Тренинг для педагогов «Как быть уверенным в себе»

Как быть уверенным в себе
Тренинг для педагогов
Цель: развитие у педагогов личностных тенденций, осознание мотивационных установок, обучение навыкам уверенного поведения.
Задачи:
1) гармонизация отношений;
2) углубление процесса самопознания;
3) познание себя при помощи группы;
4) отработка приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе;
5) создание благоприятного социального психологического климата.
Условия проведения
Занятия проводятся один раз в месяц. Приглашаются все желающие, но не более 12–14 человек, можно и больше, но это займет больше времени.
СХЕМА РАБОТЫ
1) Вводная часть:
– Приветствие.
– Психологическая разминка.
2) Основная часть:
– Игры и упражнения на отработку уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.
– Релаксация.
3) Заключительная часть:
– Рефлексия.
– Прощание.



ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Приветствие. Упражнение «Племя бумба-юмба»
Психолог. Мы с вами попали в племя бумба-юмба. Поприветствуем жителей так, как принято в их племени. По сигналу один хлопок в ладоши мы должны потереться носиками, по сигналу два хлопка в ладоши потереться спинками.
Рефлексия: какие чувства вы испытывали?
Упражнение «Приветствие по кругу»
Психолог (предлагает закрыть глаза). Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня. Он примет мое приветствие и с закрытыми глазами точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой стороны.
Упражнение «Заключение контракта»
Ознакомление с темой тренинга, его целями, режимом работы.
Выработка правил группы производится с помощью мозгового штурма
– Говорить от своего лица.
– Говорить о происходящем здесь и сейчас.
– Избегать оценок.
– Все активны.
– Слушать, не перебивая.
– Конфиденциальность.
– Право на личное мнение.
– Ко всем обращаться по имени.
– Точность начала и конца занятия.
Информационный блок
Психолог. Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности такой человек стремится избегать любых форм личного самопроявления. Демонстрация собственного мнения, достижений, желаний или потребностей либо крайне неприятна (вследствие страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках его системы ценностей и представлений.
Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей.
Уверенные в себе люди говорят громко, но не кричат, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят» его глазами, всегда выдерживают определенную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. Уверенные в себе люди говорят открыто о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение «Я», не боятся выражения личного мнения. От уверенных в себе людей редко можно услышать оскорбления, упреки, обвинения. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица. Нельзя сказать, что эти способности формируются сами собой или что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, те есть во взаимодействии с социальным окружением.
Сегодня у нас первое занятие, тема которого «Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов». Данный навык общения тесно связан с уверенностью в себе; уверенное поведение оптимальный способ обоснования своей позиции.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Упражнение «Нападающий и защищающийся»
Участники группы делятся на пары и ведут диалог. Нападающий чувствует свое превосходство. Он указывает, ругает, критикует, требует, говорит громко, то есть «нападает». Защищающийся постоянно извиняется и оправдывается, старается угодить, говорит вкрадчиво, тихо, то есть «защищается». Через пять минут участники меняются ролями. Каждый должен полностью испытать власть, авторитет «нападающего» и манипулирующую пассивность «защищающегося».
Рефлексия
Как вы себя чувствовали в каждой роли?
Какая роль была по душе, а какой трудно следовать?
Сравните сыгранные роли с действиями в реальной жизни.
Упражнение «Времена года»
Участники называют по порядку времена года. Затем объединяются в группы по временам года. В каждой группе выбирается ведущий, который становится впереди своей подгруппы и показывает любое танцевальное движение, остальные дружно его повторяют. Затем ведущий становится в конец, а следующий участник, становясь ведущим, показывает свое движение, и так до тех пор, пока каждый участник не побывает в роли ведущего.
Рефлексия
Что вы испытываете после выполнения упражнения?


Упражнение «Базар»
Каждый участник может «продать» какое-то свое качество, разрекламировав его и взяв взамен у коллег то, которое ему нужно.
Рефлексия
– Как вы сейчас себя чувствуете? Хотелось ли вам что-нибудь изменить?
Упражнение «Путешествие» (медитация)
Психолог предлагает участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки.
Закройте глаза... Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.
И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы они собирают мед. Поют птицы они радуются, что вы едете через их поле. Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что-то подсказывает вам, что очень важно поехать именно туда. И вы направляетесь по дороге, ведущей ко дворцу.
Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Все здесь удобно и красиво, как будто кто-то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что-то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой.
Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите...
Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.
Рефлексия
Какие чувства вы испытываете после путешествия?
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Рефлексия по результатам занятия.
Упражнение «Закончи предложение» (письменно)
– Во время занятия я поняла, что...
– Самым полезным для меня было...
– На занятии мне не понравилось...
– На следующем занятии я хотела бы...
Оцени себя.
Нарисуйте таблицу, в которой будет две графы. В первой зафиксируйте особенности поведения и общения, которые помогают устанавливать доброжелательные отношения с партнером, способствуют снятию эмоционального напряжения, если такое возникает.
Во второй те ваши качества и особенности поведения, которые мешают формированию положительных взаимоотношений, повышают напряженность в общении, способствуют конфликтности.
Прощание. Упражнение «Свеча»
Психолог. Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было приятно с вами работать.
А сейчас я зажгу свечу, и все мы будем по очереди передавать ее друг другу и говорить спасибо за совместную работу.


Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 515