Открытый урок по физике по сингапурской методике «Условия плавания тел»

Тема: Плавание тел. Исследование условий плавания тел.
Цель: - Познакомить учащихся с условиями плавания тел, формировать умения объяснять поведение тел в жидкости. Учить использованию знаний закона «Сила Архимеда» в измененной ситуации на практике.
-Развивать умение самостоятельно выполнять эксперимент и научно объяснять его результаты
-Воспитание умения отстаивать свою собственную точку зрения.

Оборудование: учебник, ручка, дневник, тетрадь, оборудование, необходимое для выполнения лабораторных работ.

Ход урока: Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, садитесь.
Итак, ребята, давайте друг друга поприветствуем. Партнеры по плечу поприветствуйте друг друга, а теперь партнеры по лицу поприветствуйте друг друга
Поприветствовали, хорошо.
Ребята открыли тетради, записываем тему нашего урока «Плавание тел» и сегодняшнее число.
Цель урока: изучить условия плавания тел, объяснить поведение тел в жидкости, самостоятельно выполнить эксперимент и научно объяснить его;

- Мы с вами продолжаем изучение темы «Давление жидкости и газа» и сейчас я предлагаю немного вспомнить пройденное.

Повторение: Для проверки домашнего задания мы с вами воспользуемся методом Фрейера. На столах у вас уже лежат готовые листы. По центру партнеры 1и 3 пишут характеристики давления твердого тела, а партнеры 2и 4 пишут характеристики давления жидкостей и газов. На проверку домашнего задания я вам даю 3 минуты. После выполнения вы мне сдаете листы на проверку.

Основная часть.
Теперь перейдем к основной части нашего урока.
У вас на столах лежит пластилин. Давайте сделаем из него кораблик в виде чаши и погрузим его в воду. Что произошло с пластилином?(ответы учащихся). Теперь из этот же пластилин сомнем в руке и поместим в сосуд с водой. Что происходит? Как вы думаете почему?
( Все ответы записываются на доске одним учеником)
Чтобы правильно, ответить на этот вопрос, мы с вами узнаем сегодня, при каких условиях тела плавают, а при каких тонут Почему огромные корабли остаются на поверхности воды, а маленький гвоздик идёт на дно А сейчас нам предстоит выяснить, при каких условиях тела плавают, а при каких тонут.
Вашему вниманию предложено 3 рисунка. В первом случае тело держится на поверхности воды. Во втором – тонет. И в третьем плавает на определённой глубине. Давайте вместе с вами выведем формулы зависимости положения тела в жидкости от сил Архимеда и тяжести.
(Обратить внимание на рисунок на экране)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

FА > FТ FА < FТ FА= FТ
(Выводы учащихся. Зарисовать и записать в тетрадь)

А теперь ребята подвигаемся под музыку, вы сейчас смешиваетесь под музыку, образовываете пару, и когда музыка прекращается, объединяетесь по 2 человека, я задаю вопрос вы каждый сам 5 секунд думает, затем отвечает свою мысль один ученик другому, а потом меняетесь парами.
Итак, начнем
Вкл. Музыка, ребята танцуют
Музыку выключаем, «Встаньте в пары!» Приведите примеры, которые подтверждают существование выталкивающей силы, действующей на тела, погруженные в жидкость?
В какой воде легче плавать: в морской или речной?(в морской, т.к. плотность воды больше и архимедова сила, больше выталкивает тело)
На поверхности воды плавает пустая кастрюля. Изменится ли уровень воды в ведре, если кастрюлю утопить?(да изменится, потому что вес кастрюли будет вытеснять такой же вес воды
Почему нельзя гасить горящий керосин заливая его водой? (керосин будет всплывать в воде и продолжать гореть) плотность керосина 800

Закрепить изученный материл мы сможем через проведения лабораторного исследования

Лабораторная работа
Перед вами лежат карточки с ходом лабораторных работ и необходимое оборудование для их выполнения. Сейчас вы с партнерами по плечу выполняете работу и записываете свои ответы на листке на вашем столе и делаете свои выводы по эксперименту.

Провести наблюдение, какие из предложенных тел тонут, а какие плавают в воде. Сравнить соответствующие плотности воды и тел. Результаты оформить в виде таблицы. Сделать выводы.
Пластмасса – кг/м3, алюминий – 2700 кг/м3, пробка – 240 кг/м3, железо – 7000 кг/м3, вода – 1000 кг/м3.

Плотность жидкости
Плотность тел
Тонет или нет

1.
2.
3.
4.




На выполнение данной работы я вам даю 3 минуты
(лабораторная работа)
Все опыты произведены, а теперь ребята я заслушаю ваши ответы.
Стол№2, отвечает партнер по плечу у кого темнее волосы?
Стол№1, отвечает партнер по лицу, тот у кого светлее глаза?
Стол№3, отвечает партнер по лицу, тот у кого больше пуговиц на одежде?
Стол№5, отвечает партнер по лицу, тот у кого длиннее волосы?
Стол№4, отвечает партнер по лицу, тот у кого больше пятерок по физике?

(Все выводы в виде слайдов появляются на доске. Дети делают записи в тетрадях)
Следовательно! Из выше сказанного сделаем следующие выводы
1) Тела плавают, если плотность тела меньше плотности жидкости.
2) Глубина погружения тем больше, чем больше плотность тела, по сравнению с плотностью жидкости.
3) Плавание тел зависит от объема тела и силы тяжести, действующей на это тело.

Плавание тел зависит от двух сил: силы тяжести и силы Архимеда.

FT= mg и FA=
·жgVт

Так, вернемся к опыту, проведенному в начале урока. Теперь, я думаю, вы сможете мне ответить на вопрос: почему лодка плавает, а шарик тонет. И какие ваши предположения в начале урока были ближе к научному объяснению этого физического явления.
(Внимание на записи на доске)
Следовательно, корабли не тонут по следующей причине: тела, плотность которых меньше плотности воды свободно плавают по ее поверхности. Корабль внутри имеет множество пустых, наполненных воздухом помещений и средняя плотность значительно меньше плотности воды.

Обсуждение с учениками, ответов на поставленные вопросы.
Ребята, у вас на столах лежат карточку с заданием, сейчас вы прочитайте задание, подумайте - запишите и после обсудите в команде по кругу. Работаем в команде.
Я вам даю 4 минуты времени


Итог урока.
Итак, наш урок подходит к концу, что вы сегодня узнали нового на уроке, чему научились? Оценки за урок получили следующие ученики. Запишем домашнее задание § 56, 57 выучить.
Подготовить доклад по следующим темам: Мертвое море. Легенда об Архимеде, почему рыбы меняют глубину погружения