Конспект урока по русскому языку на тему Связь слов — названий и слов — признаков


Учитель: Гребнева Анастасия Валериевна
2 "В" класс
Тема урока: Развитие умения находить в предложениях слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и какой? какая? какое? какие?
Цели: развитие умений находить в предложениях слова-названия предметов и слова-названия признаков; определять зависимость одних слов от других по вопросу и графически обозначать эту зависимость.
Формировать УУД:
Личностные:
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к чему-либо, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Регулятивные:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний изученного материала
Технология обучения: технология коллективного обучения, здоровьесберегающие технологии
Оборудование: учебник, карточки с выражениями.
Технологическая карта хода урока
Планируемые результаты Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Личностные:
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Познавательные:
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
1.Актуализация знаний, мотивация.
Откройте свои тетради, отступите 4 клетки вниз. На 5-ой запишите сегодняшнюю дату. Что еще надо записать? (Классная работа)
Отложите свои ручки в сторону.
Минутка чистописания:
ка  ки  ко куЧто представлено сегодня на минутку чистописания?  (буквосочетание согласной к и гласных букв). Обратите внимание на написание и соединение этой буквы с гласными.
Словарная работа.
Запишите слова
Язык, человек, погода, ребята, хорошая, артист, собака, мороз.
Обменяйтесь тетрадками.
Сравните с записью на доске.
Взаимопроверка
Оцените работу своего одноклассника:
5 баллов – нет ошибок
4 балла – 1 ошибка
3 балла – 2 ошибки
2 балла – 3 и более ошибок
-Верните тетради.
- Поднимите руки. Кто получил 5 баллов? 4 балла?
3 балла?  Какие рекомендации можете дать ребятам, которые набрали 3 и ниже баллов? Запись даты в тетради.
Устные ответы детей. Запись буквосочетаний в тетрадь.
Запись слов в тетради. Взаимопроверка.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к чему-либо, выражать свои эмоции.
Регулятивные:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
2. Постановка цели и задачи урока.
Запишите предложение под диктовку.
Воробей зачирикал весёлую песенку.
Найдите слово, отвечающее на вопрос какую?
Назовите сочетание, в которое оно входит. (Весёлую песенку.) На какой вопрос отвечает слово песенка? Графически покажите от какого слова к какому ставится вопрос.
– Сегодня на уроке мы будем …
Закончите эту мысль. (Находить сочетания со словами-названиями и словами – признаками),
Составим план урока.
План (примерный).
1. Учиться находить пары слов-названий предметов и названий признаков.
2. Находить связь слов в словосочетании.
Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Дети записывают предложение. Отвечают на вопросы.
Вместе с учителем определяют основные цели урока.
Физминутка«Кто? Что?»
Учитель по очереди называет слова: кошка, мышка, ложка, лягушка, картошка, Яна, ракушка, море, лошадка, карандаш, художник, солнышко.Выполняют движения: если слово отвечает на вопрос кто? – дети должны присесть; вопрос что?– встать и поднять руки.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
3. Развитие умений – применение знания. 1. Запишите предложение.
Задремали звёзды золотые. (С. Есенин)
Алгоритм работы по выявлению сочетаний слов-названий предметов и слов-названий признаков.
Найдите слово-название предмета. Задайте вопрос.
Найдите слово-название признака. Задайте вопрос.
Выпишите это сочетание слов. Связь покажите графически.
(Что?) звёзды (какие?) золотые.
2. Работа по учебнику.
Упр. 73 – развивается умение самостоятельно находить в предложениях слова, отвечающие на вопрос какой? какая?, и задавать к ним вопросы от слов-названий предметов.
Работа в парах.
Какие правила вы должны соблюдать, работая в паре? 
Правила работы в парах:
1.Работать должны оба
2.Один говорит, другой слушает
3.Если не понял – переспроси
4.Своё несогласие высказывай вежливо
Обсудите в паре, какие слова-признаки мы можем вставить.
Наступила ____________осень. Светит _____________солнышко. В парке    лежит ___________ковёр из____________ листьев.
Стал ли текст  другим? Благодаря чему текст изменился?
Найдите слова-названия отвечающие на вопросы и слова –-признаки.
 Вот мы с вами ещё раз доказали , какова роль слов – признаков в нашей речи? Они украшают нашу речь, делают её ярче, богаче и выразительней.
Звуко-буквенный анализ:
I вариант: бег [б’эк].
II вариант: снег [сн’эк].
(Два ученика выполняют задание у доски)
Дети записывают предложение. Работают по алгоритму.
Дети выполняют упражнение с последующим обсуждением. Совместно с учителем.
Работа в парах, выполнение задания с последующей проверкой.
Самостоятельная работа детей.
Регулятивные:
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
4. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Итог урока.
– Какая цель стояла на уроке? (Развить умение находить в предложениях слова-названия предметов и слова-названия признаков; определять зависимость одних слов от других по вопросу и графически обозначать эту зависимость– Достигли этой цели, овладели этим умением?
- План урока выполнили?
Дети устно отвечают на вопросы.
Регулятивные:
4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Рефлексия деятельности. – Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
Дети отвечают на вопросы учителя,  оценивают самих себя; сознаются в своих достижениях и ошибках.