Эссе Педагогический дебют Конкурс профессионального мастерства молодых педагогов


Педагогический дебют
Каждый человек в течение своей жизни исполняет множество ролей: бытовых, социальных, профессиональных, ситуационных. Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и следуем правилам уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку различными являются роль покупателя и роль читателя. Только задумайтесь, сколько амплуа вы примеряете за один только день?
Представьте себе ситуацию. Вам предложили сыграть роль ученого в постановке пьесы. Вы прочитали сценарий и охотно согласились. На протяжении долгого времени добросовестно готовились к выступлению: учили слова, придумывали подходящие жесты, подбирали реквизит. Вот наступил долгожданный день. Но спектакль оказался на грани срыва, потому что один из актеров, играющий садовода, заболел, а второй – портной, опаздывал. Вам, конечно, стало очень обидно - столько времени и сил было потрачено! Вдруг режиссер предлагает вам спасти ситуацию: выйти на сцену, сыграв несколько ролей. Перед вами тут же встал вопрос, как перевоплотиться в садовода. А вот роль портного, если честно, вообще вам не нравилась. Что бы вы сделали? Согласились или бы все-таки перенесли выступление или вовсе отменили?
По окончании  школы перед каждым встает вопрос: «Кем быть?»
Выбор профессии – это одно из самых сложных решений, определяющих жизненное направление. Осуществляя его, мы ориентируемся на свои желания, приоритеты способности. Профессия – это и есть та жизненная роль, которую мы выбираем и готовимся сыграть. Решение стать педагогом было принято мной спонтанно и даже несамостоятельно, поэтому первые уроки в роли учителя оказались для меня очень тяжелы. Оказаться в центре внимания, спокойно перемещаться в аудитории, стать организатором действия – всё это явилось для меня настоящим испытанием. Позже урок перестал быть мучением, теперь это площадка для нахождения нового способа взаимодействия, это опыт коммуникации. Мой педагогический дебют – это мои уроки, пребывание в новой роли, самопознание.
Каждый раз, выходя на классную сцену, у меня возникают вопросы: «Каким учителем быть? Строгим или добрым, эмоциональным или спокойным? Как правильно подобрать модель поведения в столь быстро меняющихся школьных ситуациях?» Сегодня к учителю предъявляются различные профессиональные требования, такие как: универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки. Нельзя обойти вниманием внешний вид и стиль учителя. На мой взгляд, истинный учитель способен спокойно и естественно менять свои роли. Он может быть одновременно и педагогом, и родителем, и ребенком.
В одном из интервью Сергей Бодров рассказывал: «Я — не артист, я — не артист, — я не артист». А мне: «Нет, вы — артист!». А я: «Артист — это совсем другое. Это другие люди, другая конституция. Роль для меня — это не профессия. Это поступок, который совершаешь». Так и для меня учитель – это не профессия, а путь к новым способам взаимодействия, возможность импровизации, самосовершенствование.
А. Е. Мустафенова
Учитель русского языка и литературы
МБОУ НГПЛ им. А.С. Пушкина