урок биологии по теме Витамины. Авитаминозы (8 класс)


Урок биологии в 8 «Д» классе
Тема:"Витамины. Авитаминозы" (с использованием ИКТ).
Цель: сформировать представление о значении витаминов в жизни человека.
Задачи:
1. Обучающая - обобщить и систематизировать знания об обмене веществ и энергии в организме человека, раскрыть с биологическую ролью витаминов А, В, С, D, РР и условия их сохранения при приготовлении пищи;
2. Развивающая - познакомить с классификацией витаминов, проблемой авитаминозов на примере важнейших представителей витаминов; развивать умение анализировать информацию;
3. Воспитывающая - сформировать понятие о роли витаминов для здоровья человека, развивать культуру питания, прививать навыки здорового образа жизни.
Оборудование: презентация урока, учебник, тесты, рабочие листы.
Ход урока (слайд 1)
I.Организационный момент.
Психологический настрой. (слайд 2)
У меня хорошее настроение.
Я успею сделать всё.
Я могу быть добрым и терпеливым.
Я буду предельно внимателен на уроке.
II. Повторение и обобщение материала темы: «Обмен веществ». (слайд 3)
1. Вопросы (могут быть как основой фронтального опроса, так и основой индивидуального опроса двух-трёх учащихся для оценки их знаний по материалу домашнего задания).
- Как вы понимаете словосочетание «обмен веществ»?
- Докажите, что обмен веществ – одна из основных функций организма.
- Что организм получает из внешней среды?
- Что организм выделяет во внешнюю среду?
- В чём суть пластического обмена?
- Приведите пример совокупности процессов пластического обмена.
- В чём суть энергетического обмена?
- Приведите пример совокупности процессов энергетического обмена.
- Докажите, что пластический и энергетический обмен взаимосвязаны.
- Как связаны обмен веществ и возраст человека?
2. Заполните таблицы. (слайд 4), (слайд 5)

Учитель. Мы выяснили, что процессы пластического и энергетического обменов происходят одновременно и являются двумя сторонами единого процесса обмена веществ и энергии. И оказывается, что в этом сложном процессе большое значение имеет особая группа веществ – витамины. Без них невозможен полноценный обмен веществ и нормальная жизнедеятельность.
(слайд 6)Поэтому цель сегодняшнего урока выяснить, какую биологическую роль играют витамины и каково их значение для здоровья человека. Тема урока: «Витамины».
III. Изучение нового материала. (слайд 7)
(слайд 8)Учитель. Чтобы разобраться в теме нашего урока, давайте проделаем часть работы самостоятельно, а затем вместе сверим и обсудим полученные результаты. Для этого разделим наш класс на шесть вариантов (по плану посадки). Каждый вариант выполняет своё задание. Задания вариантов на доске. Через пять минут по одному учащемуся с каждого варианта заслушиваем, оцениваем, делаем соответствующие записи в тетради.
1. Задания.На рабочих листах у вас дана таблица:
Витамин Действие на организм Нарушения и заболевания Продукты питания
1 вариант. Работает только устно. Используя абзацы с первого по четвёртый на странице ______ учебника, готовит мини-сообщение, освещающее следующие вопросы:
1) заслуга учёного Н.И. Лунина в изучении витаминов;
2) заслуга учёного К. Фрункав изучении витаминов;
3) происхождение слова «витамин».
4) Авитаминозы.
Варианты со второго по шестой работают с указанной частью текста учебника и заполняют одну строку таблицы, касающуюся заданного им витамина.
2 вариант– витамин А.
3 вариант – витамины группы В.
4 вариант – витамин С.
5 вариант – витамин D.
6 вариант – витамин РР.
2. Самостоятельная работа учащихся.
Проверка и анализ проделанной работы.
1 вариант. Один учащийся заслушивается устно. Он кратко описывает эксперимент Н.И. Лунина с мышами. Его суть в том, что кроме питательных веществ, в организм обязательно должны поступать ещё какие-то вещества, без которых невозможно нормальное функционирование организма. Говорит об открытии К. Фрунка в 1911г и происхождении слова «витамин», предложенного Фрунком.
Учитель.Комментирует слайды №9, 10, 11 в презентации к уроку.


