Эссе Моя педагогическая философия. Учитель года. Педагогический дебют.


Моя педагогическая философия.
«Если учитель соединяет в себе любовь
к делу и к ученикам, он - совершенный учитель»
Л.Н. Толстой
Еще когда я была маленькой девочкой и играла в школу, я часто представляла как я буду учить детей, каким я буду учителем: добрым, понимающим, чувствующим, иногда строгим, умеющим выслушать и помочь. Шли годы, но когда пришло время выбирать профессию, я уже знала, куда отнесу свои документы, ведь я мечтала об этом с самого детства.
Детство - не подготовка к будущей жизни, это сама жизнь. И от того, как оно пройдет, кто поведет за руку ребенка, зависит, каким человеком он станет.
Я считаю, что формирование творческой личности, способной самосовершенствоваться, самореализовываться в обществе через предоставление ей свободного выбора, через создание условий, обеспечивающих возможность формирования у учащихся социальных компетенций, возможно только в условиях личностного подхода в образовании, когда абсолютной целью является человек, личность. Для меня главным в школе является мой ученик, ведь именно из-за любви к детям я выбрала это замечательную профессию.
Учитель начальных классов - это учитель особой возрастной группы: младший школьник видит в своем учителе идеального человека, поэтому старается во всем подражать своему наставнику, копировать его поведение. От духовного богатства учителя, от его внутреннего багажа зависит развитие ребенка, его духовное богатство. Такие человеческие отношения, как умение дружить, чувствовать других людей, понимать и сострадать тем, кто рядом проявляется у ребенка через отношения с учителем и начинает формироваться уже в начальной школе.
Я думаю, главное качество учителя начальной школы - это доброта, любовь к людям, щедрость души и искренность в отношениях с ребенком. А главное дело учителя - целенаправленно влиять на ребенка, направлять его на пути развития своих личностных качеств, помогать ребенку понять себя и своих одноклассников, развивать умение любить и ценить себя и других людей.
Ученик должен стать творцом своей деятельности. Поэтому необходимо строить обучение так, чтобы ребенок, преодолевая трудности, добивался успеха, тогда его роль в обучении будет деятельностной, а результат более радостным.
Особое внимание я уделяю применению проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Я считаю, что интересный, развивающий проект, в котором каждый ребенок сможет проявить себя в той или иной мере, необходим для воспитания и развития на начальном этапе обучения. Проект подразумевает системно-деятельностный подход к обучению, и ребята учатся не только открывать для себя новые знания, но и сами открывают в себе то, что им больше всего интересно. За время работы над проектом они учатся пользоваться дополнительной литературой, отбирать нужную информацию, делать выводы, оценивать не только себя, но и свою работу, работать в команде. Работая над проектом, сплачивается не только коллектив класса, но и коллектив родителей, а у учителя появляется возможность тесно пообщаться с родителями класса, и узнать какую помощь могут оказать и взрослые. Главный элемент проектной деятельности - творческое начало. Ученик, по - моему мнению, должен получать право на инициативу, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.
Я глубоко убеждена, что главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями. Ведь ни для кого не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство их занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой лишь о материальном благополучии. Воспитание же детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер... Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но черствыми, злыми и жестокими. Поэтому работа с семьей - одна из главных задач классного руководителя. Я активно привлекаю родителей своих учеников к участию во всех классных и внеклассных мероприятиях. Вместе с родителями моего класса мы организовываем экскурсии, семейные праздники, ярмарки и многое другое круглый год, все вместе посещаем музеи и библиотеки. На наши семейные праздники приходят не только мамы и папы, но и младшие сестренки и братишки, и даже бабушки и дедушки. Мы вместе работаем, вместе отдыхаем, и в этом один из секретов сплоченности нашего класса.
Я думаю, главная задача учителя начальных классов в современных условиях – быть ребенку старшим товарищем, который помогает ставить цели и учит достигать их, и каждую минуту переживать процесс обучения с детьми и самому учиться с ними.
Я работаю в школе уже третий год, за это время у меня сформировались следующие принципы работы:Создавать благоприятную обстановку для развития потенциала каждого ребенка;
Любить и принимать всех детей такими, какие они есть;
Помогать детям ставить четкие цели, достигать их, преодолевая трудности;
Использовать в обучении системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы;
Развивать активную жизненную позицию у учащихся;
Работать в сотрудничестве с родителями детей и при их поддержке;
Быть честным с детьми;
В своей профессиональной деятельности я стараюсь следовать этим принципам и создавать такую обстановку для учащихся, чтобы процесс обучения стал более радостным и интересным для каждого из них.
Роль учителя начальных классов в становлении личности школьника сложно переоценить, ведь учитель должен быть для ребенка одновременно другом, наставником, соответствовать идеалу, который ждет от него ребенок. А кроме того, необходимо постоянно учиться, заниматься саморазвитием, быть компетентным в своей деятельности.
Нужно сказать, что выбрать профессию учителя – это поступок. И я горжусь, что моя профессия приносит мне массу удовольствия, и каждый день удивляет новыми открытиями.
Я искренне верю в то, что будущее нашей страны в наших руках, и именно от нас зависит, каким оно будет, и если каждый из нас будет просто профессионально и вдумчиво выполнять свои обязанности на своём рабочем месте, будет развивать в себе мастерство и стараться воспитывать личность, прежде всего нравственную, всё в нашей стране станет на свои места. И мы действительно можем, воспитывая патриотов, не только вспоминать славное прошлое нашей страны, но и гордиться его настоящим и верить в светлое будущее.