Педагогический дебют. Презентация опыта У меня это хорошо получается


Виртуальная лаборатория - как эффективное средство повышения качества знаний и мотивации обучающихся
СЛАЙД1. Применение ИКТ на уроках биологии становится одной из основных форм обучения в современном образовательном процессе, способствующих мотивации к изучению предмета «биология» и, собственно повышению качества знаний учащихся по данному предмету.
В преподавании биологии эта форма обучения играет особую роль в связи со спецификой предмета, направленной на формирование грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями.
СЛАЙД2. Качество знаний обучающихся не перестает оставаться одним из главных составляющих учебного процесса наряду с формированием различных компетентностей, предъявляемых Федеральными государственными образовательными стандартами. Знания  выступают как средство развития личности.
Я заметила, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает.
Передо мной, как молодым педагогом встали вопросы:
- Как организовать обучение через желание?
- Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?
Для решения данной проблемы, я остановила свой выбор на использовании «Виртуальных лабораторий».
Актуальность использования «Виртуальной лаборатории» на уроках биологии заключается в том, что   появляется противоречие между трудностями усвоения учебного материала у детей и необходимостью обеспечить выполнение обязательного образовательного стандарта, а также включением учащихся в активный познавательный процесс. Разрешить данное противоречие позволяет использование новых информационных технологий.
Целью моей работы является апробация форм и методов новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе для повышения качества знаний и мотивации учащихся по биологии.
В обычных условиях мы не всегда можем наблюдать некоторые биологические явления (например, фотосинтез, синтез белка, репликация и т.д.) и проводить определенные опыты (наблюдение за размножением и питанием инфузории туфельки, изменение окраса животных и т.д.). Именно виртуальные лабораторные работы открывают передо мною и учащимся массу возможностей. Работа в сети интернет или с заранее подготовленными программами позволяет не только сформировать, но и закрепить знания, умения и навыки учащихся.
СЛАЙД. Внедрение в учебный процесс ИКТ изменяет методы преподавания, делает обучение более содержательным и зрелищным. Для организации исследовательской деятельности обучающихся я рекомендую использовать ресурсы, размещенные на сайтах: http://www.virtulab.net/http://fcior.edu.ru/http://bio.olymp.mioo.ru/course/view.php?id=66СЛАЙД. Планируя проведение уроков с использованием «Виртуальных лабораторий» я пользуюсь банком заданий из виртуального кабинета биологии
http://virtkab14.edusite.ru/p28aa1.html
СЛАЙД3. «Виртуальная лаборатория» уникальна. Данной программой предоставляется возможность собирать различные приборы, установки из составляющих элементов, производить работу с микроскопом. Программа контролирует каждое действие учащегося, проводя его через все этапы, необходимые для успешного выполнения опыта. В качестве средства повышения мотивации изучения предмета «Виртуальная лаборатория» может использоваться на всех этапах урока. В кабинете биологии нашей школы имеются все необходимые условия для использования данной лаборатори (компьютер, проектор, интерактивная доска).
Сейчас я продемонстрирую несколько лабораторных работ, которые я использовала на уроках. Одна из таких лабораторных работ – это работа по теме: «Строение одноклеточных животных», которую я использую в 7 классе по теме: «Жгутиконосцы, инфузории».
В данной виртуальной лаборатории выдерживаются все необходимые пункты выполнения лабораторных работ: тема л.р, цель работы, ход работы с подробным описанием выполнения работы, лабораторная работа (практическая часть) и формулирования вывода по работе.
Приступая к практической части, предлагается выбрать объект для изучения (амёба или инфузория-туфелька). Я продемонстрирую вам, ход лабораторной работы на примере инфузории туфельки. Первое задание – это рассмотреть инфузорию-туфельку. Определить основные элементы её строения и поместить их названия на правильные места, перетянув на соответствующие места. Если элементы расставлены неверно, то программа выдает предупреждение и не пропускает к следующему заданию.
Во втором задании данной лабораторной работы нужно сопоставить функции и органы инфузории-туфельки. Также если элементы расставлены неверно, то программа выдает предупреждение и не пропускает к следующему заданию. По итогам успешного прохождения двух задания необходимо сделать вывод.
Вторая лабораторная работа по теме: «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих. Внешнее строение речного рака. Внешнее строение насекомого». Эта лабораторная работа также может использоваться в 7 классе, при изучении темы: «Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные».
В данной лабораторной работе также есть тема, цель, ход работы с подробным описанием. В начале работы предлагается выбрать объект изучения. Я продемонстрирую вам ход лабораторной работы на примере речного рака. Перед вами изображение речного рака с брюшной стороны. В правой части слайда размещены его конечности. Необходимо поместить их на правильные позиции при помощи мыши. При правильном расположении конечностей, появляются их названия, и переход ко второй части лабораторной работы. Далее необходимо соотнести конечности с выполняемыми ими функциями.
Применение  виртуальных  лабораторий  позволяет:
-вызывать  достаточно  большой  интерес  у  школьников  наряду  с  доступностью  для  них;
-способствовать  повышению  эффективности  проведения  учебных  занятий,  усвоению  учебных  материалов,  а  также  эффективности  обучения  в  целом;
-сократить  затраты  времени  на  подготовку  к  урокам;
-демонстрировать  во  время  урока  эксперименты,  которые  невозможно  поставить  в  реальной  жизни;
-организовать как групповой, так и индивидуальный  подход  к  обучающимся.
Обучение стало более активным, это позволило мне заинтересовать слабоуспевающих учеников, а для сильных - придать процессу обучения характер исследования, а также активизировать процесс контроля усвоения материала.