Вальс» А.Жилина.
Цель: автоматизация сонорных звуков «р» и «л».
1-8 такты: дети изображают самолёты и «разогревают моторы». При этом они стоят на месте, произнося звук «р».
1-8 такты (повторение): дети «заводят пропеллеры» и с силой вращают руками, произнося «р».
9-16 такты: дети поднимают руки в стороны и под музыку бегут по кругу, произнося «л».
9-16 такты: (повторение): дети разворачиваются и бегут в противоположном направлении, произнося «л».
С окончанием музыки «полёт» заканчивается.
Упражнение «Заяц Егорка»
Цель: автоматизация «р» в ходе пения потешки «Заяц Егорка».
Заяц Егорка (покачать головой, держась за голову руками)
Свалился в озёрко.
Бегите под горку,(шаг вправо, хлопок)
Спасайте Егорку!(шаг влево, хлопок)
Звери прибегали,(два шага вперёд)
В озеро ныряли,(сесть на корточки)
Тащили Егорку(изображают тянущие движения руками, постепенно вставая)
Из речки на горку!(сделать два шага назад, продолжая выполнять руками тянущие движения