3. Объяснение учителя слайд 12 (переход к выступлению учащихся 2-6 варианты)

4. 2 вариант.(слайд 13) Один учащийся с рабочим листом у доски освещает под запись вопросы:
1) действие витамина А на организм человека;
2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этого витамина в пище;
3) продукты питания, содержащие данный витамин.
Во время рассказа демонстрируется слайд с витамином А. Учащиеся пятого варианта проверяют записи в рабочих листах, а учащиеся других вариантов делают их.
5. Обобщение учителя по витамину А (слайд 14)

6. 3 вариант (слайд 15). Один учащийся с рабочим листом у доски освещает под запись вопросы:
1) действие витаминов группы В на организм человека;
2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этих витаминов в пище;
3) продукты питания, содержащие данные витамины.
Во время рассказа демонстрируется слайд с витамином В. Учащиеся пятого варианта проверяют записи в рабочих листах, а учащиеся других вариантов делают их.
7. Обобщение учителя по витамину В (слайд 16)

8. 4 вариант (слайд 17) Один учащийся с рабочим листому доски освещает под запись вопросы:
1) действие витамина С на организм человека;
2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этого витамина в пище;
3) продукты питания, содержащие данный витамин.
Во время рассказа демонстрируется слайд с витамином С. Учащиеся пятого варианта проверяют записи в рабочих листах, а учащиеся других вариантов делают их.
9. Обобщение учителя по витамину С (слайд 18)

10. 5 вариант(слайд 19). Один учащийся с рабочим листом у доски освещает под запись вопросы:
1) действие витамина D на организм человека;
2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этого витамина в пище;
3) продукты питания, содержащие данный витамин.
Во время рассказа демонстрируется слай с витамином D. Учащиеся пятого варианта проверяют записи в рабочих листах, а учащиеся других вариантов делают их.
11. Обобщение учителя по витамину Д(слайд 20)

13. 6 вариант (слайд 21). Один учащийся с тетрадью у доски освещает под запись вопросы:
1) действие витамина РР на организм человека;
2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этого витамина в пище;
3) продукты питания, содержащие данный витамин.
Во время рассказа демонстрируется слайд с витамином РР. Учащиеся шестого варианта проверяют записи в своих рабочих листах, а учащиеся других вариантов делают их.
14. (слайд 22).Учитель завершает данную работу выводом о необходимости получения витаминов с пищей. В это время демонстрируется слайд.

13.(слайд 23) Обобщение учителя.Вывод.

(слайд 24)

Рассказывает о сохранности витаминов при приготовлении пищи. Сохранение витаминов в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения пищевых продуктов. Демонстрируется слайд. Делаются записи в тетради.
Разрушают витамины:
высокая температура (поэтому содержание витаминов в сырых овощах и фруктах всегда выше, чем в тушёных, варёных и тем более жареных);
металлическая посуда (поэтому готовить пищу лучше в эмалированной посуде);
длительность хранения (полезнее и богаче по содержанию витаминов свежеприготовленная пища);
даже соприкосновение с воздухом снижает содержание витаминов в пищевых продуктах (поэтому чистить овощи лучше непосредственно перед приготовлением пищи, резать перед варкой, опускать их сразу в кипящую воду и варить в закрытой кастрюле).
Физкультминутка на 3 минутки (слайд 25-28)
IV. Рефлексия. Закрепление. (слайд 29)
Тест «Есть ли у меня авитаминоз?»
V. Домашнее задание: (Слайд 30)

VI. Рефлексия урока.(Слайд 31)
- У вас на партах лежат смайлики. Оцените наш урок с помощью этих смайликов.

ОТЛИЧНО
ХОРОШО
ПЛОХО

(Слайд 32)

VII. Итог урока. Выставление оценок.
- Спасибо вам всем за хорошую работу на уроке.
Благодарю за внимание.
Тема:"Витамины. Авитаминозы"
Ф.И. ученика __________________________________________________
Обмен органический веществ.
Органические соединения Функции Что образуется в результате расщепления.
Белки Жиры Углеводы Обмен неорганический веществ.
Органические соединения Функции
Вода Минеральные соли Витамин Действие на организм Нарушения и заболевания Продукты питания
Витамин А Витамин В
Витамин С
Витамин Д

Витамин РР