Рабочая программа по кружку Считай, смекай, отгадывай ( 1 класс)


Программа по кружку
«Смекай, считай, отгадывай»
1 класс
Идиятуллина Л.З.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа кружка «Считай,смекай,отгадывай» разработана в соответствии с основными положениями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования, требованиями основной общеобразовательной программы основного общего и среднего общего образования МБОУ СОШ №1 с. Кандры на 2015-2016г., учебным планом  на 2015-2016 учебный год, годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №1 с.Кандры на 2015-2016 учебный год, приказом «Об утверждении перечня учебников, допущенных (рекомендованных) для организации образовательного процесса в МБОУ СОШ №1 с. Кандры на 2015-2016 учебный год. При составлении рабочей программы были использованы нормативные документы: – Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089; –Примерная программа по учебному предмету; – Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета.
Назначение программы.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние математической подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Не случайно известный современный методист и математик Д.Пойа пишет: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к математике.
Актуальность и перспектива курса.
Формировать у них математические знания и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также умении доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок, через - интересную деятельность, необходимо отметить, что только в ней ребенок реализует поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие способности.
Программа кружка «Считай,смекай,отгадывай» предполагает обучение учащихся 1 класса
Объём курса 33 ч из расчета 1 ч в неделю. Продолжительность занятий 45 минут.
Цель:
-развивать математический образ мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
-содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Формы:
Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игр, дидактические игры и упражнения, математические игры (геометрический материал), конкурсы и др.
Методы:
Взаимодействие;
Поощрение;
Наблюдение;
Коллективная работа;
Игра.
Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
Коллективная работа;
Креативность (творчество);
Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
Научность;
Сознательность и активность учащихся;
Содержание программы.
№ п/п Тема Краткое содержание
Всего
Кол-во 33
1-3 Взаимное расположение предметов. Уточняются пространственные отношения "слева-справа", "перед-за" т.д. 3
4-5 Графические диктанты. Решение ребусов. Закрепление и проверка знаний и пространственных
представлений.
Учатся решать ребусы. 2
6-8 Задания на развитие логики, памяти, мышления. 3
9-11
Поверхности, линии, точки. У детей формируются первые представления о кривой и плоской поверхности, умение проводить линии и изображать их на рисунках. 3
12-15 Математические игры. Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики 3
15-17 Занимательные задачи. Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики 3
18-20 Обобщающие занятия Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики и занятиях кружка 3
21-22 Линии кривые прямые Формирование представления о прямой и кривой линии. 2
23-25 Геометрические
фигуры Знакомство с простыми фигурами круг, треугольник, квадрат 3
26 Ребусы Совершенствование в разгадывании ребусов 1
27-28 Математические
Игры.
Задачи-шутки Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики и занятиях кружка 2
29-30 Кроссворды Формирование умения решать кроссворды 2
31 Головоломки Формирование умения решать головоломки 1
32-33 Обобщающие занятия Проверка полученных знаний и навыков полученных на уроках математики 2
Программа кружка направлена на формирование следующих УУД
(универсальных учебных действий)
Личностные УУД:
-самоопределение (формирование положительного отношения к полученным знаниям)
- смыслообразование (дети определяют степень нужности полученных на кружке знаний)
- нравственно-этическая ориентация (оценивание усвоенного материала, исходя из личностных ценностей)
Регулятивные УУД:
- саморегуляция (управление своей речью, поведением на занятиях кружка)
- целеполагание (соотнесение того, что известно и того, что ещё предстоит узнать)
Познавательные УУД:
1) общеучебные:
- формулирование цели занятия;
- поиск и выделение необходимой информации из данной;
- осознанное построение своего ответа;
2) логические:
- анализ данных объектов;
- классификация данных объектов;
- установление связей объектов;
3) постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы (например, назвать тему занятия)
Коммуникативные УУД:
- сотрудничество с учителем и сверстниками на занятии кружка;
- разрешение спорных ситуаций;
- выражение собственных мыслей по данному вопросу;
- управление партнёром и партнёрами в групповых работах;
. Календарно-тематическое планирование
№ п\п ТЕМА Кол-во часов Дата
1 Игра на развитие восприятия. «Скопируй рисунок» 1 03.09
2 Игра на развитие восприятия. «Залатай коврик» 1 10.09
3 Игра на развитие внимания. «Расставь числа в возрастающем порядке» 1 17.09
4 «Расставь знаки по образцу» 1 24.09
5 Игра на развитие памяти. « Нарисуй по памяти в таком же расположении». 1 01.10
6 «Запомни пары слов». 1 15.10
7 Игра на развитие логического мышления. «Какой фигуры не хватает?» 1 22.10
8 «Найди ключ к отгадке». 1 29.10
9 Сюжетно – ролевая игра. « Определи маршрут корабля» 1 05.11
10 «Где произойдёт стыковка космических кораблей?» 1 12.11
11 «Вычислительные машины». 1 26.11
12 «Лучший лётчик» 1 03.12
13 «Как узнать задуманный день недели?» 1 10.12
14 Отгадай задуманное число. 1 17.12
15 Логические задачи на раскрашивание. 1 24.12
16 Игра – путешествие «В цирке» 1 31.12
17 «Плывём к Робинзону Крузо» (устные вычисления) 1 14.01
18 Задачи в стихотворной форме. 1 21.01
19 Занимательные математические игры. 1 28.01
20 «Кому подаётся мяч?» 1 04.02
21 Математическая эстафета. 1 11.02
22 Логические квадраты. 1 18.02
23 Математический лабиринт «Догони-ка!». 1 03.03
24 Задачи на сообразительность. 1 10.03
25 Необычные приёмы устных вычислений. 1 17.03
26 Провоцирующие задачи. 1 24.03
27 Запись таблицы, в форме матем. диктанта. 1 31.03
28 «Проведи корабли точно по курсу». 1 07.04
29 Игра «Шифр». 1 21.04
30 «В гостях у Золушки» ( решение задач). 1 28.04
31 «В гостях у Золушки» (отработка навыков решения задач). 1 05.05
32 Загадки-обманки. 1 12.05
33 Тест «Проверь себя». 1 19.05
Информационно-методическое обеспечение.
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
5. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
6. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
7. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
ИКТ в работе кружка: демонстрации презентаций и мультимедиа, поиск информации в Интернете.
Планируемые результаты
Личностные Предметные Метапредметные
1 Мотивация к изучению математики.
2 Формирование личностного смысла изучения математики.
3 Готовность слушать собеседника и вести диалог
4 Уметь работать в группах.
5 Уметь доказывать способ правильного решения.
6 Уметь опровергать неправильное направление поиска. 1. Приобретение начального опыта применения математических знаний.
2. Использование начальных математических знаний.
3. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
4.Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом
5.Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
6.Умения ориентироваться в пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже» ит.д.;
7.Находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
8.Отличать кривые и плоские поверхности;
9.Уметь читать графическую информацию;
10.Дифференцировать видимые и невидимые линии;
11.Конструировать геометрические фигуры;
12.Анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
13.Уметь различать существенные и несущественные признаки.
14.Уметь решать ребусы, головоломки, кроссворды.
1 Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха
2 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
3 Овладение способностью принимать и сохранять цели
4 Овладение навыками смыслового чтения текстов
5 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
6 Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности