Множественное число имён существительных. Именительный падеж множественного числа.

Конспект урока русского языка. 4 класс.

Тема урока: Множественное число имён существительных. Именительный падеж множественного числа.

Цель: познакомить учащихся со склонением имён существительных во множественном числе.

Задачи: I. Образовательные:
учить различать имена существительные в единственном и множественном числе;
познакомить учащихся с особенностями окончаний имён существительных в именительном падеже множественного числа;
развивать навык склонения по падежам существительных во множественном числе;
дать знания о правописании словарных слов.

II. Развивающие:
развивать мышление (операции анализа, синтеза, обобщения);
развивать зрительное и слуховое внимание;
развивать речь учащихся через полные ответы.

III. Коррекционные:
предупреждать переутомление детей посредством многократной смены видов деятельности на уроке;
снимать излишнее возбуждение и перенапряжение детей посредством использования элементов релаксации и медитации под музыку;
развивать навыки волевой регуляции (управления) посредством чёткого определения очерёдности ответов учащихся;
осуществлять индивидуальный подход к учащимся, учитывая темп работы.

Оборудование:
аудиодиск с записью музыки для релаксации;
пособие к игре «Пары слов»: домики на доске и разрезные карточки у детей;
раздаточный материал для чистописания (соединения букв – окончаний существительных);
таблица с текстом правила;
пособие к игре «Замок падежей»: замок, карточки с названиями падежей, карточки с падежными вопросами;
плакат «Гимнастика для глаз»;
пособие «Кроссворд» для словарно-орфографической работы;
карточка со словарным словом вокзал;
раздаточный материал: карточки с правилом, в котором пропущены ключевые слова.

Ход урока:

I. Организационный момент. Настрой на работу.
Проверка готовности к уроку (тетрадь, ручка, карандаш).
- Закройте глаза и послушайте музыку, она вам поможет настроиться на работу. (Учитель включает аудиозапись).

II. Игра «Пары слов». (На доске – пособие к игре, у детей – разрезные карточки).
Начнём с разминки. Игра называется «Пары слов». На доске в «домиках» записаны слова, найдите каждому слову «пару». (Дети по очереди выходят к доске и ищут «пару» своему слову).
Что можно сказать о словах в «домиках»? (Они в ед. числе).
Что можно сказать о словах на карточках? (Они во мн. числе).

III. Объявление темы урока.
Тема нашего урока: Множественное число имён существительных».

IV. Чистописание. (У детей – карточки для чистописания).
Прежде чем начать работу, подготовим руку к письму.
Что вы видите на карточке в первой строчке? (Соединение букв А и Я).
Во второй строчке? (Соединение букв Ы и И).
Это безотрывное письмо или письмо с отрывом руки? (Безотрывное).
Проверьте правильность посадки, продолжите строки соединений.

V. Работа над темой урока. (Таблица с правилом).
а)
Итак, посмотрите на пары слов в «домиках».
Как изменяются слова в парах? (По числам).
Выделим окончания в данных словах.
Что изменяется при изменении по числам? (Окончания).
Как отличить существительное в единственном числе от существительного во множественном числе? (По значению: имя сущ. в ед. числе обозначает один предмет, а во мн. числе – много).
Прочитайте первую часть правила.

б)
Что заметили в окончаниях имён существительных множественного числа? (Слова имеют окончания -а, -я, -ы, -и).
Прочитайте вторую часть правила.

в)
Поиграем. Я буду называть слово в единственном числе, а вы – во множественном, и называть окончание. Например: кот – коты, окончание -ы.
Слова: мышь, утёнок, зеркало, девочка, тюльпан, загадка, дом, лагерь, журавль, оса.

Итак, какие окончания бывают у имён существительных во множественном числе?
Выпишите в тетрадь по одному существительному во множественном числе с разными окончаниями.

г)
Сейчас будем изменять слова по падежам. Но сначала нужно вспомнить порядок следования падежей и падежные вопросы. Игра «Замок падежей». (Пособие).

У доски будут работать 2 ученика. Они будут склонять во множественном числе слова: конь, ель. (Остальные ученики – по два слова в тетрадях).
Как будут звучать эти слова во множественном числе? (Кони, ели).
Проверка.
Можно ли по окончаниям определить род и склонение этих существительных во множественном числе? (Нельзя).
Что нужно сделать? (Поставить слово в начальную форму – ед. ч. Им. п.).
Определите род и склонение этих слов в единственном числе.

VI. Релаксация под музыку – чередование напряжения и расслабления мышц. (Аудиозапись).

VII. Гимнастика для глаз. (Плакат).

VIII. Словарно-орфографическая работа.
(Кроссворд, карточка со словом «вокзал»).
Чтобы узнать, с каким словарным словом мы сегодня познакомимся, разгадаем кроссворд.
(Учитель читает вопросы, дети отгадывают, слова записываются в сетку кроссворда и в тетради).

Я зашёл в зелёный дом
И не долго пробыл в нём.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом. (Вагон).

Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда.
Двойное «эр» содержит он
И называется (Перрон).

На большие расстояния
Мчится он без опоздания.
Пишется в конце два «эс»,
Называется (Экспресс).

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд).

Вещи, кладь пассажиров, упакованные для перевозки. (Багаж).

Вот вагон открыл нам двери,
В город лестница ведёт.
Мы своим глазам не верим:
Всё стоит, она идёт. (Эскалатор).

Прочитайте слово, получившееся по вертикали. (Вокзал).
Вокзал – это большая станция на путях сообщения.
Послушайте, как возникло это слово.
Одна английская дама Джейн Вокс превратила свою усадьбу в место общественных гуляний. Это место стали называть её именем: Вокс-холл, т.е. зал госпожи Вокс. Когда в России построили железную дорогу из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали «вокзал». Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции в России.
(Карточка со словом): Запишите это слово, подчеркните орфограмму, поставьте ударение. Придумайте и запишите предложение с новым словом.

Образуйте множественное число записанных в тетради слов, назовите окончания.

IX. Закрепление. Повторение определений – работа с индивидуальными карточками «Заполни пропуски».
(У детей – индивидуальные карточки с пройденными правилами, в которых пропущены ключевые слова).
Сегодня на уроке мы много работали с именами существительными во множественном числе. Теперь я хочу проверить, как хорошо вы усвоили материал.
Положите перед собой карточку. В ней пропущены слова, впишите их.
Проверяем.

X. Повторение ранее пройденного. Диктант с подготовкой.
- Стр. 124, упр. 247.

XI. Итоги.
О чём говорили сегодня на уроке? (О мн. числе им. сущ.).
Что называют имена существительные во множественном числе? (Два или несколько предметов).
Что изменяется в имени существительном при изменении числа? (Окончание).
Различаются ли по склонениям имена существительные во множественном числе? (Нет).
Как определить род и склонение имени существительного? (Поставить его в начальную форму – ед. ч. Им. п.).

XII. Домашнее задание. Организационный момент.
- Запишите домашнее задание – стр. 124, упр. 247.