Разработка учебного занятия по биологии в 6 классе. тема:Фотосинтез. Педагогический дебют


Урок по биологии в 6 классе
Тубина Е.А.
Тема урока: Фотосинтез
Цель и задачи урока:
Цель: раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле
Задачи:
- познакомить с понятием «фотосинтез»;
- на основе опытов доказать, наличие органических веществ продуктов фотосинтеза;
- развивать умение выделять главное;
- развивать навыки самостоятельной работы, умение делать выводы и обобщения;
- развивать умение работать в группе, предъявлять результаты своей деятельности, умение слушать и слышать своего товарища.
Тип урока: изучение нового материала, в форме урока - эксперимента.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, презентация, видеофрагменты виртуальной лаборатории, раздаточный материал, оборудование для проведения опыта, комнатное растение, учебник/ Биология. 6 класс. В.В. Пасечник
Ход урока:
Этап урока Деятельность учащихся Деятельность учителя
Деление по группам происходит до начала урока. Учащиеся выбирают листья разных деревьев и занимают соответствующие места.
Организационный момент Организация рабочих мест, приветствие.
Настраиваются на активную работу - Здравствуйте! Меня зовут Елизавета Андреевна. Я рада всех видеть. Желаю вам хорошего настроения. Садитесь.
Сегодня на уроке мы с вами станем исследователями и представим себя в лаборатории растения, где мы будем экспериментировать.

Мотивация
Подведение к теме урока, через актуализацию знаний. Размышляют и отвечают на вопросы.
Просматривают видеоролик и отвечают на вопросы
СЛАЙД
- Как вы считаете, в чём уникальность нашей планеты, в сравнении с иными планетами солнечной системы? (На нашей планете имеется жизнь, множество различных живых организмов населяют её)
-Что объединяет все живые организмы? (Питание, дыхание, рост, развитие, размножение, старение и гибель)
- О каких живых организмах пойдет речь сегодня на уроке? (О растениях)
- Природа любит загадывать загадки (учитель держит в руках зелёный лист растения).
- Вот обычный зелёный лист растения. Что в нем интересного? Четыреста лет ученые изучают процессы в нем происходящие, и до сих пор не всё окончательно ясно. Что такое корень, каково его значение, понятно ещё со времен Аристотеля.
ВИДЕОРОЛИК
- Можете вы мне сказать, какова роль корня? (питание растений)
- Каков тип питания? (корневое питание)
- Какие минеральные вещества необходимы растениям? ( Азот, фосфор, калий)
- Достаточно ли почвенного питания для жизнедеятельности растения?
- Для развития растениям нужны 2 типа питания и корневое, и воздушное.
- Какие органы участвуют в воздушном питании? (ответы детей) (Давайте просмотрим видеофрагмент)
Сообщение темы урока Формулируют тему урока -А какова роль листа? (ответы детей)
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Зачем нужен лист растению, какие процессы происходят в листьях).
- А кто-нибудь знает как называется процесс который происходит в листьях? (фотосинтез)
-На сегодняшнем уроке нам предстоит раскрыть механизмы биологического процесса, который происходит в листе растения. И выяснить, что такое «фотосинтез». СЛАЙД (тема урока)
Планирование исследования
Высказывают свои предположения. Планируют деятельность.
-Мы сегодня с вами исследователи и проведем эксперимент.
- Для исследователей мало пронаблюдать то или иное явление. Необходимо зафиксировать их результаты.
Изучение нового материала
Работают с текстом и рисунками.
Обсуждают опыты и эксперименты ученых, объясняют полученный результат
Результаты работы записывают в таблицу
Готовятся к представлению результатов работы.
Обобщают результаты работы в группе, представляются их классу, учащиеся дополняют и уточняют ответы, заносят поэтапно выводы в таблицу

