Конспект урока по окружающему миру по теме Наша дружная семья


Урок окружающего мира во 2 классе
Тема: «Наша дружная семья»
Учитель: Мартынова Евгения Викторовна, учитель начальных классов МБОУ ГСШ № 3.УМК: «Школа России», автор Плешаков А.А.
Цель: расширить представления детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи.
Задачи:
Образовательные: формировать представление детей о семье, совершенствовать умение правильно называть членов семьи.
Развивающие: способствовать развитию: устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, творческих способностей учащихся, навыков работы в группе, умения ставить вопросы, находить нужную информацию.
Воспитательные: пробуждать интерес к учебному предмету через литературные произведения; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе, внимательное и заботливое отношение к близким людям.
Основное содержание урока: Дружная семья. Счастливая семья. Уважительное отношение к родителям и старшему поколению. Семейные традиции.
Основные термины и понятия: Семья, культура общения, традиции, поколение.
Планируемые результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
Познакомить с понятиями «семья», «традиции семьи», «поколение», «традиции семьи»;
расширить представления о членах семьи;
обучать умению рассказывать о своей семье, домашнем хозяйстве.
- обучать детей работать в малой группе;
- продолжить работу по формированию коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества;
- развивать навыки работы с различными источниками информации;
- обучать умению анализировать и формулировать выводы. - осознать понятие «семья»,
- формировать чувство любви и уважения к членам семьи, заботу о близких,
- формировать чувство толерантности, чувство гордости за свою семью;
- активизировать ценностное отношение к семье.
Ресурсы: основные
дополнительные - А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2-го класса, 2 часть. Стр. 42-45 ;- А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь для 2-го класса к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 2 часть
- компьютер (для учителя);
- проектор, презентация;
- чистые листы бумаги;
-ладошки из цветной бумаги, нарисованное дерево;
-карточки для работы в группе.
Межпредметные связи Окружающий мир + Литературное чтение + Русский язык + +Технология
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, практическая работа
Ход урока:
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащегося Вид деятель-ностиПланируемые результаты
1. Организационный момент Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глазки. У вас отличное настроение, дыхание ровное, спокойное. Вы можете выполнять любое задание. Я считаю до «5», когда скажу «5», откройте глазки, пожелайте удачи в получении знаний.
- Мы с вами заранее разбились на группы. Вы будете работать одной командой, помогать друг другу. Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах.
Приветствуют друг друга, настраиваются на работу.
Ф/рЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям.
РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика.
КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других.
ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.
2. Постановка цели и задачи урока (1 слайд)
-Посмотрите, пожалуйста, на ребус.
-Поднимете руку, кто разгадал его.
- Вы правы, ребята, это слово СЕМЬЯ! (2 слайд)
- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (3 слайд)
- Что мы узнаем на уроке? Откроем учебники на стр. 42 Семья
Формулируют тему урока 3. Актуализация знаний Семья
- Что же такое семья? Для того что бы ответить на этот вопрос вызываю к доске 7 человек, каждый из них получает лист с распечатанной буквой Я.
- Ребята, что вы видите?
- Можем ли мы назвать их семьей?
- Почему?
- Как вы понимаете слово семья?
- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова, который дал такое определение термину «СЕМЬЯ»(4 слайд)
Семья - это группа живущих вместе близких родственников.
- Из кого состоит семья? 7Я
Нет
Предположения детей Физкульт-
минутка Кто живёт у нас в квартире
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (повороты туловища)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши) Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок, щегол и я (приседания)
Вот и вся моя семья
(хлопаем в ладоши). Дети выполняют движения. ЛУУД: формирует ЗОЖ
Культура общения
А сейчас постарайтесь ответить на вопрос: «Что такое дружная семья?» К нам на урок пришла семья наших друзей, Серёжи и Нади. Рассмотрите картинку на странице 42, что вы видите?
Мы не можем слышать,  о чем беседуют наши герои, как обращаются друг к другу. Попробуем оживить картинку, разыграв ситуацию… (предоставляется слово каждой группе.)
Вывод
-Что нужно для хорошей и дружной семьи?
Семья, в которой все уважают др. др., заботятся др. о др., поддерживают и помогают др. др., вместе проводят свободное время-
Как вы думаете, что такое культура общения? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)
- Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)
- Можно ли обижать того, кто тебя любит? ( Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас)
- Рассмотрите на с. 43 учебника и расскажите, как взрослые помогают детям и дети взрослым в семье Сережи и Нади.
- Фишками накройте те картинки, на которых изображено то, что бывает в твоей семье
Традиции
- Каждая семья строит свою жизнь по своим правилам, традициям и каждая семья хочет быть счастливой.
Традиция – то, что передаётся от старших к младшим, особенности каждой семьи.
В семье могут жить несколько поколений. Что означает это слово?
Поколение - одновременно живущие люди близкого возраста.
Старшее поколение – это бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.
Среднее поколение – родители.
Младшее поколение – дети. Рассуждают, отвечая на поставленные вопросы.
Каждая группа пытается озвучить картинки.
Дети высказывают своё мнение.
Дети определяют проблему: «Какую семью мы называем дружной, счастливой»
п/р Ф/рГ/рВключение в систему знаний и повторение.
- определяет цели для дальнейшей работы
Создание дерева.
На каждом пальчике ваших рукавичек написать членов вашей семьи, а если семья большая – то на двух рукавичках. И приклеить их на наше дерево “Дружной семьи”. Ведь дружная семья не только дома, но и у нас в школе.
-Ребята, кто из вас догадался какой проект мы будем выполнять? Пишут на перчатках членов своей семьи, и приклеивают их на дерево.
Создание своей родословной. Изобразить её в виде дерева. Провести презентацию в классе. Инд/рПУУД: осмысление понятий, связанных с темой «Дружная семья», осознание своей роли в семье.
КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
ЛУУД: формирует
самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
РУУД: формулирует вывод
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- вспоминает содержание основных этапов урока;
- оценивает
собственную учебную деятельность.
- Подведём итог работы на уроке.
- Какие цели ставили? Достигли цели?
- Оцените свою работу на уроке.
-Что понравилось?
- Где испытывали затруднение?
- Кто доволен своей работой на уроке?
-Кого бы похвалили за работу?
-Какое открытие вы сделали для себя сегодня?
- Я довольна нашей работой на уроке.
Отвечают на вопросы.
Оценивают работу за весь урок.
Оценивают свою работу.
РУУД: оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.