Эссе к конкурсу Педагогический дебют


Мой педагогический дебют случился два года назад.
Все до этого было по обычной житейской схеме: детский сад, любящие родители, малая родина вне суеты и шума большого города, школа, институт. Впрочем, нет. Институт уже не укладывался в эту схему: родители хотели видеть во мне инженера, меня тянуло к детям. Думала ли я на заре своей юности, что стану учителем, нет педагогом, это слово нравится мне больше, оно гуманнее – педагог воспитывает, творит, он «лепит» маленького человека, формирует его душу, а учитель… учитель – учит, а это неинтересно, приземленно, просто учить, просто передавать знания, ведь опыта ни житейского, ни педагогического у меня пока еще нет.
Я благодарна педагогическому университету не за знания, их можно при желании добыть самому; благодарна за то, что к студенту здесь относились не как к сосуду, который нужно этими знаниями заполнить, а как к факелу, который нужно зажечь (это не моя мысль, это сказал А. Арцимович). Моим учителям зажечь во мне факел удалось. В школу я шла не с тревогой – с трепетом, с чувством, с каким идут в храм; еще не прозвенел мой первый звонок, но я уже чувствовала на себе пытливые и пристальные взгляды моих, да, да, моих, я не с кем не хочу их делить, учеников.
Прошло 2 года, и дебют состоялся, и уроков уже было больше двух тысяч, удачные и не очень, и хвалили, и …, нет, не ругали, наставляли мудрые коллеги, объясняя мне, что педагогика – не самая благодарная профессия: если успехи у ребенка – это от природы, а все неудачи – от плохого воспитания и образования. И радовалась, и огорчалась, но никогда, поверьте, никогда не закрадывалось сомнение – а на своем ли я месте, не ошиблась ли с выбором профессии? Меня удивительным образом поддерживали и поддерживают учителя – настоящие профессионалы своего дела, у которых я учусь, как поступать в трудной ситуации. Я никогда не стесняюсь спросить совета у мастера, учителя с большим педагогическим опытом, потому что понимаю, что он, как никто другой, знает, как решить возникшую проблему.
Я преподаю уроки физической культуры и основы безопасности жизнедеятельности. Особенно приятно, как оказалось, видеть результаты своей работы в конце учебного года. В сентябре ко мне приходят первоклассники, неуклюжие, раскоординированные и смешные малыши, а к концу первого года обучения – это уже учащиеся, готовые к сдаче спортивных нормативов, понимающие смысл обучения физической культуре. Физическую культуру я преподаю в первых и вторых классах, в этом возрасте дети еще не могут выступать на соревнованиях за честь школы, но зато в самой школе проходит много спортивных праздников. «Папа, мама, я – спортивная семья!» - соревнования очень интересные и веселые, нравятся и детям, и родителям. Приятно, когда взрослые члены семьи, участвующие в спортивном празднике с ребенком, после их окончания подходят с благодарностью за организацию праздника и с намерением принять в них участие в следующем году. Посредством игровой деятельности на уроках учащиеся младшего школьного возраста развивают основные физические качества. Так, например, принимая участие в командных подвижных играх на уроке, взаимодействуя друг с другом, дети лучше узнают и себя, и отношение одноклассников к себе, что является очень важным событием для ребенка этого возраста. Думаю, поэтому они идут на уроки физической культуры с удовольствием.
А на уроки ОБЖ, к сожалению, учащиеся приходят не с таким удовольствием. Во-первых, потому, что это учащиеся старших классов, где мотивация к учению несколько иная: не столь эмоциональная, как у младших школьников; во-вторых, старшеклассники более мотивированы не на процесс обучения, а на его результативность - и тут уже не до эмоций. И мне как учителю приходится применять совсем другие приемы и методы не только преподавания, но и общения. И хотя сейчас сложно чем-то удивить детей, так как век высоких технологий диктует свои правила и помогает им находить нужную информацию в различных источниках, я все равно нахожу возможность внести в свои уроки познавательные элементы. Мой опыт, правда, небольшой, позволил мне заметить, что уроки не проходят с успехом, если они не актуальны и малоинтересны, а успеха так всегда хочется!
Я по прежнему убеждена: чтобы быть хорошим педагогом, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Во мне это сложилось: я люблю свой предмет, я люблю этих шумных, непоседливых, веселых мальчишек и девчонок – моих учеников. Я отношусь к ним, к их детским проблемам серьезно. Слушаю их сбивчивые рассказы, вместе с ними переживаю боль их обид, смеюсь, когда им смешно, приглаживаю их непокорные вихры и постоянно думаю – передо мной не ребенок, передо мной маленький человек, он требует к себе такого же отношения, как человек взрослый, но чуть больше терпения и внимания.
Проходит какое-то время, и я уже смотрю на многие проблемы в моей работе проще, осознавая, как повышается мой профессиональный уровень. И пусть не покажутся вам пафосными детские признания: «Вы - самая лучшая, вы - самая сильная и добрая!». Я верю в искренность детей, потому что в силу своего возраста и эмоционального развития они, к счастью, не умеют лукавить в вопросах общения с кем бы то ни. И, на мой взгляд, это самый верный показатель оценки моей профессиональной деятельности.
А еще я начала понимать, что я все еще не учитель, ибо имя учителя нужно заслужить. Заслужить многолетним трудом, когда повзрослевшие твои ученики вернутся в школу, чтобы сказать слова благодарности Учителю, заслужить всей своей жизнью, поступками, словами, делами. А значит у меня еще все впереди, и я счастлива, что мне всего 24, что у меня есть любимая работа и, надеюсь, призвание, что впереди еще так много интересного, и что все это связано со Школой – моей Школой. «Школа, ты взяла мою душу, полонила её навеки, я лишь тобою живу, ты – моя боль и моя радость, мои сомнения и мои победы …» (В.А. Сухомлинский).