-Сейчас вы будете работать в группах.
1 группа - объяснить опыты ван Гельмонта и Д. Пристли.
Приложение1
2 группа - прокомментировать опыты Яна Ингенхауза
Приложение13 группа объяснить полученные результаты эксперимента Жана Сенебье Приложение1-В качестве итога групповой работы я предлагаю вам обобщить полученные результаты
СЛАЙД
Автор опыта Описание и результат опыта Вывод
Ян ван Гельмонт За пять лет масса выращенной в бочке ивы увеличилась примерно в 30 раз, а масса почвы уменьшилась всего на 57 г. Растение строит тело с участием воды
Ян ИнгенхаузНа помещенной в воду ветке элодеи пузырьки кислорода выделялись. В темноте пузырьков не наблюдалось. Кислород выделяется только на свету
Жан Сенебье С увеличением содержания в воде углекислоты увеличивается и количество выделяемых листьями пузырьков “чистоговоздуха” (кислорода). Кислород выделяется только в присутствии углекислого газа
Просматривают видеоролик
Используя схему, дают определение фотосинтезу
Находят в учебнике определение и читают его - Давайте с вами переместимся в виртуальную лабораторию и узнаем, какой процесс происходит в растениях с этими компонентами
- ВИДЕОРОЛИК
- Данный процесс называется фотосинтез.
- Используя схему, попробуйте дать определение процесса фотосинтеза.СЛАЙД
- В учебнике на стр.87 найдите определение и прочитайте (определение)
- Какие растения способны создавать органические вещества из неорганических? (зеленые растения)
- Почему растения зеленые? (хлорофилл)
Практическая работа Отвечают на вопросы учителя
Читают в учебнике на стр90 о значении фотосинтеза для зеленых растений
Проводят опыт и делают вывод СЛАЙД
- В клетках листьев имеются хлоропласты, содержащие хлорофилл они и придают зеленый цвет растению, а главное фотосинтез не возможен без участия хлорофилла
- Каково значение фотосинтеза для зеленых растений? (образуются органические вещества, происходит питание растений)
- Давайте проверим ваши суждения, откройте учебник на стр.90.
- Кто готов прочитать?
- На свету растения образуют органические вещества. Одним из которых, является крахмал.
- Давайте проведем опыт и докажем это.
- Вспомним технику безопасности. Соблюдать все указания учителя. Приступать к работе по разрешению учителя. В лаборатории мы работаем с малым количеством веществ, аккуратно работаем со стеклянной посудой и химическими веществами. Соблюдать чистоту рабочего места
- Определите, кто у вас будет главным лаборантом (кто в 1 гр, кто во 2 гр, кто в 3 гр). Выполнять опыт будет главный лаборант, а остальные будут его ассистентами.
- У вас на столах стоят чашки Петри с крахмалом, видоизмененный побег картофель, луковица и зерновки пшеницы.
- Докажем, что во всех органах растения есть крахмал.
- Проведем контрольный эксперимент. Для этого из чашки Петри, с помощью ложечки внесем в пробирку небольшое количество крахмала.
- Теперь нальем несколько капель воды. У нас получился белый раствор крахмала. Крахмал в воде нерастворим.
- В стеклянной бутылке у вас находится йод, возьмите ее в руки, снимите колпачок и капните 1 каплю йода. Перемешайте стеклянной палочкой.
- Рассмотрите, какого цвета раствор, для этого экранизируйте его? (синего)
- С помощью чего мы определили наличие крахмала? (йода)
- Какой вывод мы можем сделать? (качественная реакция крахмала на йод это изменение цвета)
- У вас на столах находятся фрагменты растений. Давайте определим, содержат ли они крахмал?
- Возьмите лист с баночкой йода и капните на фрагмент растения и сравните с контрольным образцом. А теперь сделаем выводы
1 группа – что вы наблюдаете?
2 группа-
3 группа- (….. имеет крахмал)
- откуда в клубнях картофеля, луковице и семенах появился крахмал? (в листьях образуется и поступает во все органы и откладывается в прок. Крахмал необходим для развития зародыша)Работают в группах: обсуждают и делают вывод - Я недавно прочитала в Интернете, что химические заводы выбрасывают в атмосферу опасное вещество, которое разрушает хлорофилл зеленых растений. Этого вещества накапливается в атмосфере все больше с каждым годом, и вскоре, он может разрушить весь хлорофилл на нашей планете.
- Обсудите в группе, какие последствия для жизни на планете Земля может иметь разрушение всего хлорофилла. Время обсуждения 2 минуты.
- Давайте послушаем ваши мнения (без хлорофилла не идет фотосинтез, растения не питаются и погибают. Без растений все живое на Земле погибнет) Фотосинтез идет на свету круглый год.И он людям дает пищу и кислород.Очень важный процесс - фотосинтез, друзья,Без него на Земле обойтись нам нельзя.Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова -Фотосинтез всему этому голова.Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!И озоновый слой будет нас защищать.
- Что делается человеком для сохранения природы, в том числе и растений? (Красная книга, заповедники, лесничества)
СЛАЙД
- У меня в руках Красная книга Ставропольского края.
- А знаете ли вы растения, которые занесены в эту книгу?
В красную книгу занесены те растения, которые находятся на грани исчезновения, такие как: мытник болотный, мак Пачоского, кубышка желтая, тюльпан Биберштейна, тюльпан Геснера, касатик Вильчатый
Выставление оценок Выполняют тест и оценивают свои знания У вас на столах лежит приложение 2 - тесты, вверху есть строчка «Моя оценка за знания о фотосинтезе». Подумайте, и поставьте себе туда оценку, за свои знания по теме фотосинтез.
А теперь давайте проверим, соответствует ли Ваша оценка действительности. Выполните задания СЛАЙД
1. Какое вещество образуется в процессе фотосинтеза?
а) крахмал б) вода в) углекислый газ
2. В каких клеточных органоидах протекает фотосинтез?
а) в ядре б) в хлоропластах в) в вакуолях
3. Наличие какого газа в атмосфере необходимо для фотосинтеза?
а) азота б) углекислого газа в)кислорода
4. Что произойдет с растением картофеля, листья которого объел колорадский жук:
а) ничего не произойдёт б) не образует клубни в) начнет лучше куститься
5. В процессе фотосинтеза происходит:
а) поглощение кислорода б)выделение кислорода в)выделение азота
6. Крахмал, образующийся в листьях, в процессе фотосинтеза является:
а) побочным продуктом, выделяющимся во внешнюю среду б) запасным питательным веществом в)источником воды
7. Какой фактор внешней среды является главным условием для фотосинтеза:
а) свет б) электромагнитное излучение в) температура
Проверьте
Оцените себя самостоятельно
Если выполнено правильно
6-7 заданий - это «5»
4-5 заданий – это «4»
менее 3 заданий – необходимо повторить П.16.
- Поднимите руку у кого «5», у кого «4». Молодцы!
-Сравните оценку, поставленную вами до прохождения теста и после.
Итог урока Рассказывают о полученных знаниях и о том, где они могут пригодиться в жизни – Что нового узнали на уроке?
– Где пригодятся полученные знания в жизни?
Домашнее задание Записывают домашнее Нарисовать рисунок на тему: «Роль зеленых растений в жизни человека».